«Повесть о двух городах» (англ. A Tale of Two Cities) — изданный в 1859 году исторический роман Чарльза Диккенса о временах Французской революции.

Идея «Повести о двух городах» пришла к Диккенсу во время исполнения в пьесе Уилки Коллинза роли человека, который жертвует собой ради счастья своей возлюбленной и дорогого её сердцу мужчины.

С этим сюжетом, который имел параллели в жизни самого Диккенса, связались мысли о Французской революции, почерпнутые во время чтения исторической книги Карлейля — писателя, которого Диккенс боготворил и у которого учился. Идея концовки была почерпнута из оккультного романа «Занони».

Что характерно для зрелого Диккенса, остросюжетные конструкции позволяют ему наметить нити, пронизывающие всё общество, и провести перед глазами читателя представителей самых разных сословий. Юридическая профессия, как всегда, влечёт его к драматическим описаниям судебных процессов. Религиозные мотивы возвращения к жизни, всепрощения и самопожертвования отражены в веренице образных антитез и противопоставлений. Скажем, растекающееся по парижской улице вино из разбитой бочки предвещает реки крови.

По наблюдению Корнея Чуковского, «Повесть…» начинается с почти стихотворного каданса, задающего ритм противопоставлений, который пронизывает всю книгу, — между верхами и низами, аристократией и парижским «дном», любящими и ненавидящими, Парижем и Лондоном:

«Это было лучшее изо всех времен, это было худшее изо всех времен; это был век мудрости, это был век глупости; это была эпоха веры, это была эпоха безверия; это были годы Света, это были годы Мрака; это была весна надежд, это была зима отчаяния; у нас было всё впереди, у нас не было ничего впереди…»

В англоязычных странах единственный (за исключением «Барнеби Раджа») исторический роман Диккенса стал хрестоматийным. Утверждается, что при тираже в 200 млн экземпляров это не только самое популярное в англоязычных странах произведение писателя, но и главный бестселлер в истории англоязычной прозы. По другому мнению, 200 млн экземпляров — это популярный миф.

Роман неоднократно экранизировался, первый раз в 1911 году. Классической считается экранизация 1935 года, спродюсированная Д. Селзником. В 1980-е годы обратиться к этому литературному материалу планировал Терри Гиллиам. В 1980 году вышли также американская экранизация романа, английский мини-сериал, а в 1984 году — австралийский мультфильм. На сюжет романа поставлены опера и мюзикл.

Лев Толстой в трактате «Что такое искусство?» приводил «Историю двух городов» как «образец высшего, вытекающего из любви к Богу и ближнему, религиозного искусства». Революционный писатель К. Федин выбрал начальные строки романа эпиграфом к своей книге «Города и годы».

В 1926 году драматург Леонид Макарьев создал инсценировку «Повести о двух городах» для Ленинградского театра юного зрителя под названием «Гражданин Дарней». Описание спектакля ТЮЗа по пьесе Макарьева можно найти в романе Вениамина Каверина «Художник неизвестен».

В 1965 году американский писатель-фантаст Рей Брэдбери пишет рассказ «Лучшее из времён». Действие рассказа происходит через 59 лет после смерти Чарльза Диккенса. Бесталанный писатель с фотографической памятью берёт себе личину Диккенса и передвигается по городкам Америки, записывая по памяти его книги одну за другой. Во время повествования он встречает восторженного этого игрой мальчика по имени Дуглас (второе имя Рея Брэдбери — Дуглас: Рей Дуглас Брэдбери), который в свои 12 лет считает имя Диккенса «великим». В рассказе, помимо заголовка, дважды цитируется строки из начала повести «Это было лучшее изо всех времён, это было худшее изо всех времён…» — в качестве эпиграфа и как часть повествования. Русский перевод рассказа опубликован в 1973 году.

Тем не менее русскоязычным читателям книга относительно мало известна, вероятно, ввиду острокритического изображения революционных реалий, которое сделало её мишенью нападок со стороны марксистских литературоведов. Так, авторы Краткой литературной энциклопедии упрекают писателя в «мелкобуржуазной ограниченности мировоззрения» на том основании, что «активные действия людей из народа вызывают в нём страх».

Вебинар проводит 12 ноября 2022 г. в 20:00 (время московское) Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//