«Путями Каина» — это цикл стихов, касающихся материальной культуры человечества. Каин — сын Адама и Евы, который убил своего брата Авеля и был проклят Богом. Максимилиан Волошин считал, что история человечества вершится «путями Каина» — дорогами братоубийственных войн и усобиц. Большинство произведений цикла создавалось в 1922—1923 гг.; состав их и порядок менялись.
Поэма М. А. Волошина «Путями Каина» представляет собой логическое развитие темы первых книг: «Годы странствий» (Стихотворения 1900-1910 годов), «Selva oscura» (Лирика 1910-1914 годов), «Неопалимая Купина» (Стихи о войне и революции). Центральным мотивом этих книг является мотив пути. В первой книге это путь поэта-путешественника, задача которого заключается в познании мира; вторая книга открывается «блужданиями», когда дорога (путь) становится внутренней сутью души («в пыли дорог душа»), стремящейся к «Невидимому Граду»; третья книга стихов объединяет путь’поэта с путем страны (раздел «Пути России»), и, наконец, в четвертой книге Волошин предпринимает попытку через историю мироздания определить путь человечества, идущего «путями Каина». Таким образом, в итоговом произведении поэта — поэме «Путями Каина» — наиболее полно реализовались духовные искания М. Л. Волошина.
В XX веке, когда относительность добра и зла стала реальностью, возрос интерес к «средоточеньям» зла, воплощениями которого являются Каин (ветхозаветная традиция) и Иуда (новозаветная традиция). Движение к центру мятежа для Волошина начинается с вопроса доктору Штейперу о мессианизме Иуды («Иуда Апостол’», 1919). Предтечей Иуды оказывается Каин, воплотивший в себе, согласно авторскому замыслу, все мировое зло.
В понимании Волошина, Каин — сильная и свободная личность, через убийство освобождающаяся от власти материи. В поэме Волошина соперниками оказываются не Каин и Авель, а Каин и Адам. С Адамом связано Божественное Слово, с Каином -сатанинское молчание. Первое Слово оживляет, второе — мертвит. Единственное, что может Каин противопоставить Адаму, — действие (мятеж). Вот почему таким образом трансформируется евангельская формула первоначала, открывающая поэму Волошина: «В начале был мятеж. // Мятеж был против Бога. // И Бог был Мятежом»3. Таким образом, в главе первой «Мятеж» заложено каиново видение мира.
Название поэмы Волошина «Путями Каина» можно рассматривай» как метафору странничества (Каин — странник).
«Мятеж». М. А. Волошин, вспоминала А. И. Цветаева, считал, что есть люди, миссия которых состоит в отрицании, которым «всю жизнь дано быть непокорными. Бунт. Но этот бунт может быть ближе к Богу, чем вера. Не забывай, что пути к Богу различны. И что путь богоборства может быть еще гораздо вернее богопокорности». Здесь же полемически обыгрывается евангельское определение Предвечного Слова: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог… Всё чрез Него начало быть». Мир — лестница — согласно оккультным представлениям о жизни, человек набирается опыта в физическом мире, а затем «поднимается» на душевный и духовный уровни. Растения развиваются из минералов, животные — из растений, люди — из животных.
В главе «Мятеж» Волошин так говорит о богоборце:
Он утверждает бога – мятежом,
Творит – неверьем, строит – отрицаньем,
Он зодчий,
И его ваяло – смерть.
А глина – вихри собственного духа.
«Огонь». «Плоть человека — свиток». Ср. с ранней записью Волошина 1907 г.: «Человек — это книга, в которую записана история мира». В себе унес весь древний Океан… — Волошин опирается на концепцию французского физиолога Рене Кентона относительно тождества по химическому составу крови живых существ и морской воды. Агни — бог огня и домашнего очага в ведийской и индуистской мифологии. Ригведы — священные книги древних индусов, собрания религиозных гимнов (X в. до н. э.). Праманта (Прамантха) — вращающийся кусок дерева, с помощью которого добывали огонь; в инд. миф. — один из эпитетов бога Агни.
«Магия». Ундины (от лат. волна) — духи воды, русалки. Саламандры — духи огня. Кобольты (герм. миф.) — гномы, живущие под землей. Эльфы — духи воздуха. Никсы (герм. миф.) — водяные существа, являющиеся то в облике древних старух, то в виде прекрасных девушек.
«Кулак». «Тот, кто не оставит…» — слова Иисуса Христа (Матф. X, 35—36). Ковач металлов — Каин, который считался первым кузнецом.
«Меч». Основные мысли были изложены в статье Волошина «Демоны разрушения и закона» с ориентацией на произведения М. Метерлинка «Похвала шпаге» и «Бог войны». «Отклер» — меч рыцаря Оливье, одного из пэров Франции, названного брата Роланда («Песнь о Роланде»). «Дюрандаль» — меч Роланда. Сидов меч — меч героя испанского эпоса Сида Кампеадора. «Не мир, а меч» — фраза Иисуса Христа. «Отмщенье мне…» — цитата из Библии (Второзаконие, XXXII, 35).
«Порох». Преступный монах — немецкий монах Бертольд Шварц, изобретший порох ок. 1330 г. Неистовый Орланд — герой одноименной поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533).
«Пар». Минотавр (гр. миф.) — чудовище, человекобык; обитал на Крите, в подземном лабиринте, куда ему приносили в жертву юношей и девушек из Афин; был убит афинским царевичем Тесеем.
«Машина». Теоретические положения были высказаны в статье Волошина «Бунт машин» (1911). Как ученик волшебника… — подразумевается баллада Гёте «Ученик чародея» (1797) про ученика волшебника, «вызвавшего духов в отсутствие учителя, но не имевшего власти приказывать им».
«Бунтовщик». Первоначальное название «Пророк». Все преступленья создает закон… — ассоциация с тезисом из Нового Завета: «Где нет закона, нет и преступленья (Посл. к Римлянам 4,15). Довольно вам заповедей на «не»… — Волошин отмечал, что все заповеди, «которые от Бога и для Бога — утверждают „Возлюби„, „Аз есмь„. Те же, что от людей, — запрещают и ограничивают: „не убий„, „не укради„, „не прелюбодействуй„. Они для общественного устроительства». …Лишь подаянье Есть мзда — эта мысль встречается в наброске статьи Волошина «О Граде Господнем»: «Строй ГРАДА ГОСПОДНЯ будет заключаться в том, что каждый будет работать на других безо всякой мысли об оплате, а всё нужное для себя будет получать от других в виде милостыни».
«Война». Первоначальный вариант поэмы — в стихотворении «Аполлион» (1915). Аполлион (Аваддон) — в Библии ангел бездны, несущий смерть. Лиддит и мелинит — взрывчатые вещества. Проклятье Вавилона — подразумевается библейская легенда о том, как люди в Вавилоне вознамерились построить башню, которая достигала бы неба, однако Бог смешал языки строителей, так что они перестали понимать друг друга.
«Космос». Волошин, по его собственным словам, попытался дать представление об «эволюции космогоний», устройстве мироздания, от древнееврейской «Каббалы до теории относительности и совр<еменной> физики». Гексаграмма — шестиугольник, символ мирового порядка. Палестра (гр.) — гимнасий в Древней Греции; место для спортивной борьбы и упражнений. Индиго — синяя краска. Сепия — светло-коричневая краска. Метопы — прямоугольные плиты с росписью или рельефами, элемент древнегреческой архитектуры. Эпод — вид лирического стихотворения в античной поэзии; компонент драмы. Эсхил (ок. 525—456 до н. э.) — отец древнегреческой трагедии. «…Человек был мерой всех вещей» — изречение философа Протагора (V в. до н. э.). Кости праотца Адама — согласно мифу, голова Адама была зарыта у подножия Голгофы. В момент смерти Христа скала треснула, череп вынесло наружу, а кровь Иисуса «смыла» первородный грех. Волошин приводит геоцентрическую картину мира, обоснованную еще Птолемеем (ок. I—II вв.), которая была опровергнута в 1543 г. Коперником, выдвинувшим гелиоцентрическую систему. В «Божественной комедии» Данте путь в ад открывался у подножия Голгофы. Восставший против Бога Люцифер был низвергнут с 9-го, ангельского неба на Землю и, вонзившись в нее, пробил впадину до самого центра — «Дьявол, Распяленный в глубинах вещества». Эмпирей — высшая небесная сфера, обитель божества. Интердикт — в Средние века временный запрет Папы или епископа совершать на той или иной территории богослужение и религиозные обряды. Галилей Галилео (1564—1642) — итальянский ученый, астроном. Ипостась (гр.) — сущность; обозначение каждого из лиц триединого Бога. Лаплас Пьер Симон (1749—1827) — французский математик, физик, астроном. Льяло — форма для отливки.
«Таноб». Таноб — темница, обитель для кающихся монахов в Фиваиде; описана в трактате византийского религиозного писателя Иоанна Лествичника (VII в.). Горючим ядом было христианство — в письме А. М. Петровой от 26.VIII.1915 г. Волошин утверждает: «Огнь Христов, прорабатывая человеческую душу, выявлял часто любовь гневом». Поставив на место старого общественного «не» приказательное «люби», христианство, считал поэт, «выявило в человеческих душах всю смуту противоречий и ”преступлений“. Эвклид — древнегреческий математик (III в. до н. э.). Риман Бернхард (1826—1866) — немецкий математик, преобразователь геометрии.
В главе 12-й, «Таноб», дается оценка христианству:
Горючим ядом было христианство.
Ужаленная им душа металась
В неистовстве и корчах, совлекая
Отравленный хитон Геракла – плоть.
«Государство». Компрачикосы (XIII—XVII вв.) — похитители детей, уродовавшие и поставлявшие их в качестве шутов в богатые дома и балаганы (см. роман В. Гюго «Человек, который смеется»). Фиск — государственная казна. Собственность есть кража — выражение французского теоретика анархизма П.-Ж. Прудона (1809—1865). Гаррота — обруч, орудие казни в Испании и Португалии. Проскрипции — в Древнем Риме списки лиц, объявленных вне закона.
«Левиафан». Левиафан (библ. миф.) — враждебное Богу морское чудовище, олицетворение первобытного хаоса. Английский философ Томас Гоббс (1588—1679) уподоблял Левиафану государство. Волошин отталкивается здесь и от библейской «Книги Иова» (гл. 41), отождествляя себя с героем, подвергнутым Богом испытанию. Стать ли человеку «слизью жил» государства-Левиафана или одолеть чудовище — зависит от него самого. Последнее произойдет, лишь «когда любовь растопит шар земной», говорит Господь Иову.
«Суд». Первоначальное название: «Воскресение мертвых». В Зверином Круге — вновь подразумевается «Апокалиптический Зверь» (Откр. св. Иоанна, 13, 11—18), т. е. Антихрист.
Читать М. А. Волошин «Путями Каина»
Творчество Максимилиана Волошина в «Книжной лавке»:
- Максимилиан Волошин «Стихотворения и поэмы»
- Максимилиан Волошин «Путями Каина»
- Поэзия начала XX века. В.Брюсов, Н.Асеев, М.Волошин
Вебинар состоится 22 марта 2025 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.
Для участия в вебинаре — оплатите февральский абонемент. Если делаете это впервые, укажите свой мейл, по которому будете получать ссылки на платформу и записи вебинаров.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: