Барочный вертепный театр (Германия, 1704 год)
Рождественский вертеп — воспроизведение сцены Рождества Христова средствами различных искусств (скульптура, театр и др.)[1]. Словом «вертеп», однако, не принято называть изображения, являющиеся предметом религиозного поклонения (например, икону, изображающую Рождество). В странах Западной Европы подобная композиция именуется презе́пио (итал. presepio — ясли). Одним из первых «презепио» с изображением множества фигур создал в 1291 году итальянский скульптор Арнольфо ди Камбио.
Исполнение
Формы вертепа:
- Вертепная композиция — воспроизведение сцены Рождества с использованием объёмных фигур или фигурок, выполненных из различного материала. В католических странах именно такой вертеп получил наибольшее распространение.
- Механический вертеп — развитие формы вертепной композиции, в котором отдельные фигуры анимированы при помощи скрытого механизма.
- Вертепный театр — рождественское представление средствами кукольного театра, иногда также с участием людей-актеров. Был распространён, преимущественно, на территории Польши, Украины, Сербии, Белоруссии, в некоторых регионах России. Вертепом в этом случае называют также особый ящик, в котором показывается кукольное представление.
- Живой вертеп — вертеп, в котором роль всех или некоторых персонажей исполняют живые люди.
Все виды вертепов связаны с праздником Рождества. Как правило, скульптурно-декоративные композиции выставляются для просмотра, а театральные представления разыгрываются только в период рождественских праздников.
Вогезский вертеп начала XIX века, содержащий лишь базовые фигуры
Вертепная композиция
Неподвижные вертепы распространены повсеместно в католических странах, где они успели приобрести традиционные региональные особенности, и некоторых протестантских странах. В России популярность этого вида вертепов заметно возрастает в последние годы.
Персонажи и атрибуты
Неаполитанский вертеп со множеством персонажей
Говоря о персонажах вертепа, необходимо упомянуть, что его композиция фиксирует, как правило, не какой-либо один момент Рождества Христова, но совокупность событий, чаще всего поклонение пастухов и поклонение волхвов, которые, согласно христианской традиции, произошли в разное время. В обширных многофигурных композициях в качестве отдельных сюжетов могут присутствовать и другие сюжеты Евангельской истории: бегство в Египет, избиение младенцев и др.
Неизменными персонажами вертепа являются Дева Мария, Младенец Иисус и (почти всегда) Святой Иосиф. В православных храмах вместо этих персонажей иногда используется икона Рождества, в то время как другие участники сцены представлены объёмными фигурками. Младенец Иисус изображается лежащим в яслях, явно упомянутых у Апостола Луки: И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. (Лук. 2:16). Если основным сюжетом вертепа является поклонение волхвов, то Иисус Христос изображается, в согласии с иконографической традицией, на руках у сидящей Матери.
Кроме того, в вертепе могут присутствовать следующие персонажи:
- Вол и осёл, которые, по преданию, согревали Младенца своим тёплым дыханием. Несмотря на то, что в канонических Евангелиях данный элемент сюжета отсутствует, этих животных можно увидеть уже на ранних христианских изображениях, что связывают со словами Пророка Исаии: Вол знает владетеля своего, и осел — ясли господина своего (Ис. 1:3).
- Пастухи с овцами; один из пастухов часто изображён несущим на плечах или в руках ягнёнка как символ Агнца Божия.
- Три волхва. Согласно католической традиции, поклонение волхвов произошло в день Богоявления (6 января), и фигурки волхвов иногда прибавляются к композиции лишь в этот день.
- Ангел или ангелы. В православной традиции весть о рождении Спасителя пастухам принёс архангел Гавриил.
Сантоны в Экс-ан-Провансе
В зависимости от масштабов вертепа, региональных традиций и фантазий автора, в композицию вертепа могут быть включены и другие персонажи, например, слуги волхвов (иногда десятки фигур), их верблюды, лошади и даже слоны, многочисленные жители Иудеи, разные животные и птицы, вплоть до персонажей местного быта и фольклора. Так, в традиционном провансальском вертепе присутствуют так называемые «сантоны» — изображения представителей различных общественных слоев и профессий Прованса.
Несмотря на то, что рождение Иисуса в Пещере Рождества в настоящее время не подвергается сомнению большинством христианских конфессий, в канонических Евангелиях нет прямого упоминания пещеры. Говорится лишь о яслях, в которых лежал Младенец. Вероятно этим объясняется то, что в традиционных вертепах католических стран вместо пещеры зачастую изображается хижина или иное строение, которое могли использовать пастухи. В большинстве случаев оно несёт на себе черты региональной архитектуры. В православной традиции неизменно изображается пещера, что определяется не только традициями иконографии, но и самим названием «вертеп». Следует заметить, что в западноевропейских языках название вертепной композиции производится не от слова, обозначающего пещеру, а от слов «ясли» (лат. praesepe, итал. presepe, фр. créche) или «Вифлеем» (исп. belén).
Иногда над всей композицией изображается Вифлеемская звезда.
Материалы и техника
Как материалы, так и техника исполнения могут быть очень различны. Обычно используются технологии, традиционные для данной местности: резьба по дереву, керамика и т. п. В качестве материалов могут использоваться также воск, бумага, пластмасса, металл и др.
Зачастую используются достаточно сложные и разнообразные методы. Так, в неаполитанских вертепах XVIII века лица фигур изготовлены из терракоты, глаза — из стекла, руки вырезаны из дерева, основой для туловища служит металлическая проволока, покрытая сшитой из различных тканей одеждой.
Нередко используются природные материалы: солома для покрытия пола пещеры, земля и растения для изображения окружающей природы, камень для стен пещеры. Иногда композиция украшается еловыми ветвями.
В настоящее время при изготовлении вертепов используется почти весь спектр технологий современных рукоделий.
Размещение и размеры
Размеры вертепной композиции могут быть весьма различны. Величина фигур варьируется от нескольких сантиметров до высоты человеческого роста. Кроме того, размер композиции определяется числом персонажей, которое может достигать нескольких сотен.
Выбор масштаба вертепной композиции зависит от её предназначения. Вертепы небольшого размера размещаются в домах верующих как элемент праздничного декора. Более крупные вертепы демонстрируются в церквях, а также общественных зданиях. Ростовые фигуры предназначены, как правило, для размещения на улицах, площадях, на территории монастырей.
К Рождеству 2011—2012 года в брюссельской базилике Сакре-Кёр был сооружён, по утверждениям создателей, самый большой рождественский вертеп в мире: композиция из множества полноростовых фигур занимает весь первый этаж этого здания, входящего в десятку крупнейших христианских церквей мира, а иерусалимские стены поднимаются на высоту семи метров[2].
Стремление к разнообразию выразительных средств привело к появлению вертепов необычных размеров: миниатюрных (например, целиком умещающихся в скорлупе ореха) или наоборот, гигантских, с многометровыми фигурами. Самым крупным по размеру фигур, согласно Книге рекордов Гиннесса, был рождественский вертеп, сооружённый в Монтеррее (Мексика) в 1999 году. Фигуры Девы Марии и Святого Иосифа достигали в высоту 5,3 метров[3].
Механические вертепы
Фрагмент «Крызовых ясличек»
Механический вертеп представляет собой, как правило, единую неразборную конструкцию, в которой часть фигур приводится в движение скрытыми механизмами под воздействием ручной силы или электромотора.
Крупнейший, по данным Книги рекордов Гиннесса за 1998 год, механический вертеп — так называемые «Крызовы яслички» (чеш. Krýzovy jesličky) — находится в музее города Йиндржихув-Градец в Чехии[4]. В музеях Чехии находятся и другие известные механические вертепы, в их числе Тршебеховицкий вертеп или «Вертеп Пробошта» (чеш. Třebechovický Proboštův betlém)[5].
Традиция механических вертепов распространена также в Италии.
Вертепный театр
Белорусская батлейка | Краковская шопка |
В России вертепы был популярны до революции. Но с 1917 года началась антирелигиозная пропаганда и первыми под удар попали традиции и обряды, связанные именно с Рождеством. Увы, многие из них были забыты на многие годы.
|
|
Икона из епископской резиденции в Пафосе (Кипр), XVI век | Украинский вертеп. Конец XIX века |
Возрождение вертепа приходится на 1980-е годы. Идеологический прессинг ослабел, и у фольклористов появилась возможность открыто заняться изучением традиционной народной и религиозной культуры. Вертепы бывают разные. В тех, что устанавливают дома, чаще всего можно увидеть фигуры Младенца Христа, Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов, волхвов и животных. В храмах мастерят вертепы из еловых веток – своеобразный шатер. Его устанавливают над праздничной иконой Рождества, и все, кто подходит поклониться иконе, оказываются таким образом внутри рождественской пещеры. А в самых холодных регионах, например, в Якутии, на городских площадях и у церквей можно увидеть очень красивые вертепы изо льда.
Вертеп в переводе со старославянского — пещера. Как правило, так называют ту единственную пещеру, в которой родился Христос.
Пещера Рождества, или Святой Вертеп, находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме. Место рождения Спасителя отмечено на полу серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии». В полукруглой нише над звездой теплятся шестнадцать лампад. А чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения. Сами Ясли — кормушка для домашних животных, которую Богородица использовала в качестве колыбельки, была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня. А нишу, где некогда стояли ясли, обложили мрамором.
Этот Вертеп и стал первообразом для всех последующих, созданных искусством людей.
Прошло время, и вот из-под рук мастеров стали выходить вертепы деревянные резные, из картона и папье-маше, глины, фарфора, гипса… Изысканные и незамысловатые, большие и маленькие панорамы, воспроизводящие сцену Рождения Спасителя, были своего рода Библией для неграмотных. Появление таких панорам некоторые ученые приписывают Франциску Ассизскому, который в 1223 году встречал святую ночь в селении Греччио. Для напоминания о празднике он создал живую «инсталляцию» вертепа (по-итальянски — «презепе», «ясли»). С тех пор не только в Италии, но и во всей Европе и во многих странах мира существует традиция устанавливать вертепы в церквях и домах верующих. Образы Младенца Христа и Богородицы, Иосифа, ангелов, пастухов в этих статичных композициях нередко переносят зрителя из древней Иудеи в реалии современных городов. Кстати, в итальянском Неаполе есть целая улица, на которой и сейчас размещаются многочисленные вертепные мастерские.
В России, конечно же, имели место и презепе. Однако более популярны (особенно в XVIII—XIX вв.) были вертепы театральные — короткие кукольные представления с рождественским сюжетом. Вертепами также назывались деревянные двух- или трехэтажные переносные ящики-домики, где, собственно, и разыгрывался спектакль. Публике показывали сцены из Священного Писания – рождественскую мистерию. Причем рождественскую драму показывали не только в светских домах, но и в домах священников. А к концу XVIII века в Петербурге сложилась династия вертепщиков — семья Колосовых, на протяжении почти целого столетия хранивших традиции исполнения спектаклей.
Расцвет вертепов пришелся на XIX век, когда они стали популярны не только в центральной России, но и в Сибири. Вплоть до конца столетия вертеп странствовал по городам и селам, вместе с тем переживая «обмирщение» и превращаясь из кукольной драмы с библейским сюжетом в светское народное представление. Вертеп стал состоять из двух частей: рождественской мистерии и веселой музыкальной комедии с местным колоритом. Но уже к концу века балаганные сценки, игравшиеся в нижнем этаже, оказались более значимы, чем события «горнего яруса». Вертепщики же стали носить чудесный ящик по ярмаркам не только на Святки, но ходили с ним вплоть до Масленицы. Известно, что некоторые артисты ездили с вертепами даже на Нижегородскую ярмарку, которая открывалась… 15 июля!
Октябрьская революция 1917 года и последовавшая вслед за ней антирелигиозная кампания решили судьбу рождественских представлений. Они, как и традиционная Елка, оказались под строгим запретом. Вскоре были утрачены тексты вертепных спектаклей и забыты секреты вождения кукол. Только в 1980 году Фольклорный ансамбль Дмитрия Покровского занялся восстановлением традиционного вертепа. Покровский обратился за помощью к известному исследователю кукольного театра режиссеру Виктору Новацкому. Фольклорист изучил белорусский, украинский и русский вертепы, тщательно исследовал вертепные ящики в Театре имени Сергея Образцова, в Бахрушинском музее. Собирая по крупицам элементы вертепной традиции, выявляя характерные особенности отдельных вертепов, Новацкий отреставрировал текст представления и «оживил» рождественских кукол. Его вариант действа стал образцом.
Как устроен вертеп?
Устройство вертепа очень интересно. В ящике-домике, живописно украшенном изнутри, есть специальные прорези для вождения кукол. Переходить с одного этажа на другой куклам нельзя. В верхнем ярусе разыгрывались сцены, связанные со Святым Семейством, а нижний изображал дворец царя Ирода. В этой же части в более поздние времена показывались сатирические сценки и комедии. Однако вертеп — это не просто волшебный ящик, это маленькая модель мироздания: мир горний (верхний этаж), дольний (нижний этаж), и ад — дырка, куда проваливается Ирод.
Театр «Бродячий вертеп» | Рахиль. Вертеп В. Новацкого |
Зимой вертеп возили на санях, переносили из избы в избу, показывали представления на постоялых дворах. Вокруг вертепа расставлялись лавки, зажигались свечи, и сказка начиналась.
Классическая «труппа» вертепа — Богоматерь, Иосиф, Ангел, Пастух, три Царя-волхва, Ирод, Рахиль, Солдат, Черт, Смерть и Пономарь, в обязанность которого входило зажигать свечи на вертепе перед представлением. Каждая кукла крепилась на штыре, за который снизу, как за ручку, может взяться кукловод и передвигать ее по специальным щелям в полу сцены.
Младенец в вертепе, как правило, — туго скрученный жгутик из белой материи; овечки, с которыми приходит поклониться Христу пастух, — кудрявый комочек пряжи. Как правило, герои в вертепе деревянные или тряпичные, из простого дешевого материала — их легко смастерить, легко переносить.
Однако среди вертепщиков существовало неписаное правило: кукла, изображающая Богородицу, должна быть сделана иначе, нежели все остальные, как будто ее мастерил другой художник. Поэтому образы Богородицы и Спасителя создавались мастерами-вертепщиками с особой тщательностью. Иногда вместо куклы Божьей Матери ставили икону.
Как происходит действо?
В основе вертепного представления лежит сюжет о приходе на землю Спасителя. Ангел возвещает о рождении Бога. Новорожденному Младенцу приходят поклониться Пастух, три Волхва. Последние рассказывают о встрече с Иродом, которому они сообщили о рождении будущего великого Царя. Ангел предупреждает Волхвов, чтобы они «не ходили к Ироду», не выдавали ему Христа (Ирод боится, что родившийся Царь отнимет у него власть). Разгневанный Ирод повелевает Воину «избить младенцев» в Вифлееме. К нему приходит Рахиль, умоляя не убивать ее чадо: «Глас в Раме слышен, плач и рыдание, и вопль великий; Рахиль плачет о детях своих и не хочет утешиться, ибо их нет» (Иер. 31:15, Мф. 2:18). Но Ирод глух к ее мольбам. Ангел утешает Рахиль. К Ироду же приходит Смерть, он просит у нее отсрочки, но Смерть зовет Черта, и тот утаскивает Ирода в преисподнюю.
