2034b4bf052e3c4b8430cb9c1ce1e581 (15)«Ромео и Джульетта» С. С. Прокофьева op. 64 — балет в 3 актах 9 картинах с прологом и эпилогом. Либретто Леонида Лавровского, Адриана Пиотровского, Сергея Прокофьева и Сергея Радлова по одноимённой трагедии Уильяма Шекспира. Премьера балета в сокращённой версии (на музыку первой и второй оркестровых сюит) состоялась в 1938 г. в Брно (Чехословакия). Полностью балет был впервые поставлен в Кировском театре в Ленинграде в 1940 г. (балетмейстер Л. М. Лав­ров­ский, в главной роли — Г. С. Уланова). «Ромео и Джульетта» Прокофьева — один из самых популярных балетов двадцатого столетия.

Ещё до премьеры, в 1936 г., на основе музыки балета Прокофьев написал две оркестровые сюиты, к которым в 1946 добавил третью. Оркестровые сюиты, которые носят одинаковое название — «Ромео и Джульетта», относятся к числу самых популярных сочинений композитора.

В сотрудничестве с режиссёром Сергеем Радловым и драматургом Адрианом Пиотровским, Прокофьев создал драматическую основу балета и сочинил к нему музыку в 1935 г. Они написали сценарий в четыре акта со счастливым концом, который резко отличался от финала знаменитой шекспировской трагедии. Эта редакция балета, однако, так и не дошла до постановки. В начале 1936 г. «Правда» осудила два произведения Дмитрия Шостаковича в статьях «Сумбур вместо музыки» и «Балетная фальшь». Эти статьи испугали композиторов и изменили творческую атмосферу в сталинском Советском Союзе. Прокофьев и его соавторы изменили сценарий и ввели традиционный трагический конец.

Премьера состоялась только через несколько лет. Изначальный договор с Кировским театром выполнен не был, и заказ на балет перешёл к Большому театру, который тоже отменил постановку после кампании 1936 г. В конце концов, премьера состоялась за границей в декабре 1938 г., в Брно в отсутствие композитора. Балетмейстер Леонид Лавровский поставил советскую премьеру в январе 1940 г. после грандиозного успеха постановки в Брно. Несмотря на возражения Прокофьева, Лавровский значительно изменил партитуру балета. Спектакль был удостоен Сталинской премии.

Балет в редакции Лавровского ставился в Москве в 1946 г., в Большом театре. В 1955 г. Мосфильм снял сокращённую киноверсию балета. Другие балетмейстеры, такие как Джон Крэнко в 1962 г., Кеннет Макмиллан (Kenneth MacMillan) в 1965 г., и Рудольф Нуреев в 1972 г., со временем создали новые постановки балета.

Из статьи «О балетных воплощениях «Ромео и Джульетты»»

именно образом Джульетты в исполнении непревзойденной Галины Улановой после Великой Отечественной наше имперское искусство было явлено миру, навсегда затмив все «Русские сезоны» (см. Русский балет Дягилева).

 Сама Галина Уланова нежно вспоминала своих Ромео, которые помогли ей покорить весь мир, создать незабываемый образ именно Русской Женщины.

И можно здесь сравнить с исполнением этой партии Майей Плисецкой.

Но был и киношедевр, запечатлевший этот триумф для широкой публики.

kinopoisk.ru

«Ромео и Джульетта» — советский цветной фильм-балет, поставленный на киностудии «Мосфильм» в 1954 году режиссёром Лео Арнштамом и балетмейстером Леонидом Лавровским на основе одноимённого балета Сергея Прокофьева по трагедии Уильяма Шекспира. Главные партии исполнили солисты Большого театра Галина УлановаЮрий ЖдановСергей КореньАлексей Ермолаев.

Картина была выпущена на широкий экран 25 марта 1955 года. Отмечена наградами на VIII Международном кинофестивале в Каннах (1955) и на III кинофестивале классического, народного и современного танца в Бразилии (1957).

На фоне этого триумфа подтасовка Рудольфа Нуриева воспринимается предательством и кражей, попыткой подло перетащить царственный героизм Улановой, выразившей всех нас, а главное, святых героинь Великой Отечественной, — для своей партнерши, которая никакого отношения не имела к нашей русской Джульетте.

 «Ромео и Джульетта» Нуреева

После версии Лавроски одной из самых выдающихся хореографий является хореография Джона Крэнко; написана в 1958 году для Балета Ла Скала в Милане, с Карлой Фраччи и Марио Пистони. Рудольфу Нурееву суждено было сохранить свой аспект изображения итальянского Возрождения, инсценируя юношескую любовь, принесенную в жертву ненависти взрослых; беззаботность Меркуцио, соответствующая угрюмому нраву Тибальда, как отголосок ссор между двумя враждующими семьями.

Версия Кеннета Макмиллана, которую Нуреев хорошо знал, когда создавал ее вместе с Марго Фонтейн в Лондонском Королевском балете в 1965 году, подчеркивает фатальный характер трагедии; Два молодых человека, которых уносит судьба, которая в конце концов настигает их. Хореограф проявляет особый интерес к Джульетте; Этот ребёнок, который становится женщиной по ходу действия. Сильная в своей слабости, она демонстрирует непоколебимую решимость сопротивляться судьбе, которую навязывают ей родители.

Рудольф подчеркнул этот момент еще больше, сделав Джульетту бунтаркой, готовой бросить вызов кодексам своего класса. Полный страсти и шума, в реалистичной Вероне, где площади душат на солнце и служат постоянными сценами для целого сварливого, красочного населения, его балет, чрезвычайно верный тексту Шекспира, дает почти кинематографическое видение чувственной, брутальной, утонченной и охотно непристойной эпохи, где жизнь и смерть решаются в одно мгновение. Читать далее

К чему безусловно приучила ИА, ловить эти некрофильские установки: «жизнь и смерть решаются в одно мгновение».

А далее идет современная шикарная балетная постановка, которая должна была окончательно уничтожить и нивелировать не только созданный Улановой образ любви свозь смерть, наперекор смерти, но и подмять под себя все достижения отечественного балетного искусства. «В русле глобализации», так сказать. Это когда обворовывать Родину и сограждан больше не стыдно, как бы все «ради высокого искусства».

27.12.2020 г.

На экраны вышел фильм-балет «Ромео и Джульетта»

Фильмов-балетов в истории искусства много.

Но в основном это съёмки спектаклей. Попытки снять фильм-балет не в театральных, а в кинодекорациях редки, потому что рискованны. Но британцы Майкл Нанн и Уильям Тревитт на такой риск пошли.

В российский прокат выходит их картина «Ромео и Джульетта».

Действие происходит под небом Вероны. Верона есть, неба нет, ровно как на балетной сцене. Обувь балетная, мостовые города выстланы крашеными щитами, местами это очень заметно. Движения танцоров то и дело так стремительны, что камера не поспевает, и крупные планы не всегда удаются.

Но однажды неподвижная Джульетта плачет на очень крупном плане, совершенно как Екатерина Максимова в последнем эпизоде фильма-балета «Анюта». Как будто подглядели.

Современные звезды Королевского балета прожили вечную Веронскую историю на одном дыхании. В основе которой версия Кеннета Макмиллана, созданная для театра в 65-м году.

Николай Цискаридзе сам танцевал партию Меркуцио в Большом. Знает версию Макмиллана. И хотя считает ее копией балета Леонида Лавровского, снимает шляпу перед английским менеджментом.

«Порадовался за состояние менеджмента Ковент-Гардена, потому что на сегодняшний день это самый грамотный менеджмент, у которого можно поучиться, как со всего мира собрать сливки и сделать ту культуру, которой у них не было никогда, Потому что в России балету триста лет, а там — восемьдесят»,

– считает Цискаридзе.

По мнению Николая Цискаридзе продюсеры берегли своих танцовщиков, и страховали их бесценные ноги. Улицы Вероны покрыли специальным балетным покрытием. Обладатели престижных премий «Эмми» и «Тони», режиссер Майкл Нанн и оператор Уильям Тревитт, сами в прошлом — танцовщики Ковент-Гардена, сделавшие около сорока короткометражек о балете.

Но «Ромео и Джульетта» стала их прорывом. В этот фильм они вложили свое понимание танца, заставив не только танцевать на Веронских площадях и улицах — но и прожить жизнь героев, зафиксировав ее камерой.

«Макмиллан сделал балет очень естественным. В отличии от классической постановки, где много пантомимы, и ушел от нереальных моментов в сюжете, мы все у него живые люди, и это видно особенно на съемочной площадке»,

— рассказала прима-балерина Королевского театра Ковент-Гарден Франческа Хейуорд (Великобритания).

Самая экспрессивная среди Джульетт, одна из первых увидела фильм. Не скрывает, что счастлива. Ведь, именно ей досталась роль Джульетты.

Сцену на балконе снимали в день рождения балерины. Обошлись без вентилятора, который обычно используют для ветра. Сама погода помогала съемкам.

Уильям Брейсуэлл на роль Ромео не рассчитывал. Думал, выберут кого-то старше. Но фортуна улыбнулась ему. Эту партию он уже танцевал в театре, но впервые работал с камерой.

«Все становится более интимным, потому что есть большая разница, между тем, когда ты танцуешь на сцене, где зрители в пятидесяти метрах от тебя и когда танцуешь перед камерой, которая находится очень близко и фиксирует каждую эмоцию. И все становится реальным»,

— признался премьер балетной труппы Королевского театра Ковент-Гарден Уильям Брэйсуэлл (Великобритания).

Денис Родькин, премьер Большого, говорит, что впервые увидел такой балет. Мечтает станцевать Ромео или Тибальда. Примерил эту историю на себя.

«Когда тебя снимает так близко камера, то ты по-другому, не только выражаешь эмоции лицом, но и танцуешь по-другому. То, что такой проект появился и балет идет в широкие массы, это нас развивает, как артистов драматических. Потому что движение хорошо делать многие, а вот актерски сыграть и сделать при этом хорошо движения могут единицы»,

— считает танцовщик.

24 декабря фильм вышел на экраны. С музыкой Прокофьева, костюмами Николаса Георгиадиса и новым поколением звезд Ковент-Гардена.

Елена Ворошилова, Новости культуры

Вообще-то наш герой «кислотной атаки» Николай Цискаридзе, от души порадовавшийся менеджменту Ковент-Гардена, в итоге высказался однозначнее.

Было интересно, ну что они еще украдут из русской экранизации

19 января 2022 г.

– Николай Максимович, у меня вопрос о фильме-балете «Ромео и Джульетта» 2019 года: были ли моменты, когда во время просмотра этого кино вам хотелось закрыть глаза, или моменты, за которые вы могли бы раскритиковать тот или иной момент?

– Вы знаете, этот спектакль мне хорошо известен, я его видел много-много раз в театре и видел не одну экранизацию, в смысле, не фильм, а трансляцию из разных театров.

 

Версия балета, по которой снят этот фильм, самая популярная в мире. Она идет и в Ковент-Гардене, и в Метрополитен-опере, и в Ла Скала, и в других театрах мира.

Мне в этом фильме понравилось то, что я знаю. Допустим, там есть сцена, называется она у Прокофьева «Маски», когда они идут на бал. Я знаю, что она поставлена по очень узкому просцениуму. Они танцуют, особенно в Ковент-Гардене, так как сценка маленькая, на очень узком пространстве. И в фильме она тоже хорошо продумана, они танцуют вокруг фонтанчика.

Меня это все время восхищало, потому что я видел, как режиссер, который готовил эту съемку, адаптировал хореографию к имеющимся условиям.

У меня не было такого, что я хотел зажмуриться. Просто было интересно, ну что они еще «украдут» из русской экранизации, как еще они покажут себя, чтобы выдать это за свое? Вот это мне было интересно.

У меня такие интересы просто. Знания порождают печали, к сожалению. Я слишком много видел.

– А чтобы вы посоветовали посмотреть: наш фильм-балет «Ромео и Джульетта» в Ютьюбе или все-таки посмотреть фильм Майкла Нанна?

– Ну для того, чтобы сложилось впечатление об этом произведении: и то, и другое посмотреть.

Посмотрите еще спектакль с Нуреевым и Фонтейн – он тоже экранизирован. Вы будете удивлены, насколько по-другому это будет выглядеть, потому что Нанн сделал кино для массового зрителя, настоящее кино, а там экранизирован спектакль. Ну, адажио будет похоже, еще несколько сцен, а все остальное будет другим.

Нам остается лишь составить свое мнение об этой экранизации.

 

Вебинар состоится 17 ноября 2017 года. Ведущая Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//