…Итак, пришедшие взяли тело еврейского главнокомандующего,
исполосованное, покрытое кровавой коркой, положили на носилки, прикрыли.
Пронесли через город, сиявший огнями праздничной иллюминации. Они шли
босиком. У Капенских ворот их поджидало еще несколько сот иудеев, среди
них и Гай Барцаарон. Те тоже были босиком и разорвали на себе одежды.
Сменяясь каждые пятьдесят шагов, понесли они тело по Аппиевой дороге и
остановились у второго верстового камня. Там их ждал Клавдий Регин. Они
спустились с телом в подземное еврейское кладбище Положили задушенного в
гроб, насыпали под сине-черную голову земли, привезенной из Иудеи, полили
благовонной водой. Потом закрыли гроб доской. На ней корявыми греческими
буквами было нацарапано: «Симон бар Гиора, солдат Ягве». Затем вымыли руки
и покинули подземелье.Иосиф пришел из Большого цирка домой. Он выполнил свою задачу, не
пощадил себя, досмотрел иудейскую войну до самого конца. Но теперь силы
покинули его. Он свалился, впал в сон, похожий на смерть.
Он был один в большом, пустом, заброшенном доме, ни одного друга возле
него, никого, кроме старого раба. Иосиф проспал двадцать часов. Затем
поднялся и сел в позе скорбящего.
Из императорского дворца явился курьер с возвещающим радость лавром.
Когда раб отвел его к сидевшему на полу небритому человеку, в разорванной
одежде, с посыпанной пеплом головой, курьер усомнился, действительно ли
это то лицо, к которому его послали. Нерешительно отдал он письмо. Оно
было написано рукой Веспасиана и содержало приказ императорскому секретарю
дать Иосифу возможность ознакомиться со всеми документами, которые он
пожелал бы использовать для своей книги. Кроме того, император награждал
его золотым кольцом знати второго разряда. В первый раз курьер, пришедший
с лавром, не получил чаевых. Иосиф только расписался в получении письма.
Затем он снова сел на пол, как сидел.
Пришел Корнелий. Раб не осмелился ввести его к Иосифу.
Через семь дней Иосиф встал. Спросил, что произошло за это время. Узнал
про юношу Корнелия. Послал за ним.
Оба они, когда Корнелий пришел вторично, почти не разговаривали. Иосиф
сказал, что ему нужен хороший, толковый секретарь. Не хочет ли Корнелий
помогать ему в его работе над книгой? Корнелий просиял.
В тот же день Иосиф приступил к работе.
«Вероятно, многие авторы, — диктовал он, — сделают попытку описать
войну иудеев против римлян, авторы, не присутствовавшие при событиях и
основывающиеся на нелепых, противоречивых слухах. Я, Иосиф, сын Маттафия
из Иерусалима, священник первой череды, очевидец событий с самого их
начала, решил написать историю этой войны, какой она была в
действительности, современникам — для памяти, потомкам — в
предостережение».Здесь кончается первый из романов об историке Иосифе Флавии.
Ещё раз об «Иудейской войне» Фейхтвангера
В отпуске не без удовольствия перечитываю трилогию Фейхтвангера про Иосифа Флавия. Я это делаю уже во второй раз. Во-первых, подобное чтиво куда лучше «Игры престолов» удовлетворяет тёмную, ветхозаветную сторону моей натуры, а во-вторых, Фейхтвангера приятно читать именно потому, что он не допускает типичной ошибки наших исторических романистов. Обращаясь к своим современникам, автор не заставляет их нюхать гарум и шелестеть латиклавиями, а именует вместо этого римских легатов генералами и фельдмаршалами, манипулы и центурии — взводами и ротами, ящики для горячей пищи — термосами, солёную рыбу — консервами, богатых торгашей и откупщиков — капиталистами, а пролетариев, как это ни удивительно, пролетариями. Я не считаю этот подход единственно возможным, но, по крайней мере, он вполне здрав.Что касается самой книги, то я лишний раз убедился, что абсолютно не разделяю всеобщей антипатии к главному герою. На мой взгляд, эта антипатия такая же внушённая, как любовь и сострадание к Анне Карениной, дико умученнной злым стариком-мужем. Да, доктор бен Маттафий — не мученик, истерзавший себя в борьбе за национальную идею, но он и не приспособленец, отдавший себя и свой народ идее чужой, имперской. По большому счёту, на обе эти идеи ему плевать. Он иудей или римлянин, когда считает нужным быть тем или другим в интересах дела, а мог бы стать эскимосом или греком, но в принципе он рассматривает и Рим, и Иудею как свои инструменты (потому что Создатель оставил римлянам Рим, иудеям Сион, а людям будущего — всю Вселенную). У него есть последовательная парадигма, система взглядов, которую он проводит в жизнь. Когда ему и его идее это нужно, он соглашается и на сорок дней воздержания, и на тридцать девять ударов бичом в храме, и на рабские цепи на руках и ногах. Когда ему это не нужно, он пьёт вино и любит женщин, он милостиво позволяет скульпторам создавать свои портреты, он вдохновенно лжёт императорам, он одержим горячкой честолюбия и желанием славы. Он — литератор, и в этом качестве он спокойно может осознавать себя владыкой; никто не сможет покуситься на престол такого рода, пока хоть один читатель есть у его книг.
Вообще, в этой книге удивительно мало героев, которые вызывали бы у меня именно антипатию. Пожалуй, среди лично поименованных персонажей таких просто нет; можно сочувствовать не только Иосифу Флавию, но и Симону бар Гиоре, и неудачливому губернатору Веспасиану, и его сыну Титу, и пожилой подруге Веспасиана Кениде, и стеклодуву Алексию, и злокозненному поборнику справедливости доктору Юсту, и гордой истеричной гречанке Дорион… Пожалуй, самый неприятный лично для меня персонаж — Мара (та, которая хотела носить надушенные сандалии), но и она, скромно и трепетно жертвуя Иосифу то единственное, ради чего была рождена — сына, превращается из заложницы судьбы и половой функции в полноправную героиню и почти трагичную фигуру, в образ женщины, сохранившей святость, несмотря на осквернение от мужских рук, принявшее самые различные и по-библейски чудовищные формы.
А вот что вызывает антипатию, так это непоименованные действующие силы, стоящие за войной. У Фейхтвангера это не шекспировская «воля к власти» и тем более не «злой рок», а самый обыкновенный капитал, наглый и алчный. Поэтому, как бы чудовищно ни выглядели в книге эксцессы «Мстителей Израиля», какой бы ироничной насмешкой над здравомыслием ни воспринимались моменты, когда пейсатые эбертисты и пейсатые якобинцы режут друг друга в осажденном городе и губят тысячи людей ради реквизиций — всем этим кровавым сценам далеко до хладнокровных расчётов саддукеев и фарисеев, желавших поиметь своё и с Рима, и с Израиля. И горькая сцена, когда народные вожди, ещё недавно враждовавшие друг с другом, вместе шествуют на казнь и продолжают при этом обсуждать тактику борьбы минувших дней, нимало не обращая внимания на беснующуюся толпу своих мнимых победителей — пусть эта сцена станет уроком для нас; ведь на глазах у Фейхтвангера так шли Димитров и Тельман, а безглазый и многоротый урка-капитал осыпал их след тысячами отвратительных проклятий, не видя и не желая видеть, как шагают они — в бессмертие.
Хорошая книжка, в общем. Доставляет.
Читать Лион Фейхтвангер «Иудейская война»
Доступные форматы для скачивания:
Скачать в формате FB2 (Размер: 404 Кб)
Скачать в формате DOC (Размер: 368кб)
Скачать в формате RTF (Размер: 368кб)
Скачать в формате TXT (Размер: 412кб)
Скачать в формате HTML (Размер: 418кб)
Скачать в формате EPUB (Размер: 519кб)
Произведения Леона Фейхтвангера в «Книжной лавке»:
- Леон Фейхтвангер «Испанская баллада»
- Леон Фейхтвангер «Братья Лаутензак»
- Леон Фейхтвангер «Герцогиня Маульташ»
- Лион Фейхтвангер «Иудейская война»
- Леон Фейхтвангер «Еврей Зюсс»
- Лион Фейхтвангер «Иеффай и его дочь»
Читать о творчестве Леона Фейхтвангера в «Литературном обозрении»:
Ирина Дедюхова Евгений Лобков тут соглашусь! Но «мюнхенское образование» в болтологии вам не позволило уяснить, что большая проза на исторические сюжеты с серьезной геополитикой — пишется на базе сознания НАЦИИ, а евреи — национальность, преследуют частные интересы. идущие вразрез с интересами НАЦИИ. Что Фейхтвангер замечательно показывает в «Еврее Зюсе». Его никак нельзя использовать в местечковом кипеже, хотя он судорожно пытается искать проходы, ту самую «роль в истории». А даже в погромах «Герцогини Маульташ» показывает, что эта этническая общность противопоставляет свои интересы — интересам всего общества. Так что… к еврейскому национализму это не прилепишь, здесь менталитет НАЦИИ, как ни крути. История получает «связь времен», что соответствует литературной популяризации. А искомая нынче душевность в сентиментализме Диккенса, Фейхтвангера… не в социалистическом реализме, верно? Так что полученная в Мюнхене бумажка — не факт действительной образованности и душевной щедрости. Хотя признаю, что с Фейхтвангером, хлебнувшим еще после Первой мировой вполне бытового жизненного реализма, местечковых ждал серьезный облом. Он настоящий немецкий писатель, не еврейский. Чтобы иметь свою большую литературу, евреям надо пройти путь становления НАЦИИ. ставя интересы Родины — выше собственных. Иначе-то никак! И начинается там все ведь не с большой прозы, а с фольклора! Курочкой Рябой не обзавелись — пошли в Фейхтвангера пригребать до кучи. Ведь типа он — еврей, значит, все евонное — яврейское! Какое-то зашкаливающее бескультурье… Нечто на уровне доноса и мародерства. А, спрашивается, это они создали культурную среду, где реализовался гений Фейхтвангера? Потом начинают рыльце воротить, типа это Фейхтвангер такой плохой, слишком сентиментальный. Действительно, зачем сантименты сообществу вымогателей, доносчиков, рэкетиров, ростовщиков, сутенеров и мошенников на доверии?..
Евгений Лобков Фейхтвангер шибко обижался, что его мотивы Фейт Харлан использовал в фильме «Еврей Зюсс».
Ирина Дедюхова Евгений Лобков важно то. что в сухом остатке. В своей прозе он не может не быть объективным. После романа, а не комментах в соцсетях, бесполезно давать дополнительные пояснения. Там уже образы сложились и живут своей жизнью. Фейхтвангер — писатель, а созданное им — литература, поскольку у него есть образы. Как человек, он не мог оставаться равнодушным к этническим чисткам Второй мировой, это действует на уровне физиологии. Поэтому не стоит путать его творчество и его личную трагедию. Но и отделять личность писателя от творчества — тоже некрасиво.
Наталья В. Иванова Евгений Лобков Да, да, в третьем рейхе книжки сожгли, а вот фильм по «Еврею Зюссу» поставили. Больно уж сюжет красноречивый.
Ирина Дедюхова Да… каждый раскрывает образы по своему мировоззрению. Но… это уже свойство живого литературного образа. Образ еврея Зюсса не может быть оправданием этническим чисткам.
Наталья В. Иванова Веймарская республика достала всех. Все против неё и выступили, …но с разных позиций.
Евгений Лобков Эренбург Фейхтвангера люто ненавидел, а почему — не объяснил…
Ирина Дедюхова Да! И… вот Фейхтвангер в разного рода сиюминутных социальных общественных процессах проявляет честность и объективность. Его пытаются сегодня наизнанку вывернуть против Сталина, а ничего не получается. Он выше идеологий и социальных клише. Говорю же, у меня были претензии из-за Бомарше. Но потом все перепроверила… и признала, что трактовка Фейхтвангера — честная. объективная.
Вебинар состоится 4 ноября 2023 года. Ведущая Наталья Иванова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: