«Маргарита, последняя правительница Тироля, умнейший человек своего времени, вошла в историю как самая уродливая женщина из когда-либо живущих. Её поражения слыли карой Божьей, её победы приписывались мужьям и вассалам. Дочь чешского короля, она всю жизнь старалась защитить свою горную страну от посягательств императора и не в меру алчных соседей, а потомкам запомнилась под уничижительной кличкой Маульташ — «Большеротая».
Об её жизни и Германии четырнадцатого века рассказывает в своей книге немецкий писатель Лион Фейхтвангер.
«Я никогда не собирался изображать историю ради неё самой» — говорил писатель. В своих произведениях он изображал столкновения идей, борьбу сил регресса и прогресса, последствия которой оказывали влияние на социальные конфликты современного ему общества. Им создан новый тип интеллектуального исторического романа, где за описаниями отдаленной эпохи явственно проступает второй план — параллели с событиями современности.
Маргарита, графиня Тироля и герцогиня Баварии. Портрет первой половины XVI века
Первый исторический роман Фейхтвангера — «Безобразная герцогиня» (1923) – это история Маргариты Тирольской, южногерманской герцогини XIV века. Роман о трагедии личности в жестоком обществе. Энергичная и одаренная главная героиня внешне некрасива и поэтому несчастна в личной жизни.
«Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ»[1] (нем. Die häßliche Herzogin) — исторический роман немецкого писателя Лиона Фейхтвангера о реально существовавшей Маргарите, графине Тирольской. Роман повествует о некрасивой, но умной и образованной женщине, непонятой и недооцененной своими современниками, и о её несчастной судьбе.
Действие романа происходит в эпоху позднего Средневековья — XIV век. Юную Маргариту, которой на тот момент исполнилось всего двенадцать, обвенчали с десятилетним Иоганном Генрихом.
Смирившись с участью некрасивой женщины, Маргарита всю себя посвятила своему герцогству, борясь за его процветание. Несмотря на все её усилия, у подданных Маргарита не пользовалась ни любовью, ни уважением. На протяжении всей жизни она ведёт неравную борьбу со своей современницей, графиней Агнессой, являющейся полной противоположностью Маргариты. Агнесса хороша собой, но не блещет умом. Особое наслаждение Агнессе доставляет разрушать всё, что дорого Маргарите.
Роман насыщен множеством трагических событий из жизни герцогини: развод с первым мужем, отлучение от церкви, эпидемия чумы, унёсшая жизни большей части населения, еврейские погромы, обвинения подданных, смерть двоих детей, предательство сына, интриги и политическая борьба, потеря владений. Ко всему добавляется слава самой безобразной женщины в истории.
26 июля 2022 г.
«Она разглядывала себя с горькой усмешкой. Ну-ка, посмотрим! Глаза и лоб еще куда ни шло. Самое худшее – рот, вывернутые обезьяньи губы. Что ж, зато у нее Каринтия. Вялые свисающие щеки – куда это годится! Но разве за них не вознаграждает графство Тироль? А серое с пятнами лицо? Положите на весы Триент, Бриксен, Хур, Фриуль. Разве оно тогда не станет ровным и чистым?»
Лион Фейхтвангер, «Безобразная герцогиня»
Эту молодую женщину, в 17 лет взошедшую на престол независимого графства Тироль, беспощадная молва нарекла «безобразной герцогиней». Такой она осталась в исторических летописях, так запечатлена на средневековых карикатурах – ужасающе уродливая, с бугристой кожей и отвисшей нижней губой.
Но была ли в действительности настолько некрасива Маргарита, к которой прочно пристало безжалостное прозвище Маульташ – Губастая, или этот образ – результат безжалостной травли, которой она подверглась за смелость и независимость?
Начало истории:
Дело в том, что Маргарита совершила шаг совершенно неслыханный по своей дерзости: выгнала мужа, Иоганна Генриха – причем изгнала благоверного не мухобойкой из спальни, не скалкой из дома, а вон из графства, как говорится, с вещами: когда ничего не подозревающий Иоганн вернулся с охоты, Маргарита попросту закрыла ворота замка перед его носом. Нигде в Тироле отвергнутый муж не нашёл пристанища, обретя приют лишь у патриарха Аквилейского.
Вацлав (Венцеслав) Холлар, чешский гравёр и рисовальщик XVII века. «Король и королева Туниса»,
Британская королевская коллекцияИзгнание произошло при поддержке тирольского дворянства, вступившего в тайный сговор с императором Священной Римской империи Людвигом Баварским. Император же, ссылаясь на отсутствие между супругами фактических брачных отношений, объявил союз Маргариты и Иоганна недействительным.
Не откладывая дело в долгий ящик, 10 сентября 1342 года в Мерано Маргарита вышла замуж за старшего сына Людвига Баварского – Людвига V Виттельсбаха, маркграфа Бранденбурга. Что тут началось! Папская курия пришла в неистовство – ведь Маргарита, по канонам церковного права, ещё не считалась разведённой со своим первым мужем Иоганном Генрихом Люксембургским. Политический противник императора папа римский Климент IV пришёл в ярость, нечестивица Маргарита и Людвиг Виттельсбах были отлучены от церкви, а на Тироль наложен интердикт – запрет всех церковных действий и треб: миропомазания, исповеди, бракосочетаний.
