9204dc18b0b0e7767a0a2344900d1677«Юнона и Авось» — одна из наиболее известных советских рок-опер композитора Алексея Рыбникова на стихи поэта Андрея Вознесенского. Премьера состоялась 9 июля 1981 на сцене Московского театра имени Ленинского комсомола (режиссёр Марк Захаров, постановка танцев Владимира Васильева, художник Олег Шейнцис), в репертуар которого спектакль входит до сих пор. С 31 декабря 1985 года исполняется также Санкт-Петербургским театром «Рок опера».

В названии спектакля использованы имена двух парусников, «Юнона» и «Авось», на которых совершала своё плавание экспедиция Николая Резанова.
В 1978 году композитор Алексей Рыбников показал режиссёру Марку Захарову свои музыкальные импровизации на темы православных песнопений. Захарову понравилась музыка, и тогда же возникла идея создать на её основе музыкальный спектакль на сюжет «Слова о полку Игореве». Он обратился с этим предложением к поэту Андрею Вознесенскому (это была их первая встреча), однако тот эту идею не поддержал:

Тогда я был наглый молодой поэт, мне казалось непонятным, зачем надо писать нечто славянофильское по «Слову о полку Игореве», в то время как неизвестен его автор и даже неизвестно, был или нет автор «Слова». Я говорю: «У меня есть своя поэма, она называется „Авось!“ о любви сорокадвухлетнего графа Резанова к шестнадцатилетней Кончите, давайте сделаем оперу по этой поэме». Марк растерялся немножечко и сказал: «Давайте я почитаю». На следующий день он мне сказал, что он согласен и что мы сделаем оперу, причём выбор композитора будет его, Марка. Он выбрал Алексея Рыбникова. Это был счастливый выбор.

В основу либретто была действительно положена поэма «Авось» (1970), хотя для театральной постановки пришлось, естественно, дописывать многие арии и сцены. Поскольку слово «рок-опера» в то время было запрещено (как и рок-музыка вообще), авторы написали под названием произведения: «современная опера». Постановка танцевальных номеров была осуществлена балетмейстером Владимиром Васильевым, который также изначально почувствовал, что готовящаяся постановка не имеет аналогов на советской сцене.

Параллельно с работой над спектаклем в Московском театре имени Ленинского комсомола в 1980 г. была записана аудиоверсия оперы с другими исполнителями. Первое публичное прослушивание записанного произведения состоялось 9 декабря 1980 г. в церкви Покрова на Филях (Москва). Однако из-за цензурных препон альбом из двух стереопластинок был выпущен фирмой «Мелодия» в 1982 году.

Вебинар 29 января 2021 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

1 Comment for this entry

  • Natali Natali:

    Мне кажется это был год 1988-ой. Спектакль «Юнона и Авось» В г.Переславль-Залесский в тогда ещё запустевший Никитский монастырь привез режиссер Юрий Подниекс. Он был тогда очень знаменит после нашумевшего фильма «Легко ли быть молодым». А рок-оперу в таком необычном (по тем временам месте) он снимал в своем следующем фильме «Мы», который делался на деньги и по заказу англичан.
    Естественно, на такое представление выбрался весь город. Сам монастырь расположен вдали, особого транспорта не было, шли пешком. Запустевшее место, заросшее. Наспех сколоченная площадка, зрители стояли, моросил дождь. Приехали не все участники спектакля, но Караченцев был. Долго не начинали.
    Куски с православными песнопениями прозвучали необычайно уместно и ярко. В записях такого впечатления они не производили. Караченцев, конечно же, был потрясающ, фантастическая органика и энергетика.
    Правда сам режиссер-документалист прожил недолго, он утонул при загадочных обстоятельствах в 1992г.

Добавить комментарий для Natali Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//