«Копилка» (фр.: La Cagnotte) — водевиль французских драматургов Эжена Лабиша и Альфре Делакура. Время создания: 1864 год[1][2].
Эжен Марен Лабиш (фр. Eugène-Marin Labiche; 5 мая 1815, Париж — 23 января 1888, Париж) — известный французский литератор — драматург и прозаик.
Эжен Лабиш происходил из буржуазной семьи[1][2]. Отец был поначалу бакалейщиком, потом промышленником, имел маленький завод по изготовлению глюкозы в Рюэй-Мальмезон, в западном пригороде Парижа[3].
Эжен учился в лицее Кондорсе, который тогда назывался лицей Бурбон (lycée Bourbon)[2], в 18 лет получил степень бакалавра по гуманитарным наукам, а затем стал изучать юриспруденцию[3].
Начал литературную карьеру, опубликовав первые новеллы в небольших парижских литературных журналах[4], в редакции которых познакомился с другими начинающими литераторами, в том числе с Огюстом Лефранком (фр.: Auguste Lefranc) и Марк-Мишелем (фр.: Marc-Michel, настоящее имя Marc-Antoine-Amédée Michel). Молодые писатели решили объединиться под одним псевдонимом и стать драматургами.
Желание молодых писателей было реализовано в 1838 году. Особая надежда возлагалась на одного из соавторов — Огюст Лефран был двоюродным братом знаменитого в ту пору драматурга Эжена Скриба, и мастер не отказал в помощи своим начинающим собратьям по перу — но, конечно, решающую роль сыграли не столько родственные чувства, сколько одаренность молодых литераторов, которую опытный драматург не мог не заметить.
Был придуман звучный псевдоним Поль Дандре (фр.: Paul Dandré), под которым тремя авторами были сочинены несколько водевилей, имевших успех на французской сцене[3][2]. Однако, долго эта литературная ассоциация не просуществовала: вскоре каждый из трех ее членов стал работать самостоятельно, и даже когда они вновь объединялись для написания новых работ, они уже подписывались своими настоящими именами.
Но и в бытность соавторства «Поль Дандре» Лабиш работал и самостоятельно[2]. В 1838 году он дебютировал как прозаик романом «La Clef des Champs».
Начав с легких водевильных пьес, Эжен Лабиш постепенно подошел к более серьезным темам; под его пристальным литературным взглядом оказывается близкий ему слой общества, из которого он вышел сам, — буржуазия, занимающая основные социальные места в это время[4]. Вся его литературная деятельность — это ирония по отношению к этому классу, к которому он сам принадлежит, а потому — хорошо его знает.
В 1848 году, заделавшись политиком, Эжен Лабиш баллотировался как кандидат от Республиканской партии в Учредительное собрание. Но дело не задалось, и в результате эволюции пришел в противоположную сторону, примкнув в Луи-Наполеону Бонапарту (он же Наполеон III), приняв участие в перевороте 1851 года[5].
Эти политические авантюры сыграли свою роль на литературном поприще Лабиша, вполне уверенно себя чувствовавшего при королевской власти.
Еще до ухода в политику, 25 апреля 1842 года получивший некоторую известность литератор весьма удачно женился на наследнице богатой семьи, его избранницей стала 18-летняя Адель Юбер (фр.: Adèle Hubert)[2].
В 1853 году семья купила большой участок земли в 900 гектаров с замком в местечке Сувени-ан-Солонь (Souvigny-en-Sologne)[2], а через три года появился новый член семьи — он и оказался единственным ребенком и продолжателем рода Эжена Лабиша[2]. А в 1868 году Эжен Лабиш избирается там же мэром[2]. Правда, сам Э.Лабиш по этому поводу сказал, что был избран на столь почетный пост, «поскольку оказался единственным на всю округу, кто умел пользоваться салфеткой» (parce qu’il était le seul de la commune à posséder et à utiliser un mouchoir)[6].
Всего Э.Лабиш написал около сотни пьес, сыгранных с большим успехом на бульварных сценах. Большинство комедий, фарсов и водевилей Лабиша были написаны в сотрудничестве с другими драматургами — Т. Баррьером, Клервилем, Гондинэ, Эм. Ожье и др.; их полное собрание было издано в 1878—1879 гг.
28 февраля 1880 года Эжен Лабиш стал членом Французской академии[2][4][1], наследуя кресло 15 за известным французским журналистом Самюэлем Саси (кресла Французской Академии занимаются пожизненно и переходят к новым членам по смерти предыдущего). Правда, выдающий классик французской литературы Виктор Гюго отказался отдать Лабишу свой голос[2]. Одновременно с получением звания академика Э.Лабиш вернулся из местечка Солони в Париж, где и жил до самого своего конца[1].
В 1882 году сын Эжена Лабиша женился, а на следующий 1883 год семья пополнилась внуком, но счастье омрачилось горем — в 1885 году скончалась невестка писателя[2].
У самого писателя с возрастом начались перебои со здоровьем, особенно давали себя знать проблемы с сердцем[2].
Эжен Лабиш скончался дома в Париже 23 января 1888 года в возрасте 73 лет[2][4].
Академическое кресло 15 занял французский драматург Анри Мельяк (фр.: Henri Meilhac).
Вдова Эжена Лабиша скончалась в 1909 году[2].
Альфре Делакур (фр.: Alfred Delacour; настоящее имя: Альфре-Шарлемань Лартиг, фр.: Alfred-Charlemagne Lartigue; 3 сентября 1817 (или 1815[1]), Бордо — 31 марта 1883, Париж) — известный французский драматург 19 века, автор множества водевилей.
По профессии он был врач, получив докторскую степень по медицине в 1841 году[1]. Казалось бы, совершенно далекий человек от театральной среды. Но Париж, куда он прибыл из провинциального Бордо, захлестнул молодого человека.
Париж 19 века представлял собой огромное богемное общество, кружившее головы и манящее людей, совсем далеких от искусств. Все самое талантливое, все самое яркое, все самое смелое и неожиданное, что было тогда в мире, — было в Париже. Город, уставший от социальных потрясений, революций, изменений общественных устоев, требовал отдохновения и радостей жизни. Театры открывались в Париже друг за другом, а основной репертуар составляли веселые, не требующие высоких духовных и интеллектуальных затрат спектакли — оперетты и водевили. И казалось, вся жизнь наполнена ими. Ну как не закружиться голове от веселых танцевальных вихрей, как не захотеть принять участие в них.
И врач все больше поворачивался к театральным подмосткам, пока сам не взялся за перо и не стал автором новых водевилей. Он придумал себе псевдоним — Делакур (так назывался один из парижских театров: Théâtre de la Cour (придворный театр), — чтобы никто из пациентов не догадался о том, чем занимается достойный буржуа-медик, и, познакомившись с другими литераторами, часто сочинял с ними в соавторстве.
Многие из его произведений до сих пор не сходят с театральных сцен, став потом, с развитием техники, еще и основой для кино- и телефильмов[2].
Ко времени написания этого водевиля Лабиш уже один из самых известных драматургов Франции. Он уже познал огромный успех, выпавший на долю его пьесы, написанной совместно с Марк-Мишелем, «Соломенная шляпка», он уже признанный бытописатель-юморист современной ему Франции и темы буржуазии. Французская буржуазия — его персонажи и его зрители[3]. Это тот класс, который умеет зарабатывать, и все его интересы сосредоточены на деньгах. Это то же самое общество, которое сегодня в России получило название «общество потребления» — всё его счастье и все благополучие сосредоточено в деньгах, в материальных ценностях[4], и не стоит этих людей обвинять в бездуховности и чрезмерной приземленности — они такие как есть, со всеми положительными и отрицательными качествами, присущими их обществу.
И вот — новая пьеса на ту же тематику.
Провинциальные заядлые картежники откладывали понемногу от выигрышей деньги в копилку — с тем, чтобы собрать приличную сумму, на которую можно было бы весело провести время. Деньги действительно за некоторое время удалось собрать. Теперь разгорелись споры: как потратить. В конце концов решили — деньги надо просто весело прокутить. И компания отправляется кутить.
Правда, у некоторых членов этой веселой компании на уме кое-что еще: они написали письма в клуб знакомств — потому что тоскуют от одиночества и мечтают о простом человеческом семейном счастье… И вот — о чудо! — в клубе им подобрали вполне интересные варианты, надо ехать!
Прогулка начинается очень хорошо и весело, а вот дальше всё оказалось совсем не так, как планировалось. Но все равно очень смешно — правда, смешно исключительно для зрителей этого яркого, полного бурлеска и остроумия водевиля. А сами герои попадают в тюрьму, обвиненные в воровстве. Ну а дальше пошло-поехало…
Премьера прошла в театре Палэ-Ройяль (Théâtre du Palais-Royal) 22 февраля 1864 года.
Роль рантье Шамбурси исполнял знаменитый французский актер Жан-Мари Жоффруа (Jean-Marie Joseph Geoffroy), фермер Колладан — Жюль Брассёр (Jules Brasseur), фармацевт Корденбуа — Леритье (Lhéritier), Сильвен, сын Колладана — Луи Лассуш, Леонида — Фелисия Тьерре (Félicia Thierret), Бокантен — Жан-Франсуа Калекер (Jean-François Kalekaire), нотариус Феликс Ренодье — М.Гастон, Кокарель — Рене Люге, Бланш — Ортенс Дамен (Hortense Damain), полицейский Бишу — М. Пеллерен (M. Pellerin) и др.
Шаржи на первых исполнителей, нарисованные художником и актером Леритье, исполнителем роли фармацевта Корденбуа.
Водевиль знаком и русскоязычным зрителям.
27 ноября 1870 г. в московском Малом театре (Московская императорская труппа) прошел спектакль в трех действиях «Копилка, или Нет добра без худа» в переводе Н. Н. Енгалычева. Кроме того, комедия известна в переводе В. М. Саблина[7].
В сезоне 1921—1922 гг. водевиль был поставлен в Москве в Опытно-героическом театре; этот театр просуществовал очень недолго, в 1921—1923 годах; режиссёры Б. А. Фердинандов и В. Г. Шершеневич, художник Борис Эрдман, инсценировку сделал Николай Эрдман[8][9], он же сочинил куплеты к этому музыкальному спектаклю[10].
В 1980 году на киевский киностудии им. Довженко был снят двухсерийный художественный фильм «Копилка»; режиссеры: Михаил Григорьев, Владимир Савельев[11].
01 Март 2017 @ 07:10
Копилка (Михаил Григорьев — им. Довженко, 1980)Веселая и местами неосторожно безумная советская комедия-водевиль, снятая по мотивам французского произведения за авторством Эжена Лабиша. Добропорядочный гражданин и честный семьянин Шамбурси (Михаил Светин) однажды получает неожиданное предложение от местного молодого юриста Ренадье (Юрий Нифонтов) руки и сердца его дочери. На это он получает отказ, но не потому, что против кандидатуры будущего мужа, а потому, что планирует грандиозный праздник. Дело в том, что он в своем доме проводил регулярные карточные игры, а выигрыши и прочие сборы он копил целый год. В результате у него накопилось столько денег, что он решил прокутить их, отправившись в большой и шумный город. С собой он берет не только верных друзей, но и самых близких родственников, которые планируют решить некоторые свои начинания, воспользовавшись ситуацией. Впрочем, никто из них даже из не представлял, где они окажутся какое-то время спустя.
Малоизвестная комедия режиссера Михаила Григорьева, который практически всю свою карьеру работал на ниве комедийного жанра. В молодости он был какое-то время в авторской группе знаменитого киножурнала “Фитиль”, затем начал снимать полнометражные картины про клоунов и шпионов. И вот к концу 70х он набрался опыта и доверия со стороны руководства, чтобы замахнуться на полуклассические комедийные произведения западных авторов. Сначала была “Дуэнья” — мюзикл по Ричарду Шеридану со звездным составом советских актеров. А потом — экскурс в мир французского провинциального водевиля. Увы, сам режиссер трагически погиб на съемках этого фильма, попав в аварию на глазах практически всей группы. Его пытались прооперировать и спасти, но травмы были слишком тяжелыми. Нельзя сказать, что его картины и свое время славились как-то особо. Сегодня же о нем вообще практически не вспоминают. И совершенно напрасно, ведь как комедийный автор он был очень хорош.
К примеру, многие советские фильмы начала 80х, в которых действие происходит на территории идейного врага, буквально сочились едкой ненавистью и разоблачениями всего, что ассоциируется с проявлением западного образа жизни. Григорьев же даже и не начинает подобные упреки. Да, его герои поддаются на зов консюмеризма и попадают в невероятно нелепые ситуации за счет своей жадности, наивности или разврата, но все это подано очень легко и без особой политической подкладки. Как и полагается легкомысленному водевилю, картина пляшет и летает по сюжету, смешные актеры забавно бегают по экрану, а мозг зрителя спокойно отдыхает при просмотре. Не всем же расшатывать устои капиталистического сообщества, кому-то нужно и просто посмешить.
16 июля 2004 свою премьеру этого веселого французского водевиля показал Саратовский театр драмы имени И. А. Слонова; спектакль был создан в содружестве с французскими сценографами — художниками и оформителями; режиссер-постановщик Антон Кузнецов; Шамбурси — И. Баголей, Колладан — В. Аукштыкальнис и В. Мамонов, Корденбуа — В. Калисанов и др.[10].
В следующем, 2005 году, премьера водевиля «Копилка» прошла в Театральном агентстве «Арт-Партнер XXI»[12].
В 2009 году во Франции был снят фильм — экранизация известного водевиля; режиссер Филипп Моннье.
Читать по теме:
Вебинар состоится 14 июня 2024 года. Ведущая Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: