Геннадий Игоревич Гладков (18 февраля 1935[1]Москва — 16 октября 2023Москва) — советский и российский композитор, автор музыки к популярным кино— и телефильмаммультфильмам и мюзикламНародный артист Российской Федерации (2002).

Родился 18 февраля 1935 года в Москве в семье музыкантов, дед по матери — Максаков Степан Осипович, аккомпанировал на саратовской гармошке Лидии Руслановой. Отец — Игорь Иванович Гладков (1908—1978), аккордеонист, баянист, солист оркестра Александра Цфасмана[2]. Мать — Елена Степановна Гладкова (1909—1987).

С детских лет любил джазнародную музыку[2]. Учиться музыке стал рано. Учился в Мерзляковской школе-училище в консерватории, поступил в ЦМШ. Окончил химический политехникум, после него проработал год начальником смены на заводе, но решил вернуться к музыке[2]. В 1959 году окончил теоретическое отделение Музыкального училища при Московской консерватории, где занимался сочинением музыки под руководством Григория Фрида. В 1964 году окончил Московскую консерваторию (класс композиции Владимира Фере), в 1966 году — аспирантуру. Во время учёбы и до 1971 года занимался преподавательской деятельностью: c 1963 года — преподаватель Московского хорового училища, c 1966 года преподавал оркестровку в Музыкально-педагогическом институте имени Гнесиных.

Ещё будучи студентом консерватории, написал музыку к спектаклю «Друг детства» (1961) московского театра «Современник» по пьесе Михаила Львовского. В это же время начал писать музыку для научно-популярного кино, в частности для фильма «Тайны минувшего» («Центрнаучфильм», 1962). В 1965 году выходит его первая пластинка — «Волшебник Изумрудного города»[2].

Своим приходом в кинематограф Геннадий Гладков, по его собственным словам, во многом обязан другу детства — Василию Ливанову. Именно он привлёк Гладкова к работе над его первой мультипликационной лентой «Самый, самый, самый, самый» (1966). Ещё раньше Гладков дебютировал как театральный композитор в дипломной режиссёрской работе Ливанова в Щукинском училище — спектакле по «Трём толстякам» Юрия Олеши.

Всесоюзную славу Геннадию Гладкову принесла работа над музыкальным мультфильмом «Бременские музыканты» (1969) и его продолжением «По следам бременских музыкантов» (1973). В последнем из этих мультфильмов он спел партию Глупого короля.

…Хороший композитор всегда умеет совмещать собственный профессионализм с той жизнью, которой живут обычные люди. Он не имеет права быть снобом, должен слышать, чувствовать и понимать ту музыку, которая несётся из окон и звучит на танцплощадках. Иначе его не поймут. А всему этому ни в школе, ни в училище, ни даже в консерватории не учат.

Г. Гладков[3]

В конце 1960-х годов Гладков начал сотрудничать с Марком Захаровым, в то время режиссёром Московского театра сатиры. Так на сцене театра появились спектакли с музыкой Гладкова: «Проснись и пой» (1970), «Темп-1929» (1971), «Чудак-человек» (1973). В дальнейшем к ним прибавились музыкальные спектакли, поставленные на сцене Ленинградского драматического театра имени Ленсовета: «Укрощение строптивой» (1970), «Люди и страсти» (1974), «Дульсинея Тобосская» (1973), «Трубадур и его друзья» (1975) и «Ковалёва из провинции» (1973).

Затем последовали спектакли Московского театра имени Ленинского комсомола, поставленные Марком Захаровым, — «Автоград-XXI» (1973), «Тиль» (1974), «Жестокие игры» (1979), а также музыкальное представление по сказке Андерсена «Дороже жемчуга и злата» (1980) в «Современнике».

Геннадий Гладков часто сам становился участником спектакля, импровизируя вместе с оркестром, расположенным на сцене. Так, на гастролях в Польше (1977) Геннадий Гладков исполнял в «Тиле» все музыкальные партии, дополнял их каденциями — импровизациями[4].

В 1983 году в Московском музыкальном театре имени К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко поставлена первая опера Геннадия Гладкова «Старший сын» (автор либретто по одноимённой пьесе Александра Вампилова — Юлий Ким, режиссёр-постановщик — М. Дотлибов).

В первой половине 1980-х годов Гладков также писал музыку к спектаклю «Оптимистическая трагедия» (театр Ленинского комсомола), балеты «Вий» (1984) и «Двенадцать стульев» (1986, Свердловский театр оперы и балета), оперетту «Собака на сене» (поставлена в ВоронежеИванове), детскую оперетту «Три Ивана» (Свердловск), мюзикл «Дон Жуан» (1973, 1988, Театр кукол имени С. В. Образцова).

Кроме того, Геннадий Гладков много писал для кино. С Марком Захаровым сделаны «12 стульев» (1977), «Обыкновенное чудо» (1978), «Дом, который построил Свифт» (1983), «Формула любви» (1984), «Убить дракона» (1988).

Музыка Гладкова звучит и в фильмах «Джентльмены удачи» (1971), «Точка, точка, запятая…» (1972), «Люди и манекены» (1974), «Ты — мне, я — тебе» (1976), «Дон Сезар де Базан» (1989), «Человек с бульвара Капуцинов» (1987), «Дульсинея Тобосская» (1980), «После дождичка в четверг» (1985), «Расстанемся, пока хорошие» (1991), «До первой крови» (1989).

Продолжая сотрудничество с различными театрами, в 1990-х годах Гладков писал музыкальную комедию для петербургского Открытого театра «Адъютант Его Величества»; балет «Танец дьявола» (1992), мюзиклы «Йоахим-Лис — детектив с дипломом» (для театра «Детектив»), «На бойком месте» и «Сватовство по-московски» (2000) по А. Н. Островскому.

В числе его театральных работ также музыка к спектаклям: «Принцесса и эхо» (1983), «Дорогая Памела» (1985), «Не покидай меня, весна» (1986), «Волшебный сон» (1987), «Геракл» (1994), «А на небе радуга…» (1995), «Шиворот-навыворот» (1997), «Мужской сезон» (1999), «Сильвия» (2000), «Пенелопа, или 2+2» (2011), «Сирано де Бержерак», «Ах, высший свет!», «Хория», «Мои надежды», «Тяжкая забота короля Доброхота».

Плодотворно Геннадий Гладков сотрудничал с поэтами Юрием ЭнтинымЮлием КимомДмитрием Сухаревым. В ряде фильмов, как мультипликационных, так и игровых, композитор сам исполняет свои песни («По следам бременских музыкантов», «Новогодние приключения Маши и Вити», «Голубой щенок», «Пока безумствует мечта», «Дульсинея Тобосская», «Формула любви»).

С начала 1980-х годов читал курсы лекций «Музыкальное решение фильма» и «Работа с композитором» для слушателей Высших курсов сценаристов и режиссёров[5][6].

В 2014 году перенёс инсульт. После выздоровления написал музыку к фильму «Медный всадник». Начиная с 2019 года занимался переизданием своего каталога — так, им были выпущены саундтреки к спектаклю «Тиль»[7], к мультфильму «Разлучённые»[8], телефильму «Обыкновенное чудо»[9], а также симфонические пьесы, музыка для театра и кино[2].

Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук (2002), член Академии «Ника» (2001). Член Союза кинематографистов России и Союза композиторов России.

Скончался 16 октября 2023 года в Москве у себя дома, на Садовой-Триумфальной улице, на 89-м году жизни от острой сердечно-сосудистой недостаточности[10][11]. Похоронен 19 октября на Ваганьковском кладбище[12][13] (уч. 8)[14].

Семья

Жена — Светлана Николаевна Гладкова (1931—2022, дочь режиссёра Николая Тихонова). Сын — Андрей (род. 1968), дизайнер, арт-директор брендингового агентства. Внуки: Екатерина и Никита[15].

Общественная позиция

Являлся активным сторонником вторжения России на Украину. Был готов отправиться на фронт, обозначив свою позицию в интервью еженедельнику «Собеседник»[16]:

Мой отец выступал в составе фронтовых бригад перед солдатами в Великую Отечественную. И я бы сегодня выступил перед ребятами на СВО. Позовут – поеду, для меня будет честь. Мочи нет терпеть паразитов этих, бандеровцев!

Вебинар состоится 10 мая 2024 года. Ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//