Вы можете приобрести запись вебинара, оплатив её в форме ниже

Для проигрывания записи вебинара, вам понадобится специальный плеер (версия 4.6.10).


13Луиджи Керубини (полное имя — Мария Луиджи Карло Зенобио Сальваторе; итал. Maria Luigi Carlo Zenobio Salvatore Cherubini; 14 сентября 1760, Флоренция, — 15 марта 1842, Париж) — итальянский композитор, педагог и музыкальный теоретик, главный представитель жанра опера спасения.

Луиджи родился в семье музыканта — Бартоломео Керубини и под его руководством получил начальное музыкальное образование; продолжил в Болонье у Джузеппе Сарти, под его руководством изучал контрапункт и полифоническое письмо, осваивал жанры духовной музыки — мессы, литании и мотета, и наиболее распространённые в то время светские жанры: оперы-seria и оперы-buffa, из которых первая считалась аристократической, а вторая пользовалась наибольшей популярностью.

Вебинар состоялся 24 апреля в 20:00 (время московское). Ведущая Ирина Дедюхова.

Музыкальная пятница в итальянской опере:


Вы можете приобрести запись вебинара, оплатив её в форме ниже

Для проигрывания записи вебинара, вам понадобится специальный плеер (версия 4.6.10).

1 Comment for this entry

  • Елена:

    В апреле не посмотрела вебинар полностью. после просмотра записи захотелось поделиться некоторыми впечатлениями. Как Толстой гордился архитектурой романа «Анна Каренина», так Ирина Дедюхова может гордиться архитектурой построения вебинара «Опера Керубини «Медея». Это не удивительно — по профессии она строитель. Великолепнейший культурный контекст. Реформа оперы, проведенная Глюком. Всплеск интереса к античности со второй половины 18 века. Античность в архитектуре. Любой купчина будет требовать «портик с колоннами». Великая французская революция, рядившаяся в античные одежды. Гордое слово «гражданин». Приезд Керубини во Францию накануне Великой французской революции в 1789 году. И сама опера поставлена в Париже в 1797 году! Прошел пик террора в 1792-1795 годах, когда на площадях Франции работала «железная дева» — гильотина, отгремели последние народны восстания в Париже весной 1795 года. 1797 год — триумф итальянского похода генерала Бонапарта, которого Италия воспринимала как итальянца. Италия грезила о свободе от Австрии. Юные итальянские республики. И вот на парижской сцене появляется опера «Медея» Керубини как итог всего пережитого и перечувствованного автором. Керубини еще 37 лет, долгая жизнь в 82 года еще впереди и реквием об убиенном короле Людовике 1816 года, но пока он познал достаточно, чтобы написать Медею. Ирина Анатольевна подчеркивает, что в советское время Керубини был подвластен только великой Ирине Архиповой, тоже, архитектору, кстати. Слушаем «Аве Марию» в ее исполнении.
    И вот связь времен. Миф о Медее, опера 18 века и советское прошлое и понимание как тогда нам, детям. за 10 копеек преподносили миф об аргонавтах и Медее в мультфильме про аргонавтов. Смягчили страшную суть мифа. Нет убийства детей. Но самые продвинутые маленькие зрители догадались еще тогда, что Ясон то с Медеей разведется. Советский ансамбль «Арго». А потом самое интересное — путешествие в сердце мифа. Что такое золотое руно? С какими целями за ним отправлялись аргонавты? Что есть трусость и жадность, о которой пел ансамбль «Арго»? Отнять золотое руно — не жадность? А миф о вырастающих из под земли воинах. победить которых можно только бросив камень раздора. И каждый начнет подозревать соседа. И сами себя уничтожат. Восприятие греками чужеземцев . населяющих берега Черного моря. Софокл напишет две не дошедшие до нам трагедии «Колхидянки» и «Скифы». А любовь Медеи к Ясону, вызванная Афродитой, как рок и фатум и воля богов. Здесь на вебинаре демонстрируется фрагмент уже современного американского фильма. Кстати, Афродита не переставал мстить потомкам бога солнца Гелиоса,а Медея — его внучка. за доносительство. Гелиос подсмотрел ее связь с Аресом и донес супругу Гефесту. Тот поймал любовников сетью, собрал олимпийских богов и все олимпийцы смеялись над богиней любви и богом войны. Афродита не переставала мстить потомкам Гелиоса. Пасифая, влюбленная в быка и родившая Минотавра. Федра, влюбившаяся в пасынка. Расин в ее уста вкладывает монолог о гневе и мести богини Афродиты. Но вернемся к Медее. В мифе о детоубийстве не все так просто. Ирина Анатольевна очень точно передала чувства афинян и эллинов вообще, которые крали не только золотое руно у соседей, но и обращали их в рабство. А потому внутри греческих душ пророчески нарастал страх возмездия, расплаты за содеянное. И этот страх вылился в миф о чужестранке Медее. Она такое чудовище,что способна убить собственных детей. Это в самооправдание эллинов. Миф о Медее детоубийце создал Еврипид уже у классический период 5 века до нашей эры! До знаменитой трагедии миф об убийстве детей имел иное звучание. После убийства Главки, дети Медеи спрятались в храме. Но разъяренные коринфяне ворвались туда и убили их. Вина за убийство детей лежала на коринфянах. Но им надоело нести в веках на себе груз детоубийства и осквернения храма и они решили переложить его на чужестранку Медею. Чего не сделают варвары! До нашего времени дошли сведения о подкупе Еврипида. Коринфяне заплатили ему огромную сумму в пять талантов,чтобы он переписал миф в своей трагедии — не они, греки, а чужеземка из Колхиды Медея сама убивает своих детей. А драматург за плату нашел «психологическое» обоснование варварства — так Медея хочет причинить боль Ясону. Француз Андре Боннар в «Греческой цивилизации» описывает как Ясон- софист оправдывает свой поступок — измену матери своих детей. Ну и психологически французский автор разъясняет то, чего и в мифе то не было. Извечная дилемма — свои и чужие. На «чужого» перекладываются собственные грехи. Керубини сделал синтез двух Медей — трагедий Еврипида и Сенеки. Греческая трагедия доходила до итальянцев начиная с эпохи Возрождения сквозь римскую призму. Римляне и их культура для них всегда были эталоном. Говорить как Цицерон, писать как Вергилий, строить как Ветрувий, писать законы как Юстиниан. Великолепный выбор исполнителей опреы на вебинаре. Непревзойденная Мария Каллас. Пример другой — немецкая певица, которая демонстрирует как не надо петь Медею. Нет харизмы, нет страсти. И после разбора наиболее интересных музыкальных фрагментов опера полностью в исполнении Кабалье, Каррераса и Образцовой как Нерис. Великолепный вечер, посвященный истории, архитектуре, литературе, опере. Но главное — были расставлены нравственные акценты мифа, литературы и истории с античности и до наших дней.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//