«Овод» (англ. The Gadfly) — революционно-романтический роман, наиболее известный русскоязычному читателю труд английской, позднее американской писательницы Этель Лилиан Войнич. Впервые вышел в 1897 году в США.

В романе отображена деятельность участников подпольной революционной организации «Молодая Италия» в первой половине XIX века; резко критикуется христианство. Роман повествует об истории молодого, наивного, влюблённого, полного идей и романтических иллюзий Артура Бертона. Он оказался обманут, оклеветан и отвергнут всеми.

Он исчезает, имитировав самоубийство, и в дальнейшем возвращается на родину спустя 13 лет под другим именем, человеком с изуродованной внешностью, исковерканной судьбой и ожесточённым сердцем. Он предстал перед людьми, которых когда-то любил и знал, насмешливым циником с журналистским псевдонимом Овод.

Этель Лилиан Войнич[4][5] (англ. Ethel Lilian Voynich11 мая 1864БаллинтемплИрландия — 27 июля 1960Нью-ЙоркСША) — английская писательница, переводчица, композитор, дочь видного английского учёного и профессора математики Джорджа Буля, супруга Вильфреда Войнича. В её честь назван кратер Войнич на Венере.

Этель не знала своего отца Джорджа Буля, так как он умер через полгода после её рождения.

Её мать Мэри Эверест была дочерью профессора греческого языка. Мэри была талантливым математиком и преподавателем математики. В честь дяди Мэри, Джорджа Эвереста, названа самая высокая горная вершина в Гималаях — гора Эверест (Джомолунгма).

Мать в нужде воспитывала пять дочерей. Поэтому когда самая младшая, Этель, достигла восьмилетнего возраста, она отвезла её к брату покойного мужа, работавшему интендантом на шахте. Он был очень религиозным и суровым человеком.

В 1882 году Этель получила небольшое наследство и начала изучать музыку в Берлинской консерватории как пианистка. В Берлине она также посещала лекции славистов в университете.

Приехав в Лондон, она присутствовала на собраниях политических иммигрантов, среди которых был украинский писатель Сергей Кравчинский (псевдоним — Степняк). Он много рассказывал ей о своей родине. У Этель возникло желание посетить Российскую империю, которое она осуществила в 1887 году.

Она проработала в России два года как гувернантка и преподавательница музыки и английского языка в семье Веневитиновых в их усадьбе в Воронежской губернии.

Михаил Войнич

В 1902 году вышла замуж за В. Л. Войнича, польско-литовского революционера (позднее — литератора и библиофила), переселившегося в Англию после побега из сибирской ссылки (он известен как первооткрыватель «Рукописи Войнича»).

Этель Войнич была членом «Общества друзей русской свободы» и «Фонда вольной русской прессы», которые критиковали царский режим России.

Под впечатлением общения с Кравчинским, а также прочитанных биографий великих итальянских патриотов Джузеппе Гарибальди и Джузеппе Мадзини Войнич создала образ и характер героя своей книги — Артура Бертона, Овода. Такой же псевдоним имел знаменитый древнегреческий философ Сократ. В 1897 году книга «Овод» была издана в США и Англии. В следующем году появился её русский перевод в России, где роман имел грандиозный успех. Позже книга была неоднократно переиздана на многих языках.

Значительное место в романе занимает деятельность итальянской подпольной организации «Молодая Италия» в 1830—1840-х годах[6]. После разгрома армии Наполеона вся Италия, которая до этого была включена в Империю, оказалась разделена на несколько отдельных государств и фактически захвачена австрийскими войсками[7]. Пользующийся безусловным авторитетом в Италии глава Римско-католической церкви Папа Римский ориентировал политику на захватчиков[7]. В Италии были сильны патриотические настроения сторонников объединения страны и борьбы за её независимость[7]. В 1833 году, когда начинается действие романа, в разных областях Италии вспыхивали вооруженные восстания[7]. Перед 1848 годом революционная волна охватила уже всю Западную Европу и Италию[7]. В 1846 году Римско-католической церковью во главе с Папой был предпринят ряд либеральных реформ, малая польза которых и обсуждается героями во второй и третьей частях романа[6].

Трижды — в 19281955 и 1980 годах — вышли фильмы «Овод» по мотивам романа Этель Войнич. Несколько драматургов и режиссёров поставили спектакли и оперы в театрах.

В 1895 году под заглавием «Юмор России» вышел сборник её переводов на английский язык произведений известных русских прозаиков и поэтов: Н. В. ГоголяМ. Ю. Лермонтова[источник не указан 492 дня]Ф. М. ДостоевскогоМ. Е. Салтыкова-ЩедринаГ. И. УспенскогоВ. М. ГаршинаИ. Ф. ГорбуноваА. Н. Островского и С. М. Степняка.[8]

В 1901 году писательница закончила свой новый роман «Джек Реймонд». В героине другого её романа (1904) «Оливия Лэтам» заметны черты характера самой Этель Войнич.

В 1910 году появилась её книга «Прерванная дружба». Её перевод на русский был озаглавлен «Овод в изгнании».

В 1911 году Войнич перевела на английский шесть лирических поэм Т. Г. Шевченко.

Позже она долгое время ничего не сочиняла и не переводила, предпочитая литературе музыку. Она создала несколько музыкальных произведений, лучшим из которых считала ораторию «Вавилон».

В 1931 году в США, где она поселилась, был издан её перевод коллекции писем польского композитора Ф. Шопена с польского и французского языков на английский.

Весной 1945 года (в возрасте 81 года) она закончила писать своё последнее произведение «Сними обувь твою».

О своей невероятной популярности в СССР, огромных тиражах и экранизациях «Овода» забытая в США Войнич узнала только в это время: её разыскала в США литературовед Евгения Таратута (см. «Наш друг Этель Лилиан Войнич», Библиотека «Огонёк», № 42, 1957). Ей стали приходить письма от советских читателей, её навещали в Нью-Йорке делегации пионеров, артистов Большого театра, моряков и разных других советских граждан, оказывавшихся по работе в США.

15 декабря 1955 года Секретариат ЦК КПСС обсудил вопрос об Э. Л. Войнич и затем Президиум ЦК КПСС (протокол № 175 от 19.12.1955) утвердил следующее решение:

«1. Принять предложение секретариата правления СП СССР и Министерства культуры СССР о выплате гонорара проживающей в США писательнице Л. Войнич (Лилиан Этель Буль — так в тексте) в сумме 15 тысяч американских долларов за многочисленные издания в Советском Союзе её романа „Овод“.

2. Разрешить Министерству культуры СССР передать в дар Л. Войнич копию кинофильма „Овод“ на узкой плёнке.

Секретарь ЦК Хрущёв»

Умерла 27 июля 1960 года. Согласно завещанию, её тело было кремировано, а прах развеян над Центральным парком Нью-Йорка.

Произведения

Слухи и легенды

Писатель Робин Брюс Локхарт (сын Брюса Локхарта) в своей авантюрной книге «Король шпионов» утверждал, что любовником Войнич якобы был Сидней Рейли, которого позже назвали «асом шпионов», и что они вместе путешествовали по Италии, где Рейли рассказал Войнич свою историю и стал одним из прототипов героя книги, Артура Бертона. Однако Эндрю Кук — биограф Рейли и историк спецслужб — оспорил эту романтическую, но бездоказательную легенду. По его словам, куда вероятнее, что шпион Рейли путешествовал по пятам вольнодумствующей англичанки, чтобы докладывать о её передвижениях и встречах.[9]

«Овод» — советский художественный фильм 1955 года режиссёра Александра Файнциммера, снятый по мотивам одноимённого романа Этель Лилиан Войнич. В 1955 году фильм занял 3-е место среди лидеров проката, собрав 39,16 млн зрителей.

Фильм рассказывает о подпольной борьбе итальянских патриотов против австрийских оккупантов за независимость своей родины. На фоне этих событий — трагическая история человека, превратившегося из чистого душой и восторженного юноши в непримиримого революционера: легендарного и неуловимого Овода.

Сюжет

Молодой студент Артур Бертон прощается со своим любимым учителем, священником Монтанелли, отбывающим в Рим по приказу папы. Артур участвует в деятельности организации «Молодая Италия». Он завидует её лидеру Джованни Болла, ревнуя его к своей возлюбленной Джемме, и признаётся в этом на исповеди священнику отцу Карди, после чего всех революционеров арестовывают жандармы. На прогулке в тюремном дворе Артур признаётся Болле, о чём рассказал на исповеди, и тот обзывает его предателем. Артур выходит на свободу и пытается рассказать о случившемся Джемме, но она даёт ему пощёчину и убегает. Вернувшись домой, Артур узнаёт от своего старшего брата, что его настоящим отцом является Монтанелли. Артур переживает крах всего мировоззрения, разбивает своё распятие и бежит из дома. Все считают его погибшим.

Спустя много лет Артур, искалеченный в революционных сражениях в Южной Америке, возвращается домой. Никто из старых знакомых, и даже Джемма, не узнаёт его, а он не раскрывает им свою личность. Под псевдонимом «Овод» Артур примыкает к революционерам, ведущим вооружённую борьбу в Италии, и наводит ужас на австрийских оккупантов. Революционно настроенной интеллигенции он известен под именем Риварес. Австрийский император вводит в Италию дополнительный военный контингент, отец Карди приветствует марширующих австрийских солдат и их командующего. Овод участвует в тайной доставке оружия, но его выслеживают полицейские агенты. Карбонарии отступают с боем, но Риварес опускает своё оружие, услышав приказ Монтанелли (который уже стал кардиналом), и его берут в плен. Смертный приговор предрешён. Товарищи передают узнику напильник, он перепиливает решётку, но падает без чувств в тюремном дворе из-за приступа эпилепсии. Перед казнью Артур признаётся Монтанелли, что он его сын, и предлагает потрясённому отцу выбор между борьбой за свободу и верой в Христа. Кардинал предлагает сыну побег, но Артур не хочет принимать даже жизнь от служителя церкви. Австрийцы расстреливают Овода на рассвете, тот сам командует своим расстрелом. Монтанелли в ужасе кричит, что Бога нет.

Съёмки

Съёмки проходили в павильонах студии и на натуре в Крыму. Резиденция Монтанелли — Итальянский дворик Ливадийского дворца. Фрагмент с кукольным балаганчиком на рыночной площади ставили по рекомендациям режиссера Крымского театра кукол А. П. Трапани, сам он участвовал в съемках в качестве артиста и каскадера[1].

В ролях

«Овод» — трёхсерийный телевизионный художественный фильм 1980 года режиссёра Николая Мащенко, поставленный по мотивам одноимённого романа Этель Лилиан Войнич. В фильме использована музыка композитора Вольфганга Амадея Моцарта и Генри Пёрселла.

Сюжет

Фильм рассказывает о драматических отношениях между отцом и сыном. Фоном служит борьба итальянских патриотов против австрийских оккупантов за объединение и независимость Италии.

Серия 1 «Память».  Студент Артур Бертон, сын богатого английского судовладельца из города Ливорно, серьёзно увлекается революционными идеями, целью которых является объединение Италии и освобождение её от австрийского гнёта. Старший брат Артура Джеймс и его жена Джулия откровенно недолюбливают Артура, и единственным близким человеком для него становится ректор духовной семинарии и его наставник епископ Монтанелли. Волей обстоятельств Артур ненадолго попадает в тюрьму, а выйдя оттуда, переживает серьёзную ссору со своей подругой и единомышленницей Джеммой. В тот же вечер, придя домой, он узнаёт от разгневанной Джулии, что на самом деле его отцом является Монтанелли. Артур решает скрыться в Южной Америке, имитируя свою гибель…

Серия 2 «Джемма». Артур возвращается в Италию под именем Феличе Ривареса, также он — популярный памфлетист «Овод», известный своей нетерпимостью к служителям католической церкви. Здесь он снова встречается с Джеммой, но Джемма не узнаёт в нём, израненном и повзрослевшем, прежнего Артура, да и он сам не стремится раскрыть перед ней свою тайну. Несмотря на некоторые противоречия, Овод и Джемма начинают подготовку к вооруженному восстанию в Папской области. Во время одной из деловых поездок Овод под видом странника встречается в соборе со своим отцом Монтанелли, который уже стал кардиналом и твёрдо уверен в смерти Артура. Прямо в соборе Овода арестовывают гвардейцы и отправляют в тюрьму…

Серия 3 «Отец и сын». Друзья Овода пытаются устроить ему побег из тюрьмы, который срывается из-за внезапного приступа хронической болезни Овода. Монтанелли приходит к нему в камеру для духовной беседы, но Овод не хочет идти ни на какой компромисс, постоянно выказывая своё неприязненное отношение к Монтанелли. В конце концов, он открывает свою тайну кардиналу, но принять помощь от священника отказывается. Вскоре Овода расстреливают, а Монтанелли сходит с ума и умирает от разрыва сердца во время богослужения в соборе…

В ролях

Вебинар 27 января 2024 г. в 20:00 (время московское) ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//