stephen_king_writerСтивен Эдвин Кинг (англ. Stephen Edwin King; род. 21 сентября 1947, Портленд, Мэн, США) — американский писатель, работающий в разнообразных жанрах, включая ужасы, триллер, фантастику, фэнтези, мистику, драму; получил прозвище — «Король ужасов».

Продано более 350 миллионов экземпляров его книг, по которым были сняты ряд художественных фильмов, телевизионных постановок, а также нарисованы комиксы. Кинг опубликовал 50 романов, в том числе 7 под псевдонимом Ричард Бахман, и 5 научно-популярных книг. Он написал около двух сотен рассказов, большинство из которых были собраны в девять авторских сборников.

Действие многих его рассказов происходит в его родном штате Мэн. За свое творчество Кинг получил Премию Брэма Стокера, Всемирную премию фэнтези, награду Британского общества фэнтези, его повесть «Промежуточная станция» была кандидатом на премию «Небьюла», и его рассказ «Человек в чёрном костюме» получил премию О. Генри.

В 2003 году Национальный фонд книг наградил его медалью за выдающийся вклад в американскую литературу. Он также получал награды за вклад в литературу на протяжении всей его карьеры, такие как премии За вклад в мировое Фэнтези (2004), был награждён Канадской ассоциацией книготорговцев (2007) и званием Великого Магистра от Американских писателей мистиков (2007).

Из статьи И.А. Дедюховой «От сумы и от тюрьмы. Часть I»

…Среди множества произведений, где действие происходит в тюрьме, где раскрывается путь преодоления тяжкого чувства несвободы, неволи, — есть два очень известных романа, полностью перевернувших отношение к системе наказаний во всем мире.

Только недавно российское правосудие стало давать ход уголовным делам в отношении тюремщиков-садистов. И при этом все понимают, что главные преступники, действительно нарушившие саму суть человеческих и божеских законов, как правило, не испытывают никаких проблем с правосудием.

Россия — давно перестала быть самой читающей страной мира. Но это вовсе не означает, что весь мир перестал читать. Все же самые благотворные преобразования в обществе всегда происходят под влиянием сильных литературных произведений, а не по причине чтения моралей политиками и чиновниками, решившими встать над обществом… в качестве банальных тюремщиков.

И за последние годы, пока нам навязывалась какая-то нечитаемая рухлядь про концлагеря и ГУЛАГи, весь мир читал два романа о тюрьмах Стивена Кинга — «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» и «Зелена миля».

Стивен Кинг написал много чего среднего и даже низкопробного, творчество его крайне неровное. Но эти два романа о самой страшной несправедливости, которая может произойти с каждым в человеческом обществе, затронули сердца людей в самых разных уголках мира, а герои фильмов, снятых по этим двум романам — рассказывали свою историю почти на всех языках.

После этих двух романов Стивена Кинга, отношение к оступившимся людям, лишенных главного человеческого качества — свободы, начало меняться кардинальным образом практически везде, кроме… России. У нас человек испытывает чувство несвободы и на воле. Поэтому любое столкновение с «правоохранительной системой» — превращается в бесконечный кошмар мастера ужасов Стивена Кинга.

101-bigНо человеческие сердца затронули именно светлые страницы его романов. Поэтому, возвращаясь к его знаменитым «тюремным» сагам, постоянно задаешься с тем же вопросом: почему огромное число людей, читавших эти романы на русском, решили сделать жизнь соотечественников, оказавшихся в их власти, — невыносимой?..

«Побег из Шоушенка» (англ. The Shawshank Redemption; слово «redemption» может иметь значения «спасение», «освобождение», «искупление») — культовый американский фильм-драма 1994 года, снятый режиссёром Фрэнком Дарабонтом по повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка» (англ. Rita Hayworth and Shawshank Redemption).

Фильм уверенно занимает лидирующие позиции в списках лучших фильмов всех времён по результатам зрительского голосования. Так, по состоянию на 10 декабря 2012 года фильм занимал 1-е место в списке «250 лучших фильмов по версии IMDb» и 1-е место в списке «250 лучших фильмов по версии посетителей сайта КиноПоиск» (неизменно с августа 2010 года)

В фильме «Побег из Шоушенка» раскрывается и актуальный для американского общества стереотип о том, будто уголовные мотивации присущи только «цветным». Повествование о послевоенном тюремном бытии ведется именно от лица такого «преступного типа», когда-то по молодости и глупости совершившего преступление. Но главным героем становится человек из высших слоев общества — вице-президент банка Энди Дюфрейн.

В 1947 году он  приговаривается к двум пожизненным заключениям за убийство жены и её любовника, которое не совершал. Тюрьма становится для него неожиданным крахом всех надежд. В ходе суда он не только узнает, что его любимая жена ему изменяла, а от него отворачиваются все друзья и знакомые.

Он попадает в Шоушенк, где на его глазах  начальник охраны забивает до смерти одного из новоприбывших заключённых. Дюфрейн становится объектом сексуальных домогательств группы заключённых, известных как «Сёстры», они истязают  Энди за сопротивление, но он не сдается.

Спасением для него становится дружба с чернокожим заключённым Рэдом, который, благодаря своим связям, доставляет в тюрьму по нелегальным каналам разные товары. Дюфрейн даёт охранникам финансовые и юридические консультации, помогает заполнять налоговые декларации. В благодарность за услуги Энди, охранник  избивает главаря «Сестёр»  так, что тот становится инвалидом, после чего жизнь Дюфрейна в тюрьме становится сносной. Начальник тюрьмы привлекает Энди к своим финансовым махинациям. Дюфрейн создаёт по документам виртупльного человека, никогда не существовавшего в действительности, и зачисляет отмытые деньги на его счета. Это детективная сторона повести Стивена Кинга.

Но, пожалуй, самые страшные страницы романа — в будничном описании самоубийства старика-заключенного, выпущенного из Шоушенка лишь тогда, когда от его жизни почти ничего осталось. Он выцарапывает на деревянной балке свое имя и вешается, приводит в исполнение приговор системы, давно высосавшей из него жизнь.

Человек должен иметь внутреннюю свободу, он должен иметь возможность осуществлять свои мечты и желания, а не просто отказываться от них раз и навсегда. Проблема, как всегда, в том, какие желания мы испытываем. Осуществление одних желаний приносит пользу всему обществу, открывает перед людьми новые горизонты.

Но ведь не секрет, что многие испытывают низменные желания — утвердить свою личность не саморазвитием, а глумлением и издевательствами над себе подобными. Правоохранительная система, казалось бы, должна отделить зерна от плевел, осудив дурные желания и стремления, всегда имеющие уголовную мотивацию.

Однако именно в правоохранительной системе при некоторых негативных процессах в обществе — весьма вольготно ощущают себя субъекты, полностью удовлетворяющие свои дурные наклонности, пользуясь беззащитностью человека, оказавшегося в их власти. Общество может восстановить равновесие и загнать темную сторону души каждого в общепринятые рамки, лишь при помощи настоящих произведений искусства. А любое такое произведение — всегда о справедливости.

Именно поэтому мы зачитывались «Графом Монте Кристо», именно поэтому «тюремные» саги Стивена Кинга становятся шедеврами. Решение  столь сложных нравственных проблем — не под силу ни одному политику или депутату. Да и мы понимаем, что «воспитательные» речи слышим большей частью от закоренелых уголовников, которые самими неуместными нотациями взрослым людям — цинично глумятся над человеческими идеалами. Но литература своими методами вполне может решить все эти проблемы в нормальном литературном процессе.

…Здесь я, пожалуй, сделаю небольшое лирической отступление о литературе. Если вы посмотрите рецензии на эту вещь Стивена Кинга, вы обнаружите, что я называю ее «романом», а сам автор — «повестью». В чем же возникает разночтение?

Кинг написал именно повесть! Но вы заметили, как многие наши современные авторы сремятся к экранизации? Ими не создано ни одного образа, который бы перешел в изустную речь, стал нарицательным. То есть нет и литературы!

Мы уже стали привыкать к морю разливанному «романов» Дарьи Донцовой и других аналогичных квакушек, считая, будто любая графоманщина выпущенная массовым тиражом — автоматически становится «романом». Но ведь и те, кого нынче нам представляют «гуру от литературы» — тоже не создали ни одного образа! А к экранизации такие «аффтары» стремятся, чтобы актер и режиссер доработали их болванку до удобоваримого образа.

Если это не сделают они — читателю самому придется дорабатывать образ, взяв никчемную болванку и сказав себе, что это типа… Наташа Ростова. Ну, или как в случае Надежды Толоконниковой — откинуть реальные факты, опереться на общепринятые штампы и вообразить себе юную борчиху за свободу и справедливость вне всего, что привело ее за решетку.

А вообще-то и читатели, и актеры с режиссерами должны иметь дело с уже ожившими образами, которые к концу произведения действуют практически самостоятельно, не слишком интересуясь мнением автора. В противном случае… придется оживлять эти образы самим, за счет собственной души, за счет собственной жизни. И этот образ превращается — в раскормленного кровью вашей души гомункула. Там уже не до нравственного выбора! Потому там заранее даются моральные клише на уровне няньки из детсада.

Все это… настолько изматывает душу, что можно заметить, как актеры, покормившие собой подобные недоразвитые образы, после как-то слишком быстро «сходят на нет», превращаясь в пустую оболочку, становясь никому неинтересными.

А вот с повестью Стивена Кинга произошел весьма интересный случай. Созданные им образы имели такой потенциал, что актеры просто «вжились в образ», они прожили на наших глазах большую человеческую жизнь. В его случае, хоть сам литературный образ был обозначен контурно, актер смог наполнить его своим жизненным опытом, своими размышлениями… просто поставив самого себя в условия «от сумы и от тюрьмы».

И это, пожалуй, единственный случай, когда повесть после экранизации, усиленная мощными актерскими образами и точной режиссурой — превращается… в роман!

[…] В нашей жизни нет ничего тайного. И как бы кто не скрывал исполнение своих низменных желаний напускным благочестием, а приходит время — и все встает на свои места. Человек лишь оттягивает этот «момент истины», которая всегда раскрывается в самое «неподходящее» время.

В этом и есть справедливость! Жизнь не стоит на месте, ничего не возвращается «на круги своя». Монте Кристо возвращается в привычное ему общество, где все упрочили свои позиции, рассчитывая, что никогда больше его не увидят. Но он уже не может органично влиться в это общество, наслаждаясь благами, которые ему предоставлены его положением и богатством. Просто потому, что он и после одной ночи, проведенной в тюрьме, более никогда не будет прежним.

Жизнь раскрылась ему в отвратительной изнанке, а каждая истина, заключающая в себе темную сторону человеческой души, оборачивается пустотой и разочарованием. Монте Кристо и в самом деле уже не Эдмон Дантес, он становится антиматерией этого комфортного пафосного мирка ложных репутаций. И при соприкосновении с ним жалкий мир каждого его прежнего знакомого… попросту взрывается, аннигилируется.

Дюма исследует фантастическую ситуацию, которая весьма редко происходит в реальной жизни. Обычно подобные ситуации разрешаются… параллельным существованием с мирах, которые больше никогда не соприкасаются. Возможно, так происходит только в бескрайней России, где оскорбленному чувству всегда найдется уголок, где влияние любых дангларов и фернанов ничтожно. И в этом случае, кстати, неизвестно, кому же больше выпадает справедливости. Дангларам, которые думают о возможном возмездии ежеминутно, или дантесам, которые могут навсегда забыть о дангларах, позволив мертвым хоронить своих мертвецов?..

В романе Дюма есть еще одна важная деталь, отчего-то всегда упускавшаяся в отечественных экранизациях. Самые сокрушительные удары Монте Кристо наносит… просто вытащив «старые скелеты в шкафу», восстанавливая справедливость даже не в отношении себя, а в отношении других. И он тут же получает воздаяние!

В нравственном начале католику Дюма отказать невозможно, у него весьма тонко выверены все нравственные акценты сюжета, хотя им рассматривается весьма «смутный» исторический отрезок, а сами обстоятельства нежданного богатства и спасения из крепости, как, впрочем, и сама причина заключения — отнюдь не безупречны в нравственном отношении.

В  «Побеге из Шоушенка»… напротив, многие нравственные ориентиры размыты, поскольку повествование провокационно ведется от имени «чернокожего преступного элемента». Шоушенк — это место, где длится один и тот же нескончаемый день, а люди забыли о Боге. И, тем не менее, именно дружба между Рэдом и Эндрю превращает эту историю — в захватывающее повествование о становлении человеческого духа.

Эндрю, конечно, читал «Графа Монте Кристо». Он засыпает Сенат письмами и добивается выделения денег и книг на расширение тюремной библиотеки, помогает получить образование другим заключённым. Он лично занимается с молодым вором Томми Уильямсом, учит его читать; парень успешно сдаёт экзамен. Узнав об истории Энди, Томми вспоминает, что когда-то его сокамерник рассказывал, как убил владельца гольф-клуба с любовницей, а за убийство посадили её мужа-банкира.

Энди понимает, что это убийство — то самое, за которое осудили его, и пытается уговорить начальника тюрьмы помочь в пересмотре его дела, но получает решительный отказ, поскольку Энди замешан в махинациях Нортона и выгоден ему как бесплатный личный банкир. Начальник тюрьмы отправляет Энди в карцер на небывало долгий срок, а в это время приглашает Томми на ночную беседу у периметра тюрьмы, во время которой охранник с вышки убивает Томми якобы при попытке к бегству.

