«Еврей Зюсс» (нем. Jud Süß) — исторический роман немецкого писателя-гуманиста Лиона Фейхтвангера 1925 г.
Время и место действия романа — Германия первой половины XVIII века.
Автор рассказывает о жизненном пути финансиста Йозефа Зюсса Оппенгеймера, который прошел путь от сына комедианта до богатого и властного чиновника. Введённый своим дядей в придворный круг, Зюсс делает карьеру, успешно управляя финансами в интересах сюзерена. Он становится алчным и ненасытным. В отличие от дяди, наслаждавшимся положением «серого кардинала», Зюсс мечтает об официальном признании — месте первого министра и о дворянском титуле, препятствием к которому является его еврейское происхождение. Восхождению Зюсса к вершинам власти сопутствует ненависть и невежество. Начинаются еврейские погромы. Обратившиеся к Зюссу евреи просят его помочь и спасти их общину, но получают отказ — Зюсс решает сохранить нейтралитет в такой сложной ситуации, но тем не менее помогает попавшим в беду соплеменникам. Все эти события происходят на фоне непростых отношений Зюсса с дочерью и соплеменниками, а также на фоне политических интриг.
Объектом преследования герцога Вюртембурга Карла Александра, которому служит Зюсс, становится дочь Зюсса: огороженная отцом от столкновения с грубым внешним миром, уединенно живущая в окружении верной прислуги, Ноэми оказывается не готовой к откровенному плотскому интересу к ней. Ноэми бросается с крыши и погибает. Смерть любимой дочери явилась страшным ударом для главного героя. Он вынашивает план мести, но герцог неожиданно умирает от удара, причиной которого является в том числе и хитроумная интрига Зюсса. Смерть герцога, однако, не приносит облегчения Зюссу. Своим сподвижникам по заговору он предлагает арестовать себя и переложить на него всю вину за смуту.
Почти год проводит Зюсс под следствием, за это время он сильно стареет, становится горбатым и седым, и все больше похожим на старого раввина. На фоне физической деградации происходит духовное перерождение главного героя. Горе и осмысление жизни возвращают ему человеческое лицо и сердце. Он познает мудрость и нравственно совершенствуется.
Зюсса приговаривают к смертной казни. Один из юристов, занимающихся делом Зюсса, обращается к герцогу-регенту Карлу-Рудольфу Нейенштадтскому за помилованием, но герцог решает, что выгоднее повесить еврея, чем позволить ему далее будоражить общество. Зюссу предлагают помилование в обмен на обращение в христианство, но он отказывается и умирает мучеником. Зюсса публично вешают под одобрительное улюлюканье толпы и плач еврейской общины.
Читать Леон Фейхтвангер «Еврей Зюсс»
Доступные форматы для скачивания:
Скачать в формате FB2 (Размер: 574 Кб)
Скачать в формате DOC (Размер: 448кб)
Скачать в формате RTF (Размер: 448кб)
Скачать в формате TXT (Размер: 495кб)
Скачать в формате HTML (Размер: 500кб)
Скачать в формате EPUB (Размер: 640кб)
Экранизация
- 1934 год — роман был экранизирован в Великобритании. Тема была весьма актуальная. Снимал фильм немецкий режиссёр Лотар Мендес, который эмигрировал в Голливуд ещё в 1920-е годы. В роли Зюсса снялся эмигрировавший из Германии актёр Конрад Фейдт. Фильм имел огромный успех. Нацисты назвали эту картину «неслыханной еврейской наглостью».
- 1940 год — в Германии режиссёр Файт Харлан снял антисемитскую версию «Еврея Зюсса» (т.е. сценарий по повести Вильгельма Гауфа «Еврей Зюсс»).
- 2010 год — Фильм «Еврей Зюсс — фильм без совести» (нем. Jud Süß – Film ohne Gewissen) — немецкий исторический драматический фильм 2010 года режиссёра Оскара Рёлера, в котором с определённой степенью правдоподобности показан процесс создания нацистского антисемитского пропагандистского фильма «Еврей Зюсс» («Jud Süß») 1940 года[1].
