Мопассан написал около трехсот новелл, разнообразных по тематике, проблематике, различных по тональности. В их основе — жизненный эпизод, анекдот, трагическая или комическая история. Герои новелл Мопассана — представители всех слоев французского общества: чиновники, военные, крестьяне, продажные женщины, буржуа, рантье, люди света. Мопассан демонстрирует тонкое понимание их психологии, обнажает мотивацию их поступков.
«Пышка», единодушно признанная шедевром Мопассана, демонстрирует его лучшие качества как художника слова. Это классика жанра, хрестоматийный образец реализации в рамках малой прозы темы большой социальной значимости.
Новелла была включена в сборник «Меданские вечера» (1880), составленный из произведений о франко-прусской войне писателями, группировавшимися вокруг Золя. Мопассан продемонстрировал емкость «малого жанра», экономично используя небольшое пространство текста. Подобно драматургу, ограниченному Объемом пьесы, Мопассан ставит героев в экстремальные обстоятельства, чтобы таким образом раскрыть их характеры.
Новелла открывается краткой, но насыщенной экспозицией. В сюжете выделяются три части: первая — это поездка до остановки на постоялом дворе; вторая — задержка из-за домогательств пруссака, предъявляемых к Пышке; третья — освобождение спутников и их дальнейший путь.
Основа новеллы — события франко-прусской войны, оставившей болезненный след в национальной памяти. Но события эти выстроены таким образом, что на первый план выдвигается социальная тема. Персонажи новеллы являют собой общество в миниатюре.
Перед нами — типические представители разных социальных слоев. Это супруги Луазо, оптовые виноторговцы. Коротышка Луазо нажился на спекуляциях, продавая мелким торговцам «самое дрянное иино. Его жена, «полная, своевольная женщина с резким голосом и решительным нравом», воплощала порядок и расчет в торговом доме мужа.
Представитель крупной буржуазии, величественный господин Карре-Ламадон — «особа значительная», владелец трех бумагопрядилен, офицер ордена Почетного легиона, «во время империи он возглавлял благонамеренную оппозицию» с целью извлечь для себя впоследствии выгоду. О его супруге, «миниатюрной, хорошенькой, закутанной в меха», сказано, что она служила «утешением для офицеров из хороших семей».
Другая семейная пара, граф и графиня Юбер де Бревиль, — дворяне, богачи, носители одного из старинных и знатных нормандсклх имен. Граф, «пожилой дворянин с величественной осанкой, старался ухищрениями туалета подчеркнуть свое сходство с королем Генрихом IV, от которого, согласно местному семейному преданию, забеременела одна из его прабабок». Его жена, дочь мелкого судовладельца, «слыла за бывшую возлюбленную одного из сыновей Луи-Филиппа».
Эта «великолепная шестерка» олицетворяла «уверенный в себе и могущественный слой общества, слой людей влиятельных, религиозных и с твердыми устоями».
Люди классом ниже — это две монахини, демократ Корнюде, «пугало всех почтенных людей», оппозиционер, сторонник республики, а в сущности — безобидный болтун.
Главная героиня — особа легкого поведения, «маленькая, кругленькая, заплывшая жирком», получила прозвище Пышка. Мопассан отнюдь не идеализирует свою героиню: она малообразованна, вульгарна. Но в отличие от других пассажиров она не лишена простодушия и доброты.
В новелле нет батальных эпизодов и сцен, но воспроизводится «удушливая атмосфера, тяжелый, нестерпимый запах нашествия пруссаков». Автор не скрывает презрения к своекорыстным обывателям и трусам, «разжиревшим и утратившим всякую мужественность». Оккупанты «требовали денег, много денег», а жители «платили и платили».
Но Мопассан видит и другую сторону войны: это народное сопротивление, месть народа оккупантам. Лодочники и рыбаки не раз «поднимали с речного дна вздувшиеся трупы немецких солдат, зарезанных или убитых ударом кулака, с проломленной камнем головой или просто сброшенных в воду с моста».
Война позволяет обнажить с беспощадной силой природу и структуру социума. Люди из порядочных семей, едва оправившись от шока, вызванного оккупацией, покидают город по разного рода деловым мотивам.
Ситуация, описанная в новелле, — задержка экипажа прусским офицером и предъявляемые им «требования» — позволяет выявить истинную сущность этих «порядочных» людей. Они составляют заговор против Пышки, придумывают разнообразные аргументы, склоняя ее отдаться пруссаку.
Окончательное саморазоблачение «порядочных» людей происходит на заключительном этапе драмы. Пышка сдается, выторговывая тем самым долгожданное освобождение для своих спутников, которые мгновенно меняют свое отношение к героине. Еще недавно готовые лебезить перед Пышкой, теперь они с презрением отворачиваются от преданной ими женщины: «Никто не смотрел на нее, никто о ней не думал. Она чувствовала, что ее захлестывает презрение этих почтенных мерзавцев, которые сперва принесли ее в жертву, а потом отшвырнули, как ненужную грязную тряпку». В финале Корнюде насвистывает «Марсельезу». И это лишь подчеркивает, как опошлены некогда высокие идеалы революции. На фоне песни раздаются рыдания Пышки. «Она оплакивает свой позор», — говорит госпожа Луазо.
В основе новеллы — всепронизываюшая ирония Мопассана. «Непорядочная» женщина оказывается единственно достойным, совестливым человеком в обществе так называемых «порядочных» людей.
Вебинар 14 января 2017 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие.
Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.