Армагеддон«Армагеддон №3» — это современный русский роман, пожалуй, являющийся единственным доказательством литературного процесса в России.

Чем мы вообще можем обнаружить именно «процесс», а не затхлое застойное болотцо литературного караоке? Как-то прочла в Интернете остроумную фразу о том, что самое неприличное — вписывать себя в чужую «минусовку». Но «компьютерный этап» бытия отечественной прозы характеризует «караоке» на чужой минусовке, «авторский образ» — на чужом материале, чужих достижениях, чужих мыслях и переживаниях. Это как раз то, что сегодня принято считать «литературным процессом», хотя главный признак процесса — это развитие на новом современном этапе. Наши писатели слишком буквально понимают фразу Моцарта «все, что написано до меня — мое!» Поэтому до сих пор никто из них не стал Моцартом от литературы.

На сегодня «Армагеддон №3» является, на мой взгляд, лучшим современным романом мирового уровня. И не только потому, что является эклектикой всех мыслимых литературных жанров. Эклектика прочно вошла в инструментарий современного романа, стала его неотъемлемым отличием от традиционной беллетристики и жанровой прозы. Роман сам по себе интересен, он несет в себе новые мысли, он обогащает нас новыми образами, он включает реальную историю и ее мистическое отражение. Мы видим, как перед нами зарождается чудо любви, но нас уже ожидают захватывающие приключения с детективными поворотами сюжета. Наконец, мы испытываем давно забытое ощущение радости от того, что просто умеем читать.

У меня хватило нахальства взять этот роман, издававшийся в 2006 г. в печатном виде, — для чтения в транспорте, «от нечего делать». Весь день на работе я пыталась улучить любую минутку, чтобы узнать, что же было с героями дальше. Сделавшая мне выговор руководитель группы, отняла у меня книгу, и мы чуть не завалили проект, поскольку она тоже «решила поинтересоваться», а потом не смогла оторваться.

Книга вернулась ко мне через месяц, сильно поистрепавшейся. Я с удивлением тогда узнала, что вокруг меня — полно людей, которые хотели бы прочесть нормальный современный роман, заранее рассчитанный на их стремительный образ жизни, на все сомнения, которые они испытывают, разглядывая красочные обложки незнакомых книг. Согласитесь, что при виде новой книги нас всех обуревает страх, а не очередной ли это плевок в душу?

Этому роману можно без опаски довериться, он несется прицепным вагоном к финалу, после которого остается одна мысль: «А продолжение будет?» Сама   структура намеренно выстроена по примеру сцепки вагонов — будто нас каждая глава перецепляет к другому поезду. Весь вагон взгдрагивает, и рельсы вновь начинают петь под нами «Мегиддо-Мегиддо-Мегид-дон!»

— Слушай, а ведь неплохая штука, а? — сказал Седой, пережевывая ветчину. — Хоть ветчину научились делать… Хотя в целом плохо еще у нас народ работает! Надо ветчину прямо сейчас съесть, чтобы до утра не испортилась.

— У меня водки немного осталось… Я на вокзале еще водки взял к пиву, если честно. А потом… не решился мешать. Давай по рюмашке? За встречу, — предложил Ямщиков, доставая из внутреннего кармана куртки чакушку.

— Что с тобой делать?.. Давай!

Они выпили, доели ветчину, а потом вскрыли упаковку с копченой лопаткой. От корейки Седой отказался наотрез.

— Это все вечный российский бардак! — глубокомысленно изрек Седой после третьей пластиковой рюмочки, которые оказались у запасливого Ямщикова в кармане брюк. — Все в точности так же, как мы, купили билеты, сели в вагон… А куда их цепляют, куда везут — всем до глубины души наплевать! Совершенно не привык задумываться народ. Как, впрочем, и работать.

— Ну, значит, и нам не хрен от народа отрываться, — зевнув, ответил Ямщиков, снимая теплую фланелевую ковбойку. — Ты лучше скажи, раз такой умный, что можно для пользы дела извлечь, пока мы здесь будем прессоваться?

— Я полагаю, — с жаром заявил Седой, залезая на верхнюю полку, — надо и здесь работать! Случайностей в нашем деле не бывает! Всех, кто сюда ни вопрется, надо выслушать и прокачать! Слушай, я полночи подежурю, сколько смогу, а потом тебя подниму. Устраивает? Давай плановые дежурства с завтрашнего дня начнем.

Всю ночь колеса стучали по поющим рельсам: «Мегид-до, Мегид-до, Мегид-до-до-дон», разгоняя сон. Светили желтыми глазами полустанки, и веселой беспутной спутницей за вагоном бежала полная луна.

Потом вагон надолго остановился где-то и почти до утра стоял в полной тишине. Только вдали слышались редкие гудки маневрирующих составов и усталый женский голос диспетчера из динамиков. Но вот подошла какая-то бригада мужиков, матерясь, они подкатили вагон к другому составу. Вагон вздрогнул всем телом один раз, потом другой, потом что-то взвизгнуло под ним, будто между колес пробежала металлическая кошка, и вновь колеса запели свою боевую песню.

Сложно писать литературный обзор по вещи, которая очень понравилось. Сразу вспоминается главы «Барсетка», «В поэтическом накале», «Сюрприз»… хочется перечитать, а потом уже становится не до литературного обзора. Чем можно выделить настоящий роман? Его можно перечитывать, его хочется перечитывать! Это не одноразовая макулатура.

Этот роман не мог быть написан без огромного творческого прорыва Михаила Афанасьевича Булгакова, который навсегда изменил характер и структуру большой русской прозы. Многие сегодня стараются найти схожесть рекомендуемых авторов с Достоевским… «в стилистике», оказывая подобными рекомендациями медвежью услугу своим протеже. С Достоевским можно сравнивать уровнем мировоззрения. Но что-то я такого не встречала на книжных полках наших магазинов. Обычно, когда упоминают о Достоевском, стараются смягчить впечатление зубодрительной скуки и неуместных нотаций в качестве «обличения всего общества».

Но не стоит забывать, что после Достоевского был Булгаков. И после широкой известности его произведений, литература уже никогда не станет прежней, будто после Достоевского не было ни Лескова, ни Толстого, ни Чехова, ни Шолохова…

Прочесть свою мораль с такими же неожиданными ситуациями и сюжетными ходами, как это мы встречаем в культовом «Мастере и Маргарите», — как и при жизни Булгакова, сегодня могут лишь единицы. Как раз этот единичный случай целиком относится к роману «Армагеддон №3», он весь пропитан «булгаковщиной» в самом опьянительном для литературного гурмана смысле. Один герой, питон Кирюша, оказавшийся тихим пропойцей и Хранителем мироздания, — почти прямая цитата из «Дьяволиады» Булгакова.

Безусловно, это роман, впитавший в себя и мировое развитие большой прозы, прежде всего, традиции латиноамериканского романа. Но мне не хотелось бы говорить об аллюзиях к творчеству Амаду или Маркеса, поскольку все бурное кипение жизни между обложками книги — имеет самое прямое отношение к нашей реальной жизни. Сейчас понимаю, что без фантасмагории, невозможно передать ее суть.

Недавно в сети прошла смешная шутка «Поезд Моисей» — так назвали фирменный вагон поезда «Москва-Владивосток» с рекламой «40 лет в пути!»

Роман не просто несет на полном ходу своих героев к месту Армагеддона через всю страну, от Калиниграда — до Владивостока. Прицепной вагон какими-то окольными путями добирается до наших сердец так, что мы потом еще долго не хотим отпускать полюбившихся героев. За редким исключением, они — обычные люди, которых, как и нас, никто не спросил, желают ли они присутствовать на очередном Армагеддоне, третьим по счету в новом времени?

По пути на Армагеддон с нашими героями происходит много чего мистического, но за каждой сценой маячит обычная  «бытовуха» этого прицепного вагона с непременными попойками, воровством барсеток, «устройством личной жизни», неожиданными встречами с собственным прошлым, драками и разборками — подозрительно напоминая тот Армагеддон, на который мы все отправляемся сразу из роддома.

Стоит, наверно, добавить, что роман неоднократно перерабатывался автором. В сети он известен в журнальном варианте с 2001 года.  В сущности, работа над романом продолжалась более пяти лет. Это лишь подтверждает мысль о том, что настоящие романы не создаются за полгода.

Его необычайную литературную ценность доказывает желание… украсть у автора эту уникальную вещь. Хотя я знаю, как автор просила издателей опубликовать роман , не требуя никого гонорара.  В конце концов, в 2006 году он был опубликован за счет автора. И тут же выяснилось, сколько людей хотели бы завладеть оргинальным, чисто «дедюховским» сюжетом, его необычной внутренней атмосферой — тревожной и все-таки пронизанной светлым отношением к жизни. Тем, что присуще лишь одному автору в нашем «современном литературно процессе».

Уже два года спустя после выхода романа в печатном виде, в сети появляются перепечатки журнального варианта — под именем «Николай Сластников». Действительно, был такой советский писатель, написавший в свое время детскую книгу про строителей ГЭС на Севере. Но, конечно, ему, ушедшему из жизни в 1964 году, в дурном сне не могло присниться то, что становится «приметами нашего времени» в романе: развал СССР, «заграница» в виде Украины и Литвы, ковровые бомбардировки на собственной территории мирных городов, приватизация общенародного достояния вплоть до железных дорог в пользу одного «акционера» — России.

…Иногда мне хотелось кричать «Не верю!», когда моя мама, автор этого романа, говорила, что стоит ей «вытянуть» повествование и закончить его счастливым концом — так очень много плохого с нами точно не произойдет в жизни. Теперь у меня есть даже не вера, а абсолютная уверенность в том, что это — чистая правда.

Роман не является «социальной утопией», о тяжком существовании после очередного Армагеддона. При всей пронизанности мистикой он, скорее относится к… реализму, наверно. Вернее, это обычный современный роман, впитавший в себя при написании все жанры. Но его финал не только рождает желание опять окунуться в его неповторимую атмосферу, но и радость жизни. Честно говоря, это какая-то глупая радость от только что завершившегося «ничем» очередного Армагеддона, из разряда «мелких» радостей жизни — «чудом остался жив».

Завидую всем, кто еще не читал «Армагеддон №3». В дорогу!

Екатерина Дедюхова

С отрывками из романа «Армагеддон №3» можно познакомиться здесь.

Извините, товар закончился!

Купить книгу с автографом автора

ISBN 5-9620-0068-4

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Отправка осуществляется Почтой России, в стоимость книги включена стоимость пересылки по России и СНГ. После оплаты, обязательно выслать почтовый адрес получателя на sales@ogurcova-online.com

Книги Ирины Дедюховой в «Книжной лавке»:

4 Comments for this entry

  • Александр Морозов:

    Помню, когда первый раз читал, как начал в пятницу вечером (повезло, на работу в субботу выходить не надо было) так под утро следующего дня закончил, читается на одном дыхании.

  • «Армагеддон №3» — роман, который хочется перечитывать вновь и вновь.
    И досадливо морщиться, от зубной боли узнавания ворованных из романа образов, которые разными путями пытаются выдать за свои представители «креативного класса».

  • Андрей Кочур:

    Катя, замечательная рецензия! Сколько раз, начав читать с любого места, не мог оторваться.

  • Что в электронном виде, что в бумажном — открываем на любой странице (я это делаю на странице 153) и начинаем читать. Оторваться невозможно! Реально затягивает, отличная книга! Только обложка в присланном экземпляре очень мрачная и странная. Но зато — с автографом. Спасибо, Ирина Анатольевна! Я эту книгу теперь на стиральной машинке храню — почётное место (без шуток!).

Добавить комментарий для Сергей Лебедев Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//