«Мышело́вка» (англ. The Mousetrap) — детективная пьеса Агаты Кристи, написанная в 1952 году. Состоит из двух действий. Впервые пьеса была поставлена в Вест-Энде Лондона в том же году и успешно идёт по сей день. В ноябре 2012 года состоялось 25-тысячное представление пьесы, что является абсолютным рекордом непрерывности постановок. Пьеса знаменита также неожиданной развязкой. В конце каждого спектакля зрителей просят не рассказывать, чем она заканчивается.
Впервые пьеса появилась в 1947 году как короткий радиоспектакль под названием «Три слепых мышонка». Постановка была создана к восьмидесятилетию Королевы Марии по её личной просьбе. Пьеса была переведена на 23 языка и поставлена более чем в 40 странах.
25 ноября 1952 года состоялась официальная премьера спектакля на сцене лондонского театра Ambassador. Главные роли исполнили знаменитый актер Ричард Аттенборо и его жена Шейла Сим. До официальной премьеры, спектакль был поставлен на сцене королевского театра в Ноттингеме.
В 1956 году продюсер спектакля Питер Сондерс (англ. Peter Saunders) продал права на экранизацию пьесы кинокомпании Romulus Films с обычной оговоркой, запрещающей экранизацию ранее, чем через шесть месяцев после последнего спектакля в Лондоне. Поскольку пьеса до сих пор идёт на сцене, фильм этой компанией так и не снят.
7 декабря 2000 года в Театре St. Martin в Лондоне был сыгран рекордный двадцатитысячный спектакль.
25 ноября 2002 года пьеса отметила пятидесятилетний юбилей. На спектакль пришла Королева Елизавета II, которая также отмечала пятидесятую годовщину своей коронации. По случаю полувекового юбилея, в ресторане отеля Савой (англ. Savoy) был дан приём, на котором присутствовали представители всех трупп, когда-либо игравших в спектакле с момента первой постановки.
Пьеса стала хрестоматийной, она легла в основу пособий для изучения английского языка и литературы. Спектакль сам по себе стал достопримечательностью Лондона.
В честь 60-летия пьесы в ноябре 2012 года в Лондоне в самом центре Ковент-Гардена был открыт памятник Агате Кристи.
Сюжет
В Лондоне совершено убийство. У тела жертвы, Морин Лайон, находят записную книжку. Полиция объявляет по радио, что разыскивается подозреваемый в убийстве: мужчина в тёмном пальто, светлом шарфе и фетровой шляпе. В пансионе «Монксуэлл-мэнор», который принадлежит молодой супружеской паре Рэлстонов, начинают собираться гости — Кристофер Рен, миссис Бойл, майор Меткалф и мисс Кейсуэлл. Из-за снегопада они оказываются запертыми в доме и читают в газете об убийстве. Прибывает ещё один гость — мистер Паравичини, чья машина застряла в снегу. Миссис Бойл своими манерами раздражает всех присутствующих.
На лыжах в гостиницу прибывает сержант Троттер из полиции, заявляющий, что убийца из Лондона находится в пансионе. Вскоре миссис Бойл находят убитой, и версия сержанта Троттера подтверждается. Он начинает расследование. Подозрение падает на Рена, чьи приметы схожи с приметами предполагаемого убийцы, однако вскоре выясняется, что убийцей может быть любой из присутствующих. Подозреваемые пытаются инсценировать второе убийство, чтобы разобраться в нём и попытаться предотвратить третье. Сержант Троттер собирает всех в зале, решив приготовить ловушку для преступника. Внезапно выясняется, что убийца — сержант Троттер, выдавший себя за полицейского и мстящий за смерть брата, мисс Кейсуэлл — его сестра, а майор Меткалф — настоящий полицейский детектив.
Агата Кристи о своей пьесе
«Это такой спектакль, на который можно привести кого угодно. Он не очень-то страшный. Не пугающий. Это не фарс, но в пьесе есть по чуть-чуть от всего этого. Возможно, именно это нравится публике».
«Дорогие мои! Я не понимаю, какого чёрта вы волнуетесь из-за пустяков. Я думаю, у нас выйдет небольшой миленький прогон из всего этого».
В последних главах своей подробной «Автобиографии» Кристи вспоминала о своих театральных постановках, но не акцентировав внимание на роли других лиц в своих успехах на этом поприще, чем вызвала разочарование со стороны работавших с ней людей. Так, режиссёр Хьюберт Грегг, поставивший шесть её пьес, в своих мемуарах «Агата Кристи и вся эта Мышеловка» отмечал, что Кристи оказалась в этом отношении неблагодарным человеком. По его словам, она была в долгу перед театральным импресарио Питером Сондерсом, организовавшим постановку самой успешной её пьесы «Мышеловка», но в своей автобиографии она почти не отмечает его роль. В такой же мере это касается пьесы «Нежданный гость», режиссёром которой был Грегг, про которую она просто упоминает, что написала это произведение. По мнению режиссёра, Кристи не хотела признаться даже себе, что её театральные достижения не могли быть достигнуты без посторонней помощи.
Вебинары о творчестве Агаты Кристи:
- Агата Кристи «Смерть на Ниле»
- Агата Кристи «Мышеловка»
- Агата Кристи: сто лет Пуаро и мисс Марпл
- Агата Кристи «Скрюченный домишко»
- Агата Кристи «Убийство в „Восточном экспрессе“»
Вебинар проводит 15 июля 2023 г. в 20:00 (время московское) Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:
«Мышеловка» — советский детективный художественный фильм режиссёра Самсона Самсонова, снятый в 1990 году по одноимённой пьесе английской писательницы Агаты Кристи. Фильм посвящён памяти автора сценария фильма Владимира Басова, скончавшегося в 1987 году.
«Смотрите, как они бегут» (англ. See How They Run) — британо-американский комедийный детектив режиссёра Тома Джорджа с Сэмом Рокуэллом и Сиршей Ронан в главных ролях. Премьера картины состоялась 9 сентября 2022 года.
В 1953 году в театре в Вест-Энде отмечается 100-е представление пьесы Агаты Кристи «Мышеловка». Американский режиссёр Лео Коперник пытается убедить продюсера Джона Вульфа разрешить ему снять экранизацию. Пьяный Коперник заигрывает с исполнительницей главной женской роли Шейлой Сим, что приводит к драке с её мужем и коллегой по сцене Ричардом Аттенборо. Коперника убивает за кулисами неизвестный нападающий…
Большое спасибо за такую ретроспективу и анализ! Было неожиданно и интересно.