Иоганн Себастьян Бах (нем. Johann Sebastian Bach, 21 [31] марта 1685, Эйзенах, Саксен-Эйзенах — 28 июля 1750 [н. ст.], Лейпциг, Саксония, Священная Римская империя) — немецкий композитор, органист, капельмейстер, музыкальный педагог.
Бах — автор более 1000 музыкальных произведений во всех значимых жанрах своего времени (кроме оперы). Творческое наследие Баха интерпретируется как обобщение музыкального искусства барокко[7]. Убеждённый протестант, Бах написал много духовной музыки. Его Страсти по Матфею, Месса h-moll, кантаты, инструментальные обработки протестантских хоралов — признанные шедевры мировой музыкальной классики. Бах известен как великий мастер полифонии, в его творчестве барочная полифония достигла наивысшего расцвета.
Памятник И. С. Баху около церкви Святого Фомы в Лейпциге
«Рождественская оратория» (нем. Weihnachtsoratorium, BWV 248) — оратория Иоганна Себастьяна Баха для солистов, хора, оркестра и органа, созданная в 1734 году на музыкальном материале своих предшествующих сочинений. Представляет собой цикл из шести духовных (церковных) кантат (частей), предназначенных согласно авторскому замыслу для исполнения по одной во время праздничных рождественских служб (25 декабря—6 января). Является одним из наиболее масштабных сочинений композитора и крупнейшей из его ораторий. В музыковедении обсуждается вопрос о её своеобразном жанре и форме, видимо восходящей к музыкальным лютеранским историям. В настоящее время оратория полностью или частично часто исполняется в период Рождественских праздников.
История создания и исполнения
Считается, что план создания оригинальной по жанру «Рождественской оратории» возник у Иоганна Себастьяна Баха в 1733 году в Лейпциге, где он начиная с 1723 года работал кантором церкви Святого Фомы[2].
Оратория базируется на материале прежних произведений композитора, что было общепринятой музыкальной практикой в эпоху ренессанса и барокко, получив название метод (принцип) пародии (нем. Parodieverfahren) — заимствование композитором музыки из законченных частей других своих произведений[3]. Уже в XVI—XVII веках «пародийными» именовались мессы с заимствованными народными темами, а в первых десятилетиях XVIII столетия под пародией подразумевали осуществление перетекстовки (сочинение создаётся с новым текстом) или подтекстовку (к инструментальному сочинению придаётся текст, что в немецком языке получило название нем. Тrоpierung — «тропирование»)[4]. В мессе си минор Бах также широко использовал музыкальный материал из своих прежних кантат и ораторий[5]. При этом следует отметить, что композитор неоднократно использовал музыку своих светских произведений, при создании вокально-духовных сочинений, осуществляя их перетекстовку, но никогда не наоборот. В целом, количество таких «пересадок» составляет около двадцати процентов творческого наследия композитора. По мнению австрийского дирижёра Николауса Арнонкура, композитор мог задумать светское и духовное произведение одновременно, и в таком случае, первая редакция, как бы приобретает характер эскиза по отношению ко второй[6]. В начале 1730-х годов Бах стремился получить должность саксонско-польского придворного композитора при дрезденском дворе короля Фридриха Августа II, в связи с чем создал целый ряд светских сочинений в честь королевского дома[7]. В 1733 году композитор создал Kyrie и Gloria мессы си минор, такие светские кантаты как «Геркулес на распутье» (нем. Hercules auf dem Scheidewege, BWV 213), «Гремите, литавры, звучите, трубы» (нем. Tönet, ihr Pauken! Erschallet Trompeten!, BWV 214) и «Славь своё счастье, благословенная Саксония» (нем. Preise dein Glücke, gesegnetes Sachsen, BWV 215), которые послужили источником многих номеров оратории. По мнению Альберта Швейцера, композитор видимо заранее решил, что созданный «по случаю» музыкальный материал кантат после их исполнения не должен пропасть даром, а их «торжественно-радостный» характер как нельзя кстати подходит к рождественской музыке: «Можно почти с полной уверенностью утверждать, что Бах создал „Рождественскую ораторию“, чтобы не пропали лучшие номера из „Геркулеса на распутье“ (№ 213) и „Музыкальной драмы в честь королевы“: „Гремите, литавры, звучите, трубы“ (№ 214)». Эти «придворные» кантаты прозвучали в 1733 году в лейпцигском Коллегиум музикум (лат. Collegium Musicum), известном также как «телемановское общество», руководителем которого Бах являлся на протяжении десяти лет, начиная с 1729 года. Первая кантата прозвучала 5 сентября, а вторая 8 декабря 1733 года[8].
Сюжет «Рождественской оратории» заимствован из Евангелия от Луки (2:1, 3—21), частично из Евангелия от Матфея (2:1—12). Евангельский текст распределяется следующим образом: в номерах 2, 6, 11, 13, 16, 20, 21, 2, 26, 30, 34, 37 — Лук. 2:1 и 2:3—21; в номерах 44, 45, 48, 50, 55, 58, 60 — Мф. 2:1—12. Баховеды указывают на несоответствие повествования либретто порядку литургических чтений Евангелия в соответствующие церковные праздники, что находит отражение в нижеследующей таблице, из которой следует, что такое соответствие имеет место только в одной части[9]:
В либретто чередуются три виды стихов: евангельские, песенные и мадригальные. Тексты церковных песен использованы как в хоровых, так и сольных хоралах. Автор стихотворных текстов неизвестен. В музыковедческой литературе предполагается, что им был постоянный сотрудник композитора в Лейпциге Пикандер (настоящее имя Христиан Фридрих Генрици), выполнивший перетекстовку при участии композитора[10][11].
Вебинар состоится 10 января 2025 г. в 20:00 (время московское) ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Для участия в вебинаре — оплатите январский абонемент. Если делаете это впервые, укажите в комментариях свой мейл, по которому будете получать ссылки на платформу и записи вебинаров.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: