a7e9e32736ac259a42bd31bf9a4079e8

Такэси Китано (в русской прессе, как правило, именуется Такеши Китано, яп. Kitano Takeshi; род. 18 января 1947 г.) — японский комик, актёр, автор, поэт, художник и кинорежиссёр, получивший признание как и в его родной Японии, так и за границей за его уникальные кинематографические работы. Он использует псевдоним Beat Takeshi во всех своих работах, кроме режиссёрских. С апреля 2005 он занимает должность профессора магистратуры изобразительных искусств (Токийский национальный университет изобразительных искусств и музыки).

imgТакеши Китано — культовый режиссер современности, соединивший в своем творчестве несовместимое: и крайнюю жестокость и крайнюю ранимость.

Первоисточник всех озарений нашего андеграунда, включая Ренату Литвинову, Чулпан Хаматову, Дину Корзун, а также и и зарубежного в лице Твентина Тарантино.

Но копировать талант невозможно, ворованное всегда проявит себя самым неожиданным образом,  проявив этот самый «первоисточник» унылостью и бесталанностью копировиков.

Большинство сюжетов фильмов Китано — о японских бандитах-якудза или полиции, как правило достаточно серьёзные в плане подтекста и включающие философскую компоненту. Китано часто применяет так называемые «длинные» кадры, в которых почти не происходит действия или же переходит сразу к последствиям произошедших событий, пропуская промежуточные этапы, что также отличает «кинематографию от Китано». Многие же ленты отражают суровую, возможно даже нигилистическую философию, но при этом наполнены специфическим авторским юмором и вниманием к человеческим сторонам характеров героев. Парадоксально, но фильмы Китано нередко оставляют противоречивые чувства: при поверхностном рассмотрении это «чёрные» гангстерские комедии, однако они поднимают глубокии вопросы морали и дают пищу для продолжительных размышлений.

Интересно, что в то время как слава Китано как режиссёра умных и неожиданных артхаусных фильмов во всем мире продолжает расти, японская публика воспринимает его скорее как телеведущего и комика. Показ фильма «Затоичи» в 2003 остаётся его наибольшим кинематографическим успехом на родине. Китано редко и осмотрительно даёт интервью, скрывая свою загадочную личность за маской обычного весёлого парня. Собственное отношение к религии Китано не афиширует; брал телевизионное интервью у Сёко Асахара — основателя неоднозначной японской религиозно-буддийской группы «Аум Синрикё», дважды.

Несколько интересных фактов о Такеши Китано

Запрещает снимать себя с правой стороны, так как его правая половина лица была парализована в результате аварии.

Запрещает задавать вопросы о своем отце. В связи с этим ходят слухи, что его отец состоял в Якудзе. Считается, что именно поэтому ему удается так тонко передать повадки Якудзы в своих фильмах.

Китано, имеющий пусть и незаконченное, но в достаточной степени фундаментальное высшее техническое образование, основательно интересуется математикой. По его собственным словам, если бы в своё время он не «сбился с пути», занявшись сценическим искусством, то осуществил бы свой замысел стать математиком. В то же время высказывания Китано о математике достаточно противоречивы: от утверждения о том, что её средствами можно описать мир и всё в нем происходящее, до мини-фарса устроенного в собственной образовательной телепрограмме, где Китано сказал, что при изучении математики в школе — достаточно просто, чтобы ответы школьников совпадали с правильными, а остальное особого значения не имеет. Так или иначе, уже на протяжении многих лет Китано делал и продолжает много делать для популяризации математики по телевидению, где он в доступной форме пытается донести до зрителей красоту этой науки. Вклад Китано был отмечен призом Японского национального математического общества в 2008 году.

Китано написал более пятидесяти книг со стихами и кинокритикой, а также несколько романов, некоторые из которых были использованы в качестве сценариев другими режиссёрами. Китано также в течение многих лет является известным телеведущим. 7 сентября 2004 года Китано была присуждена степень бакалавра наук университетом Мэйдзи, откуда ранее он был отчислен.

В 1992 году в ежемесячном журнале «Синтё 45» была опубликована серия эссе Китано, в которой он с большим сарказмом и скепсисом подверг критике начавшийся в то время в политических и финансовых кругах Японии «экологический бум», назвав его надувательством и показав его несостоятельность. В июне того же года на передовице «Асахи симбун» появилась разгромная статья «Бит Такэси и экология», где Китано вменялось равнодушие к экологическому кризису. Последний же, в очередной раз уличив своих критиков в близорукости, в новой серии очерков в том же «Синтё 45» отметил, что неразумно понимать его слова буквально и столь прямолинейно. Вопрос отношения Китано к экологическим проблемам получил широкую огласку, вплоть до того, что в 1996 году стал темой сочинения на вступительных экзаменах на педагогическом факультете университета преф. Ямагата.

У Такеши Китано и его жены двое детей — сын Ацуси (родился 31 марта 1981 г.) и дочь Сёко (родилась 5 октября 1982 г.).

Китано родился в 1947 году в Адати, одном из специальных районов Токио, став четвёртым сыном (второй умер во младенчестве) в семье работавшего маляром Кикудзиро Китано (который был наполовину корейцем[2]) и его супруги Саки. Имя «Такэси» было дано ему родителями в надежде, что ребёнок, сродни созвучному имени бамбуковому побегу (яп. 竹, «такэ»), сможет справиться с любыми невзгодами жизни, быстро оправляясь от них и продолжая свой путь. Будучи значительно младше своих братьев, маленький Китано пользовался особым расположением бабушки, взявшей на себя многие заботы по его воспитанию.

Китано поступил в начальную школу в том же районе Адати, где, благодаря матери, уделявшей много времени и сил домашнему образованию, стал одним из лучших учеников, показывая особенно хорошую успеваемость по арифметике и предметам, где можно было проявить себя творчески (изобразительное искусство и др.). После успешного окончания начальной ступени средней школы по настоянию матери, надеявшейся на то, что сын в будущем сможет получить высшее образование, Китано перешёл в более престижную школу, находившуюся в части Адати, значительно удалённой от дома. Затем Китано так же успешно закончил и высшую ступень средней школы.

На протяжении всего времени обучения в школе Китано регулярно занимался в бейсбольной секции, а в старших классах — ещё и боксом, что впоследствии нашло своё отражение в кинокартинах «Ребята возвращаются», «Точка кипения» и других его режиссёрских работах. Другим большим увлечением юного Китано стало ракуго, также оказавшее на его дальнейшую судьбу значительное влияние.

После окончания средней школы в 1965 году Китано по рекомендации матери поступил на инженерный факультет (отделение машиностроения) университета Мэйдзи, успешно сдав вступительные экзамены. Однако уже на втором курсе Китано ушёл из дома и начал самостоятельную жизнь, вместо посещения университетских занятий бесцельно проводя дни на Синдзюку, окунувшись в особый мир этого района Токио.

Несмотря на то, что Китано принимал непосредственное участие в студенческих волнениях конца 60-х, политика привлекала его сравнительно мало, существенно уступая другим интересам, главным из которых стал джаз. Постоянно вращаясь в среде посетителей процветавших в то время джаз-баров, а также подрабатывая там официантом, Китано в этих кругах стал пользоваться репутацией тонкого ценителя джаза. Здесь же он познакомился с пионерами японского кино-андерграунда, режиссёрами Кодзи Вакамацу и Кадзуо Комидзу. Картину окружения Китано тех лет дополняет то, что когда он работал официантом в заведении сети «Village Vanguard», его сменщиком был Норио Нагаяма, находящийся в то время в бегах серийный убийца.

Вебинар состоялся 17 сентября 2014 г. в 20:00

Персоналии рубрики «Искусство кино»:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//