Вера Панова. «Сентиментальный роман»

 

Здравствуйте, дорогие читатели! Прочли ли вы сентиментальный роман Александра Ивановича Радищева «Путешествие из Петербурга в Москву»? Сегодня мы откроем ещё один «Сентиментальный роман» – это название произведения советской писательницы Веры Пановой. Из Екатерининской крепостнической России мы перенесёмся на сто сорок лет вперед в небольшой городок на юге России, в эпоху НЭПа, воинствующего атеизма и борьбы с мещанством.

В эти годы слово «сентиментальный» воспринималось с лёгкой иронией. Быть «сентиментальным», чувствительным для героя романа – Шурки Севастьянова и его друзей, комсомольцев, – мещанство и пошлость. Пошлостью они считают и мечты их знакомой девушки о лакированных туфлях, шёлковых чулках и кружевном белье. Шурка убеждён, что любви нет! Есть только дружба и половое влечение мужчины к женщине. Он ещё не знает, что то, чего, по его мнению, нет, очень скоро ворвётся в его жизнь катастрофой, стихийным бедствием.

Вера Панова – сегодня абсолютно немодная писательница. С книжной полки её вытеснили Дина РубинаЛюдмила Улицкая и Екатерина Вильмонт. Мы забыли её героев: Евдокию, вырастившую чужих детей, маленького Серёжу, вспоминаем только благодаря фильму Данелия: «У меня есть сердце! Оно стучит!» – вспомнили? Санитарный эшелон далеко увёз её «Спутников».

Между тем, эту писательницу сегодня стоит не только перечитывать, но на примере её судьбы попытаться понять, как не только выжить в не самые лучшие времена, но и не разлюбить жизнь, остаться порядочным человеком.

В 1938 году её, талантливую журналистку, никуда не брали на работу: ведь она жена троцкиста, репрессированного врага народа. Дома – голодные дети. Деньги она заработала, написав сценарий для первой кремлёвской ёлки. Потом была война, страшные испытания, скитания.

Всё её герои – очень счастливые люди, они становятся счастливыми назло всем бедам и вопреки всему. Язык её произведений очень прост. Это стиль журналиста – минимальными средствами дать максимум информации, острым взглядом выхватить детали, чёткими штрихами обозначить эпоху, дать почувствовать время.

«Сентиментальный роман» был написан в 1958 году. Это мемуарное, биографическое и лирическое произведение. Многонациональный, кипящий бурными событиями южный город –это, несомненно, Ростов-на-Дону, где прошли детство и юность Веры Пановой. Герой романа, Севастьянов, после тридцатилетней разлуки приезжает в родной город. У него время между двумя поездами – он возвращается с курорта. Он уверен, что сентиментальные воспоминания не растревожат его. Ведь здесь давно всё другое: нет прежних друзей, город перестроен после войны, а его самого вряд ли кто узнает, не стоит даже искать тех, кто его помнит. Но фраза продавщицы у входа в городской сад: «Купите розочку!» – возвращает его в юность. Когда его любимая, красивая, неверная женщина шла счастливая с этими розами. Когда он, вернувшись из командировки, обнаружил пустую комнату, засохшие розы и записку, из которой узнал, что его бросили. Боль, которую он пережил, вернулась снова. Но память возвращает и счастливые мгновенья. Удивительное время! Нечего есть, негде жить, негде даже спать, но счастливым могут сделать даже пустяки: «Далеко-далеко то утро, там теснятся юные лица сверстников, звучат голоса, — там он всходит по ступенькам железной лестницы, ступеньки громыхают как гром небесный, — там он пишет свои первые строчки и изображает на карнавале какого-то лорда…»

Это было в те далёкие времена, когда:

«Севастьянов и Зойка маленькая заглянули еще в молодежный клуб и послушали диспут: «Может ли комсомолец есть куличи». Установили, что не может, а на другой день Севастьянов ел кулич и дома у тети Мани, и у Ваньки Яковенко, и у Зойки маленькой, — во всех домах справляли пасху, если не родители, так бабушки и дедушки… Севастьянов не был двурушником, просто ему всегда хотелось есть, а вкусная еда была редкостью в его жизни».

Удивительная эпоха, ещё жив Маяковский, комсомольцы сидят на поэтических диспутах, пытаясь выяснить, кто есть кто:

— Биокосмист, — ответила Зойка маленькая. — Это новое, правда, Зоя? Биокосмистов еще не было, были имажинисты и ничевоки.

— А чего хотят ничевоки? — спросил Севастьянов.

Зоя большая объяснила набожно:

— Они говорят: ничего не пишите; ничего не читайте; ничего не печатайте».

А вот это вы ещё возможно помните:

«Они продвигались над теснотой людских голов, среди знамен алых, малиновых и густо-вишневых. (Тяжелый бархат цвета черной вишни. Ведь как бедны были в те годы, а самый слабенький заводик выносил знамя из шелка или бархата, кумач шел только на лозунги да на косынки женщинам…) Знамена, оркестры и хоры обгоняли едущих. Каждый оркестр играл свое, каждый хор пел свое, песня наплывала на песню и марш на марш».

Чтобы узнать об удивительной, интересной эпохе нашей страны, увидеть её не в ретро-сериале, а глазами участника и очевидца, прочтите «Сентиментальный роман» Веры Пановой.

Ольга Кузьмина. 4 марта 2019 года

Читать «Сентиментальный роман» Веры Пановой

«Сентиментальный роман» — советский полнометражный цветной художественный фильм, поставленный на Киностудия «Ленфильм» в 1976 году режиссёром Игорем Масленниковым. По мотивам одноимённого романа Веры Пановой.

Фильм отмечен Специальным призом жюри Берлинского кинофестиваля (1976)[1].

Съёмки фильма велись преимущественно в Симферополе, в старом городе и в его пригородах (симферопольское водохранилище)[2].

Тысяча девятьсот двадцатые годы. Шура Севастьянов — начинающий газетчик в маленькой газетке, с двумя классами церковно-приходской школы. Следуя духу строительства коммунизма — ярый борец с мещанством в любом его проявлении. Он отрицает любовь, считая, что любви не существует, есть дружба и половое влечение мужчины к женщине.
Шура общается с двумя подругами, которых прозвали Зоя большая и Зоя маленькая. Зою маленькую, которая влюблена в Шуру, он учит идеям коммунизма. Красавицу Зою большую он презирает за мещанство, за её любовь к красивым вещам, за эгоизм.
Неожиданно Шура влюбляется в Зою большую, предлагает ей жить вместе. Она соглашается, уходит из своей мелкобуржуазной семьи, где её пытались заставить выйти за неприятного ей человека. Идиллия разрушается, когда Зоя устраивается работать в кафе, которое находится через дорогу от их дома. Шура вначале возмущается поступком Зои, но потом решает, что так будет лучше.
В кафе Шура встречается с кладовщиком, который пытается предупредить Севастьянова об опасности, которая таится в кафе для Зои. Шуру это настораживает, и когда главный редактор газеты предлагает ему поехать в Маргаритовку и собрать там материал, Шура отказывается и предлагает вместо себя Андрея Кушлю. Андрей — родом из Маргаритовки, его старший брат — председатель колхоза здесь. Он с радостью соглашается.
Но кулаки, которые захватили власть в деревне, убивают Андрея. Шура едет на его похороны в Маргаритовку, а когда возвращается — узнаёт, что Зоя бросила его и сбежала с кладовщиком кафе, который, к тому же, прихватил немало денег из кассы.
К Шуре приходит брат Зои и сообщает ему, что Зоя арестована из-за кладовщика, который оказался бандитом. Шура идёт к Илье Городницкому, прокурору, который ведёт это дело. Городницкий — старший брат Сёмки, закадычного друга Шуры. Городницкий быстро освобождает Зою, но она не возвращается к Севастьянову: прокурор, который явно очарован красотой Зои, предлагает ей жить в его семье.
Шура решает найти Зою маленькую. Он узнаёт от пионерки её отряда, что она уехала, но скоро вернётся. Он идёт на вокзал встретить Зою и становится свидетелем отъезда Городницкого, его жены и Зои большой.

 

 

 

Читать «Сентиментальный роман» Веры Пановой

Произведения Веры Пановой в «Книжной лавке»

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//