b43a6c15492091269e6a61cc627f96c1(11)Драматург сэр Уильям Швенк Гильберт (Sir William Schwenck Gilbert, 1836—1911) и композитор сэр Артур Сеймур Салливан (Sir Arthur Seymour Sullivan, 1842—1900) — английские авторы, создавшие во второй половине XIX века четырнадцать комических опер.

Гилберт начал писать в период, когда театр в Британии имел плохую репутацию. В своём инновационном подходе к драматургии он следовал за Томасом Уильямом Робертсоном[en], и уже в первых комических операх, написанных для Томаса Германа Рида, смог сделать представления благопристойным развлечением. Салливан, имевший репутацию одного из самых талантливых английских композиторов, был известен как автор нескольких крупных музыкальных произведений, в том числе балета L’Île Enchantée (1864). В 1866 году он обратился к жанру комической оперы, написав музыку для Cox and Box.

Гилберт и Салливан были представлены друг другу на прослушивании к опере Ages Ago в 1869 году, за два года до первой совместной работы. В 1871 году композитор Салливан вступил в сотрудничество с молодым драматургом Уильямом Гильбертом. Опера «Микадо» — самое популяное детище Гилберта и Салливана — была создана в 1885 году и побила рекорды по продолжительности показов, выдержав 672 представления.

История создания этого произведения проста: драматург Уильям Гилберт сопровождает супругу на выставку японской культуры в Лондоне . Вдохновленый движениями актеров театра «Кабуки» Гилберт создает либретто «Микадо», которое приходится по вкусу даже придирчивому Артуру Салливану. В либретто отражена мода на Восток, выстраиваются параллели между британской и японской островными культурами. Обе тяготеют к консерватизму, ритуалу, этикету. Вместе с тем обе эксцентричны, обе не подчиняются континентальным законам… Многие критики считают эту оперу, сочиненную британцами на японском материале, одним из первых явлений мультикультурализма.

Блестящие сатирические диалоги, потрясающие декорации, яркие костюмы и замечательная мелодичная партитура не оставит равнодушным даже самого искушенного любителя оперы. Классический мюзикл о юных влюбленных обязательно станет фаворитом для слушателей всех возрастов.

В роли Ко-Ко, императорского палача, дебютирует Митчелл Бател, певец, актер и звезда шоу-мюзикла «Авеню Q». Своими комическими ухищрениями Бател полностью завоевывает внимание и симпатию аудитории. Он входит в список постоянных и востребованных исполнителей репертуара либреттиста Гильберта и композитора Салливана.

Ричард Александр, полностью вжившись в роль императора Микадо, стремится полностью контролировать все, что происходит на сцене. Еще один удачный дебют – Жаклин Дарк в роли Катиши.

«Микадо» остается одной из их самых популярных работ, известной своими хитами «A wand’ring minstrel I», «Three Little Maids from School» и «Tit-willow».

Очаровывая слушателя изысканными японскими реалиями, Гильберт при этом высмеивает свою любимую нацию – англичан. Действие происходит в небольшом японском городе под названием Титипу. Правитель Японии Микадо услышал, что в Титипу недостаточно хорошо выполняются его приказы.

Он заявляет о своем намерении приехать и приговорить преступников к смертной казни. Ко-Ко, недавно назначенный на должность императорского палача, который никогда не обидел бы и мухи, должен найти жертву или казнить самого себя. Тем временем девушка Юм-Юм, находящаяся под опекой Ко-Ко, влюбляется в менестреля, что очень тревожит Ко-Ко. Когда выясняется, что ее возлюбленный — потерянный сын Микадо, все запутывается еще больше и сюжет приобретает совсем неожиданное продолжение.

«Кутерьма» (англ. Topsy-Turvy) — художественный фильм о Гильберте и Салливане, снятый британским режиссёром Майком Ли по собственному сценарию в 1999 году. Фильм получил большое количество наград и номинаций на различных фестивалях.
Действие происходит в скромном, но респектабельном лондонском театре «Савой», специализировавшемся на постановках комических опер во времена правления королевы Виктории. Дирекция театра обеспокоена случившейся размолвкой их постоянных авторов.

Творческий дуэт композитора Артура Салливана и драматурга У. Ш. Гилберта зашёл в тупик. Их последняя совместная работа довольно скромно принята публикой. Салливан обвиняет своего постоянного партнёра в тривиальности и угрожает разорвать связывающие их контрактные обязательства.

После посещения модной японской выставки Гилберт пишет либретто оперы «Микадо», удачно эксплуатируя интерес публики к загадочной восточной культуре. Воодушевлённый сюжетом, тяжело больной Салливан уходит головой в ежедневные репетиции, не обращая внимания на мучительные боли.

Актёры с опаской пробуют себя в непривычной роли чуждых им персонажей японского средневековья. Для костюмеров и гримёров эта новая постановка даёт заманчивую возможность показать мастерство в работе с экзотическими костюмами и гримом.

Создана живая интересная атмосфера – пронизанная взаимным уважением грешных слабых людей друг к другу и в то же время мрачная, с резкими переходами от смешных сцен к полным абсолютной безнадёги. Сцены закулисной жизни показаны совершенно безжалостно. Актёры поддерживают друг друга, в т.ч. перед работодателем, но у кого – болезни, другой – наркоман. Очень много коротких и очень ярких зарисовок, которые нужно видеть, а не рассказывать. Финал трогательный – спивающаяся актриса на сцене чудесно поёт любовную арию.

Оперы Артура Салливана и Уильяма Гилберта в «Книжной лавке»:

Читать либретто Уильяма Швенка Гилберта  переводе Георгия Бена:

  • Вебинар состоится 25 февраля 2022 года в 20-00 (время московское). Ведущая Ирина Дедюхова.

    Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

    Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

    Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//