В чем же здесь справедливость, спросите вы? Как бы не нервничал и не сравался Томми, он сдает экзамен и получает среднее образование, он делает огромный шаг вперед. Все получается у Энди, несмотря на то, что Томми — «сложный экземпляр». Но лишь до тех пор… пока он не решает с его помощью восстановить справедливость только в отношении себя. И он хочет войти в ту же воду, вернуться на круги своя, а это уже невозможно.

Справедливость приходит к нему в установленный срок, а само желание справедливости — помогает ее достигнуть. И все мы, «посторонние участники» этой истории понимаем, что справедливость настоящая, подлинная — приходит к Энди лишь когда он помогает своему другу Рэнди избежать самостоятельного «исполнения приговора» в петле под деревянной балкой с выцарапанными именами заключенных Шоушенка.

Энди совершает побег. Справедливость не только в том, что он обретает свободу, но и в том, что он заставляет пожалеть (пусть не раскаяться) людей, убивших Томми, не выпустивших его из своих лап. Он создает на воле виртуальную личность, необходимую для осуществления финансовых махинаций начальника тюрьмы. После побега он не скрывается, а, надев украденные у начальника тбрьмы костюм и ботинки, тдет в качестве этого обретшего плоть законопослушного гражданина в банки, куда много лет перечислял деньги из Щоушенка.

Он закрывает все «свои» счета на имя созданного им человека, получив около 370 тыс. долларов. А затем отправляет почтой «компромат» со всеми документами о коррупции директора в редакцию газеты. В результате охранника-садиста арестовывают, а начальник тюрьмы вынужден покончить с собой.

Мы сразу делаем пометочку, что уж наши отечественные тюремные начальники и прокуроры из числа «оборотней в погонах» — с собой кончать добровольно не станут. Они будут сидеть на булках ровно, смирненько ожидая, когда же в отношении них «восстановят справедливость», чтобы они не сдали всех «с корочками». И все ведь исключительно «ради справедливости», только ради нее, родимой…

Но все эти начальники проскакивают мимо одной мысли, пронизывающей и «Графа Монте Кристо», и «Побег из Шоушенка». Не стоит рушить справедливость в отношении людей, несколько превосходящих тебя в нравственном и интеллектуальном отношении. А уж тем более, простите, нельзя опускать их социальный статус на уровень уголовных элемнтов. Нежелательно превращать заведомо более талантливых и сильных духом людей — в собственную антиматерию. Это попросту неразумно.

Рэд получает открытку от Энди со штемпелем города Форт Хенкок, где Энди пересёк мексиканскую границу. После очередной комиссии по досрочному освобождению Рэд выходит на свободу. Некоторое время он работает в магазине упаковщиком, но затем решает найти тайник, о котором Энди рассказывал ему в тюрьме. Он находит деньги и послание от Энди, и отправляется в Мексику, в городок на берегу Тихого океана, где и встречает своего друга.

Справедливость восстанавливается не только для них и всех, кто им сочувствует их терзаниям, поискам выхода, умению выдерживать удары судьбы. Заметим, что Энди и Рэд, превратившиеся в два элемента антиматерии — взрывают и  сложившиеся в системе исполнения наказаний отношения.

Общественное порицание издевательствам над бесправными людьми — меняет изнутри саму систему, поскольку делает нарицательными имена тюремщиков. Это можно сделать лишь в литературе и искусстве! Это понимали и в России до того, как решили, что все непременно должны озвучивать «политические фигуры». А само их возвеличивание уничтожает общественные моральные нормы.

 Скачать Стивен Кинг Рита «Хейворт или Побег из Шоушенка»

«Побег из Шоушенка» (англ. The Shawshank Redemption — «Искупление Шоушенком») — американский драматический фильм 1994 года режиссёра и сценариста Фрэнка Дарабонта, основанный на повести Стивена Кинга «Рита Хейуорт и спасение из Шоушенка». Он рассказывает историю банкира Энди Дюфрена (Тим Роббинс), который приговорён к пожизненному заключению в государственной тюрьме Шоушенка за убийство своей жены и её любовника, несмотря на его заявления о невиновности. В течение следующих двух десятилетий он дружит с другим заключённым, контрабандистом Эллисом «Редом» Реддингом (Морган Фриман), и играет важную роль в операции по отмыванию денег, возглавляемой тюремным надзирателем Сэмюэлем Нортоном (Боб Гантон). Уильям СэдлерКлэнси БраунГил Беллоуз и Джеймс Уитмор появляются во второстепенных ролях.

 Читать по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//