«Э́мма» — четвёртый большой роман Джейн Остин, законченный в 1815 году. Роман написан в юмористической манере и посвящён молодой женщине, которая с увлечением сватает своих знакомых и соседей.

Свой роман 1816 года “Эмма” сама Джейн Остин ценила не очень высоко: просто после чтения в семейном кругу она не удостоилась хвалебных отзывов и восторженных высказываний. Однако именно это сочинение получило весьма лестную оценку в статье Вальтера Скотта за “знание жизни и особый такт в изображении характеров, которые читатель не может не узнать”. В этом зрелом произведении талант писательницы проявился особенно ярко, ее ироничный ум создал запоминающиеся и узнаваемые образы, которые будут интересны и современным читателям. Английскую романистку отличает хорошее знание человеческой природы, способность показать распространенные недостатки с юмором.

Главной героиней произведения является молодая дворянка Эмма Вудхаус, которая на глазах читателя проходит путь развития: осознает свои заблуждения и ошибки и находит верный тон в отношениях с людьми. Можно причислить сочинение Остин к романам воспитания, так как Эмма взрослеет, сталкиваясь с жизненными обстоятельствами.

Вначале перед нами предстает весьма самоуверенная девушка, которая мнит себя знатоком человеческих чувств: на самом деле она просто заметила взаимную склонность своей гувернантки мисс Тейлор и мистера Уэстона, достойнейшего человека. Роман начинается как раз с сообщения о замужестве наставницы юной леди.

На первых страницах автор описывает образ жизни Эммы, ее положение в обществе: “Вудхаусы были тут первыми по положению” и сообщает о первом горе, омрачившем жизнь героини — о расставании с “милым другом” мисс Тейлор. Именно утрата наперсницы толкает героиню на поиски замены, которую она видит в лице выпускницы пансиона миссис Годдард Гарриет Смит. Джейн Остин очень тонко подмечает причины стремления юной Эммы покровительствовать новой подруге: молодой девушке нужны развлечения и осознание собственной значимости, а признательность Гарриет льстит ее самолюбию: “…она была столь далека от навязчивости, столь прилично держалась на должном расстоянии, дышала такой признательностью за то, что допущена в Хартфилд…все это изобличало в ней здравый смысл и заслуживало поощрения”.

Джейн Остин иронизирует над Эммой, которая берется устроить счастье своей подруги, а на самом деле едва не расстраивает весьма удачный брак последней с местным фермером мистером Мартином. Юная героиня постоянно ошибается в своих оценках людей: так местный священник мистер Элтон оказывает знаки внимания вовсе не Гарриет Смит, а самой Эмме, чего последняя долго не замечает и попадает в нелепую ситуацию; Фрэнк Черчилл кажется ей искренним и откровенным, а он тайно помолвлен с Джейн Фэрфакс, над которой Джейн вместе с ним подшучивает.

Постепенно убежденность героини в своем знании человеческой природы уступает место сомнениям и раскаянию, чему в немалой степени способствует давний друг семьи и сосед мистер Найтли. Этот зрелый мужчина символизирует в романе разум, он искренне переживает за Эмму, стремится помочь ей избавиться от снобизма и стать внимательнее к окружающим.

Конфликт в романе — столкновение Эммы с жизненными обстоятельствами, которые расстраивают все ее матримониальные планы.

Весьма интересны образы не только главных героев, но и второстепенных персонажей: мисс Бэйтс, Джейн Фэрфакс, мистера и миссис Элтон. Писательница использует прием “кривого зеркала»: недостатки Эммы присущи и неприятной миссис Элтон, которая стремится покровительствовать несчастной Джейн Фэрфакс. Ведь и сама героиня навязывает собственное мнение Гарриет, совсем не считаясь с чувствами и склонностями молодой девушки. Остин высмеивает и невинные слабости мистера Вудхауса: он очень тревожится о здоровье каждого, боится сквозняков и необходимости покидать свой уютный дом, а самое ужасное, по его мнению, когда люди вступают в брак. Автор иронизирует над ним: ведь в начале романа отец Эммы сетует на замужество гувернантки, а в финале произведения ему приходится смириться с браком младшей дочери.

Еще один объект иронии автора — мисс Бэйтс, старая дева, весьма велеречивая, она вызывает насмешки и раздражение Эммы, и только вмешательство мистера Найтли, который резко отчитывает свою юную подругу, заставляет мисс Вудхаус осознать собственную бестактность.

В романе есть место и юмору, и серьезным размышлениям. Мастерство Остин проявилось в умении создать живые, запоминающиеся образы, которые воплощают в себе пороки и слабости, присущие людям разных эпох. Именно это объясняет востребованность произведений английской писательницы и в наше время.

Источник

Тираж романа в 2000 экземпляров так и не был полностью распродан при жизни Джейн Остин.

Вебинар проводят 31 октября 2020 г. в 20:00 (время московское) Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//