Людвиг V Виттельсбах, герцог Баварии. Скульптура работы Эрнста Гертера, 1900, Берлин, аллея Победы
Это был скандал европейского масштаба. К противостоянию подключились даже английский философ и францисканский монах Уильям Оккам и средневековый схоласт, философ, теоретик светского государства Марсилий Падуанский, которые выступили в защиту графини – в частности, последний в своих трудах обосновывал право императора давать развод.
Вероятно, именно это противостояние и стало началом настоящей средневековой травли, которую устроили приближённые папы Климента IV, а также люксембургские и богемские хронисты, крайне отрицательно относившиеся к разводу графа и графини Тирольских. Не исключено, что именно они пустили ядовитую стрелу – прозвище Маульташ, намертво приставшее к Маргарите не только при жизни, но и после смерти.
Известно, что Иоганн Генрих, желая вступить в новый брак, в 1348 году обратился к папе с просьбой о разводе с Маргаритой. Причиной указывалось кровное родство мужа и жены, также Иоганн Генрих признавал, что физически брак так и не был осуществлён. Несмотря на развод, оформленный 21 июля 1349 года, отлучение от церкви Людвига и Маргариты оставалось в силе ещё десять лет, столько же не признавался папской курией их супружеский союз.
Удивительный факт: первоначально образ Маргариты послужил основой для «красивых» портретов Маргарит XVI века – в частности, картины маслом из коллекции замка Амбрас или гравюры Доменика Куста 1599 года. Но позднее кто-то нарисовал на портрете из замка опухшую, увеличенную нижнюю губу – и открылся ящик Пандоры: с тех пор изображения уродливых старух неизбежно ассоциировались с Маргаритой Маульташ.
Почти через 200 лет после рождения Маргариты – около 1500 года – великий Леонардо, которого весь мир знает как гениального творца и создателя портретов прекрасных женщин и безупречно сложённых мужчин, создал серию карикатур.
Исследователи утверждают, что да Винчи имел ненасытный интерес к необычным лицам, нескладным фигурам, уродствам и несовершенствам – как бы вступающим в противоречие с той системой идеальных пропорций тела, над которой он работал, – и изучал их, идя «от противного» в постижении гармонии человеческого облика. Так появились гротескные рисунки безобразных старух – не имеющие, впрочем, никакого отношения к Маргарите Тирольской.
Гротескный бюст старухи. Авторство достоверно не установлено, возможно, ученик Леонардо да Винчи – Франческо Мельци (Francesco Melzi, ок.1491–между 1568 и 1570) с рисунка Леонардо.
Британская королевская коллекция.Позднее фламандский живописец Квентин Массейс на основе одного из рисунков Леонардо да Винчи создал картину «Уродливая герцогиня», ныне хранящуюся в Лондонской национальной галерее. На ней отвратительная старуха с морщинистой дряблой грудью, стиснутой корсетом, держит в правой руке бутон розы. Этот сатирический образ показывает престарелую кокетку, которая сама себе видится молодой, желанной и соблазнительной.
Квентин Массейс. «Уродливая герцогиня», около 1513. Национальная галерея, Лондон
Лиха беда начало. Легенды о безобразной герцогине были включены в 1816 году Якобом Гриммом (одним из братьев Гримм) в сборник «Немецкие саги»; английский художник, карикатурист Джон Тенниел вдохновился картиной Массейса, иллюстрируя в 1865 году книгу Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес» – герцогиня в его работах, признанных каноническими, повторяет образ, созданный Массейсом. А в 1923 году вышел роман Лиона Фейхтвангера, и имя Маргариты Маульташ стало синонимом «Безобразной герцогини».
Иллюстрация Джона Тенниела к книге Льюиса Кэрролла «Алиса в стране чудес»
В браке с Людвигом V у Маргариты родилось двое сыновей. Сын Герман умер в возрасте 17 лет, а Мейнхард после смерти отца в 1361 году взошел на престол Верхней Баварии, герцогом которой был Людвиг, а также стал соправителем Тироля вместе с матерью. Правда, продолжалось это недолго: в 1363 году 19-летний Мейнхард неожиданно скончался.
Уступив давлению австрийского герцога Рудольфа IV Габсбурга, ограниченного в правах королём Карлом IV Золотой буллой 1356 года, Маргарита отреклась от тирольского престола в его пользу, указав причиной «особые обстоятельства» и «слабость женского пола». Так Тироль потерял независимость и вошёл в состав Австрийской монархии.
Проведя остаток жизни при австрийском дворе, Маргарита предстала перед Богом в Вене в 1369 году в возрасте 51 года. Один из районов ныне носит её имя: Вена-Маргаретен.
Тайну своего уродства – было ли оно проклятьем от рождения или злыми наветами ненавидевших её – Маргарита Маульташ унесла с собой в могилу, оставшись в веках в памяти людской как «Безобразная герцогиня».
«Маргарита встала, лениво потянулась, направилась к дому, тяжело волоча ноги. Рот был по-обезьяньи выпячен, огромные бесформенные щеки свисали мешками, белила уже не скрывали бородавок. Тихая, смиренная фрейлина распахнула перед ней корявую дверь. Навстречу вырвался чад жареной рыбы. Маргарита с удовольствием потянула носом, вошла в дом».
Лион Фейхтвангер, «Безобразная герцогиня»
Герцогиня. Авторская коллекционная кукла Анны Тереховой
Читать Леон Фейхтвангер «Безобразная герцогиня Маргарита Маульташ»
Произведения Леона Фейхтвангера в «Книжной лавке»:
- Леон Фейхтвангер «Испанская баллада»
- Леон Фейхтвангер «Братья Лаутензак»
- Леон Фейхтвангер «Герцогиня Маульташ»
- Лион Фейхтвангер «Иудейская война»
- Леон Фейхтвангер «Еврей Зюсс»
- Лион Фейхтвангер «Иеффай и его дочь»
Читать о творчестве Леона Фейхтвангера в «Литературном обозрении»:
Ирина Дедюхова Евгений Лобков тут соглашусь! Но «мюнхенское образование» в болтологии вам не позволило уяснить, что большая проза на исторические сюжеты с серьезной геополитикой — пишется на базе сознания НАЦИИ, а евреи — национальность, преследуют частные интересы. идущие вразрез с интересами НАЦИИ. Что Фейхтвангер замечательно показывает в «Еврее Зюсе». Его никак нельзя использовать в местечковом кипеже, хотя он судорожно пытается искать проходы, ту самую «роль в истории». А даже в погромах «Герцогини Маульташ» показывает, что эта этническая общность противопоставляет свои интересы — интересам всего общества. Так что… к еврейскому национализму это не прилепишь, здесь менталитет НАЦИИ, как ни крути. История получает «связь времен», что соответствует литературной популяризации. А искомая нынче душевность в сентиментализме Диккенса, Фейхтвангера… не в социалистическом реализме, верно? Так что полученная в Мюнхене бумажка — не факт действительной образованности и душевной щедрости. Хотя признаю, что с Фейхтвангером, хлебнувшим еще после Первой мировой вполне бытового жизненного реализма, местечковых ждал серьезный облом. Он настоящий немецкий писатель, не еврейский. Чтобы иметь свою большую литературу, евреям надо пройти путь становления НАЦИИ. ставя интересы Родины — выше собственных. Иначе-то никак! И начинается там все ведь не с большой прозы, а с фольклора! Курочкой Рябой не обзавелись — пошли в Фейхтвангера пригребать до кучи. Ведь типа он — еврей, значит, все евонное — яврейское! Какое-то зашкаливающее бескультурье… Нечто на уровне доноса и мародерства. А, спрашивается, это они создали культурную среду, где реализовался гений Фейхтвангера? Потом начинают рыльце воротить, типа это Фейхтвангер такой плохой, слишком сентиментальный. Действительно, зачем сантименты сообществу вымогателей, доносчиков, рэкетиров, ростовщиков, сутенеров и мошенников на доверии?..
Евгений Лобков Фейхтвангер шибко обижался, что его мотивы Фейт Харлан использовал в фильме «Еврей Зюсс».
Ирина Дедюхова Евгений Лобков важно то. что в сухом остатке. В своей прозе он не может не быть объективным. После романа, а не комментах в соцсетях, бесполезно давать дополнительные пояснения. Там уже образы сложились и живут своей жизнью. Фейхтвангер — писатель, а созданное им — литература, поскольку у него есть образы. Как человек, он не мог оставаться равнодушным к этническим чисткам Второй мировой, это действует на уровне физиологии. Поэтому не стоит путать его творчество и его личную трагедию. Но и отделять личность писателя от творчества — тоже некрасиво.
Наталья В. Иванова Евгений Лобков Да, да, в третьем рейхе книжки сожгли, а вот фильм по «Еврею Зюссу» поставили. Больно уж сюжет красноречивый.
Ирина Дедюхова Да… каждый раскрывает образы по своему мировоззрению. Но… это уже свойство живого литературного образа. Образ еврея Зюсса не может быть оправданием этническим чисткам.
Наталья В. Иванова Веймарская республика достала всех. Все против неё и выступили, …но с разных позиций.
Евгений Лобков Эренбург Фейхтвангера люто ненавидел, а почему — не объяснил…
Ирина Дедюхова Да! И… вот Фейхтвангер в разного рода сиюминутных социальных общественных процессах проявляет честность и объективность. Его пытаются сегодня наизнанку вывернуть против Сталина, а ничего не получается. Он выше идеологий и социальных клише. Говорю же, у меня были претензии из-за Бомарше. Но потом все перепроверила… и признала, что трактовка Фейхтвангера — честная. объективная.
Вебинар состоится 18 июня 2016 года в 20-00 (время московское). Ведущая Ирина Дедюхова
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.