Во второй части представления показываются бытовые сценки, затем герои «прощаются» со зрителями.
Как пишет исследователь традиции вертепа Борис Голдовский, музыка в обоих действиях спектакля представления была не менее важна, чем текст. Она всегда давала очень точные характеристики героям и насыщала само представление праздником. Особенно популярны были канты, в которых соединялись народные песни и светские танцевальные мелодии.
Вертеп был и остается одной из любимых традиций празднования Рождества. И каким бы он ни был, статичным, механическим или даже живым, с участием актеров-людей, для зрителя он, прежде всего, — чудесный знак, указывающий на ту самую, Вифлеемскую, пещеру.
Знаете ли вы, что…
Прообразы вертепа можно найти еще в античности — древние эллины знали нечто подобное. На колонне устанавливалась доска, на которой демонстрировались сценки, сменявшиеся, когда занавески закрывались.
Двухэтажный ящик, подобный вертепу, был описан в I веке механиком Героном Александрийским, куклы в нем были механические, приводились в движение с помощью специальной рукоятки. В верхнем этаже находились боги, в нижнем — аргонавты.
По мнению исследователя Бориса Голдовского, первые сценические представления с рождественским сюжетом появились еще в V веке, во времена папы Сикста III. Понтифик разумно рассудил, что к сердцам простых людей, не знавших грамоты, самый прямой путь — наглядная иллюстрация библейского сюжета. Примерно тогда в храмах стали появляться объемные панорамы Вифлеемского Вертепа с Младенцем в яслях и склонившимися над ним животными.
По мнению некоторых ученых, на Русь вертеп пришел вместе с принятием христианства и, вероятнее всего, был в виде панорамы. Тем не менее, первые достоверные сведения о существовании вертепов относятся к концу XVI века. На территории Российской империи был обнаружен вертепный ящик с указанной датой изготовления — 1591 год.
Виктор Новацкий разгадал некоторые незатейливые хитрости вертепа. Например, как волхвы становятся перед Младенцем на колени, если они — статичные куклы? — Оказалось, деревяшка, из которой изготавливался волхв, была короче одетой на нее драпировки. Или вот еще: каким образом голова Ирода слетает с плеч, когда смерть срезает ее косой? — А дело в том, что куклу Ирода изготавливали не из цельного куска дерева: голова крепилась на штырек, за который водили персонажа, и стоило за него потянуть — как голова летела долой.
О московском фестивале вертепных представлений 2003 года
Этот фестиваль, начатый в 1993 году инициативой недавно ушедшего от нас В.И. Новацкого, должно быть самый непритязательный и «малобюджетный» из всех, организуемых СТД. Вертепщики настолько неприхотливы, что готовы играть и за доброе слово, тем более, что фестиваль традиционно проводится в Рождественские Святки, когда вертепщики выступать почитают долгом. Идея фестиваля, каким он задумывался и каким остается по сию пору, не только в сохранении жизни традиционных вертепов, но и в том, чтобы все любящие этот театр и желающие его играть: и артисты профессиональных театров, и семейных, собирающих спектакль лишь единожды в год, и школьных– все объединились на одной площадке. Согласитесь, явление в театральной жизни столицы уникальное
Говорить об игре вертепных театров трудно не потому, что это дело не поддается анализу, а потому что, вертеп плохо сыграть нельзя. Вертеп строится и исполняется от полноты любви, от огромного желания приобщиться к Рождественскому празднику, и в этом смысле играется не для «публики», не для нейтральных зрителей, а для сопричастников. И в этом смысле вертеп принципиально любительский театр. И именно по этому семейные театры играют вертеп органичнее профессиональных. Более того, если профессиональные постановщики попытаются отринуть «семейную» стилистику — спектакль не состоится. Вертепное действо — символическое, играется в «простом» ящике «простейшими» куклами — с легкостью прощает практически любые огрехи постановки: нечеткое кукловождение, неаккуратную работу со светом, нарушение пластического ритма, невнятно произнесенный текст – то есть все, что погубило бы любой другой спектакль театра кукол. Но не прощает одного — неискренности, не позволяет подменить истинное волнение артистической техникой. Слава Богу, вертепы играют и вертепы смотрят лишь те, кто театр этот любит! Собственно, только этим и питая его жизнь.
Вертепные театры сегодня отнюдь не новички, многие играют пять, десять, пятнадцать лет! В подмосковной Коломне состоялось уже пять фестиваль Рождественских театров, во Владимире прошел третий, в Петербурге второй! В афише VIII московского фестиваля обозначены были 14 вертепов и 25 представлений. И каждый год появляются новые и новые поклонники этого искусства.
Тем не менее есть обстоятельство, которые смущает меня. Вертепное действо, судя по фестивалю, все более превращается в свободный театрализованный рассказ о событиях Рождества.
Однако, вертеп – не только пещера, в которой исполнились события Святого писания, но и традиционный, единственный в своем роде театр кукол — ящик в два этажа с особым, имитирующим механическое движение, способом кукловождения. Вот эту устойчивую трехвековую традицию все более позволяют себе искажать вертепщики. Множатся театры конструирующие облегченные «ширмы», с иными, нетрадиционными для вертепа способами анимации – с верхним или открытым управлением куклами, появился даже теневой вертеп. И тут уж не до шуток!
Однако, вертеп – не только пещера, в которой исполнились события Святого писания, но и традиционный, единственный в своем роде театр кукол — ящик в два этажа с особым, имитирующим механическое движение, способом кукловождения. Вот эту устойчивую трехвековую традицию все более позволяют себе искажать вертепщики. Множатся театры конструирующие облегченные «ширмы», с иными, нетрадиционными для вертепа способами анимации – с верхним или открытым управлением куклами, появился даже теневой вертеп. И тут уж не до шуток!
Фольклористы знают, что имеет место тенденция упрощения фольклорных текстов. То есть фольклорные тексты в новой социально-культурной ситуации, чтобы выжить стремятся к упрощению. Вертеп как текст, как особая знаковая система, уже прошел за века довольно длинный путь «упрощений», например, снижения уровня мистериальной компоненты включением в игру светской комедии. Отмечу более, в некоторых районах к 20 веку вертеп потерял верхний этаж, и «разогнул» щель для кукловождения в прямую линию, что резко сократило его сценические возможности. Но к нашему счастью, даже в этих случаях, вертеп сохранял традиционный нижний способ управления куклами.
Прекратив свое существование в России, очевидно, к 20 годам, вертеп в 80 годах был реконструирован усилиями энтузиастов, первым из которых стоит по праву Виктор Исаевич Новацкий. Но реконструирован вертеп был именно как двухэтажный симультанный театр со щелевым вождением кукол. Более того, Новацкий настаивал, и справедливо, на особом способе произнесения текста при исполнении вертепной драмы.
В вертепе, как и в любом древнем народном театре, персонажи действа общаются друг с другом не непосредственно, а опосредовенно, через зрителей. Актеры (куклы) произносят «в зал» не только самоопределения или монологи («я смерть», «я царь Ирод») , но и диалоги ведут, оборотившись не друг к другу, а к зрительному залу.
В этом необходимая черта мистериального действа, поскольку мистерия разыгрывается не в реальном, а в мифологическом пространстве. Зритель обязан вернуть на сцену отнесенное ему слово, буде зритель равнодушен к мистериальному действу, оно разрушится. Если современный театр в основном принял эстетику, предполагающую «как бы» отсутствие зрителя, то театр фольклорный, напротив, полагает, что спектакль – «потеха» — есть единое состояние нерасчлененного актерско-зрительского континуума. Однако, именно это свойство фольклорного театра лишает мизансцену подвижности в первую очередь пластической, что в вертепе закреплено наличием в полу щели для проведения кукол.