Произведения Леона Фейхтвангера в «Книжной лавке»:
- Леон Фейхтвангер «Испанская баллада»
- Леон Фейхтвангер «Братья Лаутензак»
- Леон Фейхтвангер «Герцогиня Маульташ»
- Лион Фейхтвангер «Иудейская война»
- Леон Фейхтвангер «Еврей Зюсс»
- Лион Фейхтвангер «Иеффай и его дочь»
Читать о творчестве Леона Фейхтвангера в «Литературном обозрении»:
Ирина Дедюхова Евгений Лобков тут соглашусь! Но «мюнхенское образование» в болтологии вам не позволило уяснить, что большая проза на исторические сюжеты с серьезной геополитикой — пишется на базе сознания НАЦИИ, а евреи — национальность, преследуют частные интересы. идущие вразрез с интересами НАЦИИ. Что Фейхтвангер замечательно показывает в «Еврее Зюсе». Его никак нельзя использовать в местечковом кипеже, хотя он судорожно пытается искать проходы, ту самую «роль в истории». А даже в погромах «Герцогини Маульташ» показывает, что эта этническая общность противопоставляет свои интересы — интересам всего общества. Так что… к еврейскому национализму это не прилепишь, здесь менталитет НАЦИИ, как ни крути. История получает «связь времен», что соответствует литературной популяризации. А искомая нынче душевность в сентиментализме Диккенса, Фейхтвангера… не в социалистическом реализме, верно? Так что полученная в Мюнхене бумажка — не факт действительной образованности и душевной щедрости. Хотя признаю, что с Фейхтвангером, хлебнувшим еще после Первой мировой вполне бытового жизненного реализма, местечковых ждал серьезный облом. Он настоящий немецкий писатель, не еврейский. Чтобы иметь свою большую литературу, евреям надо пройти путь становления НАЦИИ. ставя интересы Родины — выше собственных. Иначе-то никак! И начинается там все ведь не с большой прозы, а с фольклора! Курочкой Рябой не обзавелись — пошли в Фейхтвангера пригребать до кучи. Ведь типа он — еврей, значит, все евонное — яврейское! Какое-то зашкаливающее бескультурье… Нечто на уровне доноса и мародерства. А, спрашивается, это они создали культурную среду, где реализовался гений Фейхтвангера? Потом начинают рыльце воротить, типа это Фейхтвангер такой плохой, слишком сентиментальный. Действительно, зачем сантименты сообществу вымогателей, доносчиков, рэкетиров, ростовщиков, сутенеров и мошенников на доверии?..
Евгений Лобков Фейхтвангер шибко обижался, что его мотивы Фейт Харлан использовал в фильме «Еврей Зюсс».
Ирина Дедюхова Евгений Лобков важно то. что в сухом остатке. В своей прозе он не может не быть объективным. После романа, а не комментах в соцсетях, бесполезно давать дополнительные пояснения. Там уже образы сложились и живут своей жизнью. Фейхтвангер — писатель, а созданное им — литература, поскольку у него есть образы. Как человек, он не мог оставаться равнодушным к этническим чисткам Второй мировой, это действует на уровне физиологии. Поэтому не стоит путать его творчество и его личную трагедию. Но и отделять личность писателя от творчества — тоже некрасиво.
Наталья В. Иванова Евгений Лобков Да, да, в третьем рейхе книжки сожгли, а вот фильм по «Еврею Зюссу» поставили. Больно уж сюжет красноречивый.
Ирина Дедюхова Да… каждый раскрывает образы по своему мировоззрению. Но… это уже свойство живого литературного образа. Образ еврея Зюсса не может быть оправданием этническим чисткам.
Наталья В. Иванова Веймарская республика достала всех. Все против неё и выступили, …но с разных позиций.
Евгений Лобков Эренбург Фейхтвангера люто ненавидел, а почему — не объяснил…
Ирина Дедюхова Да! И… вот Фейхтвангер в разного рода сиюминутных социальных общественных процессах проявляет честность и объективность. Его пытаются сегодня наизнанку вывернуть против Сталина, а ничего не получается. Он выше идеологий и социальных клише. Говорю же, у меня были претензии из-за Бомарше. Но потом все перепроверила… и признала, что трактовка Фейхтвангера — честная. объективная.
Вебинар состоится 23 декабря 2023 года в 20-00. Ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: