«Кошка на раскалённой крыше» (англ. Cat on a Hot Tin Roof) — драма американского писателя Теннесси Уильямса[1], одна из его наиболее известных и любимых работ[2]. Пьеса получила Пулитцеровскую премию 1955 года.

Премьера пьесы на сцене состоялась 24 марта 1955 года в бродвейском театре Мороско. Режиссёром выступил Элиа Казан. Среди оригинального состава были Барбара Бел Геддес («Кошка» Мэг), Бен Газзара (Брик), Бёрл Айвз (Большой Папа), Милдред Даннок (Большая Мама), Пэт Хингл (Гупер), Мэдлин Шервуд (Мэй), Р. Дж. Армстронг (доктор Бауф). Так же в спектакле принимал участие дуэт Брауни Макджи и Сонни Терри. Впоследствии Газзару заменил Джек Лорд.

Постановка была номинирована на 4 премии «Тони»: за лучшую новую пьесуза лучшую женскую роль (Бел Геддес), за лучшую режиссуру (Казан) и лучшие декорации (Джо Милцинер) — однако уступила во всех.[3]

В 1955 году «Кошка на раскалённой крыше» получила Пулитцеровскую премию за лучшую драму. Однако этот приз был присужден под влиянием на отборочный комитет Джозефа Пулитцера-младшего, председателя совета премии. «Кошка» попала в шорт-лист, однако была отвергнута первой, как «любительски написанная, невразумительно разрешающая конфликт… и стилистически раздражающе претенциозная». Пулитцер-младший видел постановку пьесы на Бродвее и посоветовал отборочному комитету обратить на неё внимание. После этого комитет пересмотрел своё решение.[12]

Также в 1955 году пьеса выиграла премию Нью-Йоркского кружка театральных критиков и была номинирована на Тони в 1956 году.

Постановка «Кошки на раскалённой крыше» в лондонском театре Новелло в 2009 году, в которой играли исключительно чернокожие актёры, получила Премию Лоренса Оливье за лучшую возобновлённую пьесу.[13]

В 1958 году вышла полноформатная экранизация пьесы с Элизабет Тейлор в роли Маргарет и Полом Ньюманом в роли Брика. Бёрл Айвз и Мадлен Шервуд повторили свои роли из постановки в Мороско. Режиссёром выступил Ричард Брукс. При написании сценария был значительно смягчен гомосексуальный подтекст в отношениях Брика и его погибшего друга Скиппера, что очень не понравилось Уильямсу.[2][14] Фильм был номинирован на «Оскар», «Золотой глобус» и BAFTA. Брукс, Тейлор и Ньюман также получили личные номинации на Оскар в соответствующих категориях.

В 1976 году Роберт Мур снял телеверсию. Натали Вуд играла Маргарет, Роберт Вагнер — Брика, Морин Стэплтон — Большую Маму, Лоренс Оливье — Большого Папу.[14] В 1984 году вышла новая телеадаптация, где сыграли Томми Ли Джонс (Брик), Джессика Лэнг (Маргарет), Рип Торн (Большой Папа), Пенни Фуллер (Мэй).

«Кошка на раскалённой крыше» (англ. Cat on a Hot Tin Roof) — американская драма 1958 года, снятая режиссёром Ричардом Бруксом по одноимённой пьесе Теннесси Уильямса. Главные роли исполняют Элизабет ТейлорПол Ньюман и Бёрл Айвз.

Фильм получил шесть номинаций на премию «Оскар», в том числе как лучший фильм года. Самим Уильямсом экранизация была признана провальной и неточной, так как оставляет в стороне гомосексуальные аспекты отношений между Бриком и его погибшим другом Скиппером.

«Кошка на раскаленной крыше», Московский академический театр имени Владимира Маяковского, 1981. Постановка Андрея Гончарова по пьесе Тенесси Уильямса.

Режиссер Андрей Гончаров принадлежит к числу первооткрывателей драматургии Теннесси Уильямса: он поставил в Театре им. Маяковского в 1970 году спектакль «Трамвай «Желание». Прошло 11 лет, и он снова вернулся к драматургии американского автора, поставив в 1981 году пьесу «Кошка на раскаленной крыше».

Первой исполнительницей роли Маргарет, той самой кошки, стала Татьяна Доронина, а потом на эту роль была введена Алла Балтер.

Андрея Гончарова всегда привлекали открытые конфликты, объемные характеры, режиссер тяготел к укрупнению индивидуальности на сцене, предпочитая ярко выраженные чувства, прямой темперамент, поэтому и труппа Андрея Гончарова состояла из мощных актерских индивидуальностей. Достаточно сказать, что, помимо Татьяны Дорониной, в спектакле «Кошка на раскаленной крыше» играл Армен Джигарханян (Большой Па), Татьяна Карпова (Большая Ма), Светлана Немоляева (Мэй), Эммануил Виторган (Гупер).

Можно сказать, что Гончарову был ближе подход Голливуда к пьесе Теннесси Уильямса. Влияние, например Антона Чехова на творчество Уильямса, о котором много написано, которое явилось для Анатолия Эфроса, когда последний ставил «Лето и дым», важным для атмосферы его спектакля, для Андрея Гончарова не представлялось необходимым.

Не потаенные внутренние мотивы поведения героев, а открытая и явная непримиримость выплескивалась наружу в постановке Театра им. Маяковского. Здесь никто и ничего не скрывал. Бездетная Маргарет ненавидела плодовитую Мэй, родившую мужу пять детей и ожидающую шестого. Мэй платила ей тем же. Их стычки случались по ходу пьесы прилюдно, и обе не без удовольствия наносили в спектакле ядовитые удары друг другу. Большой Па не утруждал себя скрывать свое отношение к членам семьи, любя своего младшего сына Брика, впавшего в депрессию, пристрастившегося к виски, бросившего карьеру спортивного комментатора. Па явно не благоволил к своему старшему сыну Гуперу с женой Мэй.

Прилюдно, без деликатности, Большая Ма пеняет Маргарет, что та бездетна, а ее сын пьет, поскольку Мэгги нехороша с мужем в постели. Все знают, что они с Бриком спят раздельно. Да и сама Мэгги ничего не скрывает, она умеет отражать удары, она же кошка на раскаленной крыше и умеет, как говорит Брик, приземляться на четыре лапы, с какой бы высоты ни упала.

Семья собирается вместе, поскольку у Большого Па день рождения. Все были встревожены, что у отца подозрения на рак. Анализы подтвердили мрачные предположения, но в день 65-летия Большого Па, решили, что не скажут об этом безжалостном диагнозе ни ему, ни Большой Ма. Приближающаяся смерть отца обостряет проблему наследства. Передать огромное состояние в руки Гупера с Мэй отец не хочет, но осознает, любя всем своим диким сердцем Брика, что пьющий сын, потерявший смысл жизни с бездетной женой, остывший к ней, не лучшие наследники. Андрей Гончаров обнажает эту борьбу за миллионы. Мэй и Гупер в спектакле — сатирические фигуры. Мэй все время на чеку, подслушивает всех. Она даже и не скрывает своих намерений. Андрей Гончаров делает явным скрытое поведение. Сквозь стекло, вставленное в ажурный орнамент дверей, зритель видит то и дело ее лицо, прижавшееся к стеклу. Она вся во внимании и даже не смущается, когда ее застигают за столь низким занятием. Ставки слишком высоки для нее. Гупер под стать своей женушке. Этот караулит отца и мать, стараясь не допустить их общения с любимцем родителей Бриком и его женой. Под маской заботы, он суетливо и назойливо вламывается, напоминая не раз Большой Ма, что она должна вернуться к гостям.

Когда же все-таки они сообщают Ма о том, что отец умрет, то у Гупера наряду с объявлением разрывающей сердце матери правды, припасено соглашение о наследстве, аккуратно спрятанное в папку. Он норовит его достать, но Большая Ма кричит, чтобы пришел Брик и выбивает из рук Гупера папку с бумагами. Листы разлетаются, Гупер суетливо собирает их. Мечтающий о миллионах отца старший сын ведет себя, как мелкий лавочник.

Другая не менее важная линия сюжета пьесы — судьба Брика, его отношения с женой, попытка сблизиться с обеспокоенным состоянием сына отцом. Брик опустошен, он то и дело если и говорит, то о том, что ждет щелчка, который наступает после потребления виски. Накануне дня рождения отца он, будучи пьяным, сломал ногу. Брик не хочет ни с кем и ни о чем говорить. Мэгги старается навязчиво и настойчиво разбудить чувственность мужа, который поначалу равнодушен, потом раздражен, а потом и вовсе готов разбить о голову жены ведро для льда. Мэгги всеми доступными и малодоступными средствами пытается вернуть мужа в реальную жизнь. Она любит Брика, и хотя и говорит о том, что их будущее тревожно, поскольку они бездетны, и наследство может обойти их стороной, но Мэгги сначала нужно вернуть любовь Брика, а потом родить, в отличие от Мэй с Гупером, поставивших деторождение на поток.

Отчаявшись достучаться до мужа, Мэгги идет на крайность, желая до конца выяснить темные моменты в их отношениях. Брик запил потому, что лишился близкого друга. Мэгги, а вслед за нею и Большой Па, подозревают, что к этим чувствам дружбы примешивались и другие, неплатонические. Брик в спектакле Театра им. Маяковского переживает смерть друга, считая себя виноватым в его уходе. Но когда самые близкие Брику люди думают, что их чистая мужская дружба была на самом деле формой чувственной любви, которой побоялись дать выход оба, то он готов прибить Мэгги. Брик не может простить своей жене, что она прыгнула в постель друга, и отнюдь не ревность управляет им, а возрастающее чувство брезгливости и презрения к Мэгги, которая вторглась в то, что было свято. Теперь он осознает, что вину за погибшего товарища, который спился, став к тому же наркоманом, они должны поделить на двоих.

Отец также хочет достучаться до сына и предпринимает попытку честного разговора с Бриком. Грубый южанин, который не скупится на смачные и жесткие эпитеты относительно всей родни, человек, повидавший в жизни немало, он искренне хочет понять своего сына и помочь ему. Брик же не верит в возможность искреннего диалога. Ему не нужна плантация отца, ему плевать на наследство. Большой Па, полагающий, что будет жить, полон радужных сил, но именно Брик сообщит отцу, что тот смертельно болен. Отец хотел правды — и получил ее.

Гончаров, между тем, вел спектакль к открытому финалу. В тот момент, когда семейство Гупера атакует мать соглашением, когда они не считаются с чувствами Большой Ма, когда алчность вкупе с тревогой за наследство превращает их в безжалостных монстров, они наносят публичное оскорбление и Ма, и Мэгги.

Всю эту ссору Маргарет переносит с редким достоинством. Она молчит, как и Брик. Оба они не участвуют в дележе. Мэгги спокойным и ровным голосом объявит, что она ждет ребенка, и Брик не обнаружит ее лжи, потому что пресечь эту недостойную склоку, защитить достоинство жены, поддержать мать и умирающего отца можно только тем, что род Брика продолжится.

В спектакле Андрея Гончарова остается надежда на возвращение в жизнь любимого сына Большого Па, мужа, без которого не может жить Маргарет.

«Кошка на раскалённой крыше» — телевизионный фильм Джека Хофсисса, в главных ролях Джессика Лэнг и Томми Ли Джонс (США, 1984).

 

 

 

Читать по теме:

Вебинар состоится 17 февраля 2024 г. в 20:00 (время московское). Ведущая — Ирина Дедюхова

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//