Таковая манера игры трудна современному исполнителю, да и зрителю тоже, приученным к театру иного рода. Я наблюдал на фестивале устойчивую тягу к «диалогичной» игре, когда куклы выполненные условно, даже очень условно в форме деревянных сучков, беседовали друг с другом и вообще вели себя, как если бы имели руки, ноги или способность повернуть головы, шевельнуть бровью… Но, ведь, кроме прочего, имеет место закон театра кукол, требующий соответствия стиля текста стилю изображения. То есть, чем условнее текст, тем условнее изобразительный ряд.
И в этой связи еще об одной устойчивой тенденции трансформации вертепного действа. Вертеп – мистерия. А сюжет мистерии не обязательно совпадает, а чаще всего не совпадает с фабульной последовательностью «реально произошедших» событий. Задача мистериального действа не в изложении зрителю событий малоизвестных, а, напротив того, в символическом, знаковом изображении хорошо известного и усвоенного. Иными словами сюжет вертепного действа существует полнокровно и естественно лишь в культурном контексте общеизвестной фабулы Святого писания. Но именно эта отсылка к общекультурному контексту все более размывается вертепными театрами, особенно профессионально работающими с детьми. Пьеса все более и более выстраивается во временной последовательности событий, сочиняются «разъяснительные» монологи и диалоги, замедляющие сценическое действие, и, в конечном счете, губящие вертепный театр. И здесь плохую службу сиграло отсутствие общепризнанного канонического текста. Казалось бы, что плохого в том, что каждый, кто приступает к строительству вертепа, вынужден самостоятельно перерабатывать опубликованные в сборниках тексты представлений? Ан нет! Вертеп, как уникальный объект культуры, выработавший и сохранявший структуру более чем три века, неаккуратной работой с текстом разрушается. Вертепщиков в стране очень мало – тридцать, ну сорок – и ответственность каждого необъятна.
Дело в том, что реконструированная большим трудом традиция, может быть погублена нашими же руками. Я говорю сейчас не о празднования Рождества Христова, не о спектаклях и представлениях на Рождественскую тему, в которых каждый художник и автор волен. Говорю только о традиции вертепа, освященной трудом, талантом, любовью людей, живших до нас и нам бесценное сокровище передавших. Меня укорят в желании «законсервировать» традицию, присыпать ее нафталином. Упаси Бог! Говорю прямо о другом: как любое явление фольклора, вертеп живет лишь покуда его играют. Но сам факт исполнения, как творческий акт, трансформирует канон, и этого довольно, в этом есть естественный закон жизни фольклорной традиции. Нам посчастливилось в этой жизни участвовать. И наша задача, наша функция, если хотите, в том, чтобы полученное сохранить вживе, и передать тем, кто будет за нами. Вот и все. Когда говорю об этом, вспоминаю всегда одно – Калевалу. Исполнители рун начинали петь только взявшись за руки со слушателем. Только так, тысячу лет. И представьте теперь, что и мы оказались в этой цепочке!.. И как жутко от мысли, что именно ты окажешься звеном, ее разорвавшим!…
Но какие элементы вертепа, кроме собственно Рождественского сюжета, следует сохранять неизменными? Двухэтажное симультанное строение ящика, способ вождения кукол, имитирующий механическое движение, и «монологичное» произнесение текста – так понимаю. Надо договориться. Должно сложиться общественное мнение о том, что позволительно, а что невозможно в деле, имя которому «вертепный театр». Собственно, ради того и пишу.
Нас мало, но не так, чтобы очень мало – гильдия, как выразился один из участников московского фестиваля. Мне нравится. «Гильдия вертепщиков». Звучит!
Рождественский вертеп слушать онлайн
Вебинар 3 января 2025 г. в 20:00 (время московское) ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Для участия в вебинаре — оплатите январский абонемент. Если делаете это впервые, укажите в комментариях свой мейл, по которому будете получать ссылки на платформу и записи вебинаров.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: