Рабство в Марокко
Рабство существовало в Марокко с древних времён до XX века. Марокко было центром транссахарской работорговли чёрными африканцами из Африки к югу от Сахары до XX века, а также центром берберийской работорговли европейцами, захваченными берберийскими пиратами, до XIX века. Открытая работорговля в Марокко была окончательно запрещена в 1920-х годах. Харатины и гнава считаются потомками бывших рабов.
Африканская работорговля
В соответствии с исламским законом, согласно которому мусульмане могли порабощать немусульман, африканские племена, принявшие ислам, захватывали немусульман и вывозили их по торговому пути вдоль побережья на север, в Марокко.
Во времена династии Альморавидов (1040-1147) по этому торговому пути из Испании на севере в Сенегал к югу от Сахары экспортировались оружие и ткани в обмен на золото, слоновую кость, соль и рабов из неисламских регионов к югу от Сенегала в Марокко, Аль-Андалус в Испании и Средиземноморье.[3]
В качестве военного трофея после победы над империей Сонгай султан Исмаил ибн Шариф из Марокко каждый год получал тысячи рабов из стран к югу от Сахары из Тимбукту, которых он присоединял к своей огромной армии чернокожих африканских рабов и харатинских солдат-рабов, названных Чёрной гвардией (или Абид аль-Бухари). Они приняли ислам под властью арабов и берберов[4] и были насильно завербованы в марокканскую армию Исмаилом ибн Шарифом (султаном Марокко с 1672 по 1727 год) для укрепления власти.[5]
Транссахарский невольничий путь из города Тимбукту в основном пролегал в город Марракеш в Марокко, который с VII века был известен как крупный центр средиземноморского рынка африканских рабов и оставался таковым более тысячи лет, пока Марокко не стало французским протекторатом в XX веке.[2]
В XIX веке от 3500 до 4000 африканских рабов ежегодно попадали в Марокко в результате транссахарской работорговли; к 1880-м годам их число сократилось до 500 в год.[6]
Европейская работорговля
См. также: Берберийская работорговля
Существуют исторические свидетельства о набегах североафриканских мусульман на христианскую Европу вдоль всего побережья Средиземного моря.[7] С VII по XV век большинство рабов, продававшихся в Средиземноморском регионе, были преимущественно европейского происхождения.[8] В XV веке эфиопы продавали рабов из западных приграничных районов (обычно за пределами владений императора Эфиопии) или Эннареи.[9]
С XVI по начало XIX века Марокко также было центром работорговли европейцами, которых захватывали пиратские корабли в Атлантическом и Средиземном морях.
Берберийские корсары и экипажи из квазинезависимых[10] североафриканских османских провинций Алжир, Тунис, Триполи и независимого Марокканского султаната под властью династии Алауитов (на Берберийском побережье) были бичом Средиземноморья.[11] Захват торговых судов и порабощение или выкуп их экипажей приносили правителям этих стран богатство и морскую мощь. Тринитарианский орден, или орден «Матурин», веками действовал во Франции со специальной миссией по сбору и распределению средств для помощи и выкупа пленников средиземноморских пиратов.
По словам Роберта Дэвиса, в период с XVI по XIX век берберийские пираты захватили от 1 до 1,25 миллиона европейцев и продали их в рабство.[12]
Женское рабство
См. также: История наложничества в мусульманском мире, Исламские взгляды на наложничество, и Ма малакат айманукум
Женщин-рабов в основном использовали либо в качестве домашней прислуги, либо в качестве наложниц (секс-рабынь). Наложницы-секс-рабыни богатых горожан, родившие сына своему хозяину, считались самыми привилегированными, поскольку они становились умм аль-валад и освобождались после смерти своего хозяина; наложница бедуина в основном жила той же жизнью, что и остальные члены племени и женщины в семье.[13] Женщины-рабыни вели тяжёлую жизнь, и рождаемость среди рабов была низкой; отмечалось, что среди рабов была высока детская смертность, что рабынь часто насиловали в детстве и что они редко доживали до сорока лет, а более бедные рабовладельцы часто продавали их в качестве проституток.[14]
Самое известное использование наложниц происходило в королевском гареме. Согласно записям французского дипломата Доминика Бусно, у султана Мулая Исмаила было по меньшей мере 500 наложниц и ещё больше детей. В 1703 году было зарегистрировано 868 детей (525 сыновей и 343 дочери), а его семисотый сын родился вскоре после его смерти в 1727 году, когда у него было уже более тысячи детей.[15][16] Считается, что это одно из самых больших детей среди всех людей в истории. Многие из его наложниц задокументированы лишь фрагментарно. Будучи наложницами, они были пленницами-рабынями, иногда из Европы. Одна из них, ирландка по имени Миссис Шоу была привезена в его гарем после того, как её поработили, и была обращена в ислам, когда султан захотел вступить с ней в связь, но была освобождена и выдана замуж за испанца-мусульманина, когда султан от неё устал. Испанский мусульманин был очень беден, и современники описывали её как доведённую до нищенства.[17][18] Другие наложницы-рабыни стали фаворитками, и им было позволено оказывать некоторое влияние, например, англичанке по имени Лалла Балкис.[17] Другой фавориткой была испанская пленница, которую переименовали в Аль-Дару, мать некогда любимого сына Мулая Исмаила, которого он сам воспитал: Мулая Мохаммеда аль-Алима и Мулая Шарифа. Около 1702 года Аль-Дара трагически погибла, задушенная Мулаем Исмаилом, которому Лалла Аиша внушила, что она его предала.[19] Широко распространено мнение, что одной из причин её позора было то, что она подтолкнула[19] его к убийству наложницы и её сына, чтобы повысить шансы своего сына стать монархом.
Мужское рабство
Рабов-мужчин использовали в качестве рабочих, евнухов или солдат. Условия рабства могли быть очень тяжёлыми, и рабов-мужчин заставляли выполнять тяжёлую работу на строительстве, в каменоломнях, а также в качестве гребцов на галерах, в том числе на галерах самих варваров-пиратов.[20]
В Марокканской империи к выбору рабов для обучения подходили очень избирательно. Рабы должны были обладать многими качествами и навыками, чтобы заслужить благосклонность и доверие своих хозяев. Изучая отношения между хозяевами и рабами, мы можем понять, что рабы с белой кожей особенно ценились в исламских обществах. Способ приобретения, а также возраст, в котором был приобретён раб, сильно влияли на его ценность, а также на доверительные отношения между хозяином и рабом. Часто рабы, приобретённые в подростковом или даже в юношеском возрасте, становились доверенными помощниками и советниками своих хозяев. Кроме того, приобретение раба в подростковом возрасте обычно даёт возможность получить образование и пройти обучение, поскольку рабы, приобретённые в подростковом возрасте, были в идеальном возрасте для начала военной подготовки. В исламских обществах было принято начинать этот процесс в возрасте десяти лет и продолжать до пятнадцати, после чего молодые люди считались готовыми к военной службе. Рабы, обладающие специальными навыками, высоко ценились в исламских рабовладельческих обществах. От рабов-христиан часто требовалось говорить и писать по-арабски. Рабы, свободно владеющие английским и Арабский язык был очень ценным инструментом в дипломатических делах. Двуязычные рабы, такие как Томас Пеллоу, использовали свои переводческие способности в важных дипломатических вопросах. Сам Пеллоу работал переводчиком у посла в Марокко.
Пожалуй, самой известной военной силой рабов была Черная гвардия, также известная как ‘Абид ад-Дван «рабы дивана«, Джейш аль-‘Абид «армия рабов» и ‘Абид ас-Султан «рабы султана»)[21] это были корпуса чернокожих африканцев, рабов-солдат и харатинов, собранные ‘Алави, султаном Марокко, Исмаилом ибн Шариф (правил в 1672-1727 годах).[22] Их называли «Рабами Бухари», потому что султан Исмаил подчеркивал важность учения знаменитого имама Мухаммеда аль-Бухари, зайдя так далеко, что раздал командирам армии экземпляры его книги.[23] Этот военный корпус, который подчинялся только султану, был одним из столпов власти Исмаила, стремившегося установить более стабильную и абсолютную власть в Марокко.[24]: 230–231 На протяжении второй половины XVIII и XIX веков их роль в армии постепенно снижалась, а их политический статус колебался между привилегированным и маргинальным. Их потомки в конце концов обрели свободу и расселились по всей стране. Черная гвардия была распущена в 1912 году.
Рабы также использовались при строительстве Касбы Мулая Исмаила.
Работорговля в Европе прекратилась после Варварских войн в начале XIX века.
11 октября 1784 года марокканские пираты захватили американскую бригантину «Бетси».[25] Испанское правительство договорилось об освобождении захваченного корабля и экипажа, однако Испания посоветовала Соединённым Штатам предложить выкуп, чтобы предотвратить дальнейшие нападения на торговые суда. Посол Соединённых Штатов во Франции Томас Джефферсон решил отправить послов в Марокко и Алжир, чтобы попытаться заключить договоры и добиться освобождения захваченных алжирцами моряков.[26] Марокко стало первым государством Берберийского побережья, подписавшим договор с Соединёнными Штатами 23 июня 1786 года. Этот договор официально положил конец морскому пиратству Марокко против американских судовладельцев. В частности, в шестой статье договора говорится, что если какие-либо американцы, захваченные марокканцами или другими государствами Берберийского побережья, пришвартуются в марокканском городе, они будут освобождены и получат защиту марокканского государства.[27]
Невольничий промысел берберов в Марокко против кораблей других стран также сократился после Берберийской войны начала XIX века. Берберийское пиратство было искоренено после Второй Берберийской войны.
Отмена африканской работорговли и рабства
Транссахарская работорговля африканцами была прекращена французскими колониальными властями в 1923 году, но рабство как таковое сохранялось вплоть до XX века.
Транссахарская работорговля с африканцами продолжалась и после того, как работорговля в Берберии сократилась. В 1842 году султан Абд аль-Рахман из Марокко выступил с заявлением в защиту рабства, заявив, что рабство — это то, с чем «все секты и народы согласны со времён сыновей Адама». [28]
В 1883 году британское министерство иностранных дел официально предложило Марокко запретить работорговлю, но Марокко отказалось вводить такой запрет.[29] В конце XIX века султан Марокко заявил западным дипломатам, что он не может запретить рабство, потому что такой запрет будет трудно обеспечить, но британцы попросили его хотя бы сделать так, чтобы работорговля в Марокко велась тайно и вдали от глаз иностранных свидетелей.[30] В 1884 году британское и французское правительства запретили своим гражданам и служащим в Марокко владеть рабами.[29]
В период с 1912 по 1956 год Марокко было колонизировано Францией, что фактически положило конец открытой работорговле в Марокко. В 1923 году французские колониальные власти официально запретили работорговлю и закрыли невольничьи рынки в Марокко.[2] Хотя работорговля была запрещена, рабство как таковое никогда не запрещалось. Однако, когда невольничьи рынки были закрыты и открытое рабство исчезло из поля зрения общественности, рабство считалось де-факто упразднённым.[2]
На практике работорговля продолжалась нелегально ещё как минимум два десятилетия после отмены работорговли в 1923 году.[2] Рабство как таковое продолжалось в частном секторе, в основном в форме домашней прислуги. Однако в течение десятилетий после 1923 года рабство в Марокко постепенно исчезало, поскольку меняющиеся взгляды на рабство привели к тому, что приобретение рабов стало менее распространённым, а освобождение уже существующих рабов — более распространённым. В 1930-х годах Франция сообщила Консультативному комитету экспертов по рабству, что рабство было отменено на всех французских территориях в Африке, включая Марокко, а Испания сообщила, что они отменили работорговлю в Марокко, но в своём отчёте избегала упоминания института рабства как такового.[31] Сообщалось, что к 1952 году большинство рабов в Марокко были похищены в детстве, и когда это сочли противоречащим исламскому закону, скорость освобождения рабов возросла.
Когда Марокко обрело независимость в 1956 году, считалось, что рабство в основном ограничивалось домашними рабами в королевском гареме.[2] Традиционный королевский гарем всё ещё существовал во время правления короля Хасана II в Марокко (годы правления 1961–1999): королевский гарем включал в себя сорок личных наложниц (которые по исламскому закону по определению были рабынями), а также ещё сорок наложниц, унаследованных королём от своего отца; дополнительные наложницы, работавшие служанками в королевском гареме, а также рабы-мужчины, занимавшие другие должности, например, шофёры в королевском дворце.[32] Рабыни из королевского гарема были потомками порабощённых предков, унаследовавших положение в семье.[32] Королевский гарем был распущен Мухаммедом VI из Марокко, когда он взошёл на престол в 1999 году.[32][33]
После отмены рабства
См. также: Гнава
Потомки рабов, харатины, были и остаются социально изолированными в некоторых странах Магриба, живя в отдельных, предназначенных только для харатин гетто. Они приняли ислам при арабах и берберах[4] и обычно воспринимаются как эндогамная группа бывших рабов или потомков рабов.[4][5]
Торговля людьми в Марокко
В 2009 году Марокко было страной происхождения, назначения и транзита для мужчин, женщин и детей, которые подвергались торговле людьми, в частности принудительному труду и принудительной проституции. Детей перевозили внутри страны из сельских районов в городские центры, чтобы они работали горничными или разнорабочими, а также для коммерческой сексуальной эксплуатации. Марокканских мужчин, женщин и детей эксплуатировали для принудительного труда и проституции в странах Европы и Ближнего Востока.
Молодых марокканских девушек из сельской местности нанимали на работу в качестве горничных в городах, но они часто сталкивались с невыплатой заработной платы, угрозами и физическим или сексуальным насилием, а иногда и с ограничениями в передвижении. Такая практика свидетельствует о том, что эти девушки подвергаются принудительному труду.
Марокканские юноши подвергались принудительному труду в качестве подмастерьев в ремесленных и строительных мастерских, а также в автомастерских. Некоторых марокканских мужчин и юношей заманивали в Европу ложными предложениями о работе, а затем заставляли продавать наркотики. Кроме того, мужчины и женщины из стран Африки к югу от Сахары, Южная Азия и Филиппины добровольно, но нелегально, с помощью контрабандистов, попали в Марокко; оказавшись в Марокко, некоторые женщины были принуждены к проституции или, реже, к работе в качестве домашней прислуги. Нигерийские банды, которые занимались различными преступлениями, такими как незаконная перевозка людей и торговля наркотиками, соперничали за контроль над торговлей африканцами из стран к югу от Сахары в Марокко.[1]
В 2009 году правительство Марокко не соблюдало минимальные стандарты по искоренению торговли людьми, однако прилагает значительные усилия для этого. Правительство осудило одного человека, который принуждал 13-летнего ребёнка, работавшего по дому, к принудительному труду, хотя в целом в следующих областях по-прежнему не наблюдается прогресса: осуждение и наказание лиц, виновных в торговле людьми, соразмерными тяжести преступления; активное выявление жертв торговли людьми среди уязвимых групп; обеспечение того, чтобы иностранные жертвы торговли людьми не подвергались аресту и депортации. Правительство также продолжает смешивать незаконный ввоз мигрантов и торговлю людьми.[1]
Управление Госдепартамента США по мониторингу торговли людьми и борьбе с ней перевело страну в «Уровень 2» в 2017[2] и 2023 годах.[3]
В апреле 2011 года страна ратифицировала Протокол ООН о торговле и развитии 2000 года. [4]
В 2023 году Индекс организованной преступности поставил Марокко 5,5 баллов из 10 за торговлю людьми.[5]
Судебное преследование (2009)
Правительство Марокко добилось прогресса в расследовании преступлений, связанных с торговлей людьми, и наказании виновных в торговле людьми в течение отчетного периода. Марокканское законодательство, по-видимому, запрещает все формы торговли людьми. Его Уголовный кодекс запрещает принудительный детский труд в соответствии со статьей 467, принудительный труд в соответствии со статьей 10, а также принудительную проституцию и проституцию несовершеннолетних в соответствии со статьями 497–499. Правительство Марокко сообщает, что оно также использует Закон об иммиграции 2003 года и другие законодательные акты, такие как запрещающие похищение, мошенничество и принуждение, для привлечения к ответственности за преступления, связанные с торговлей людьми; однако оно не предоставило никакой информации о делах, рассмотренных в соответствии с этими законами. Наказания, предусмотренные этими различными законодательными актами за преступления, связанные с торговлей людьми в целях сексуальной эксплуатации, являются достаточно суровыми и соразмерными наказаниям, предусмотренным за другие тяжкие преступления, такие как изнасилование. В то же время наказания за преступления, связанные с торговлей людьми, по-видимому, недостаточно суровы; наказания за детский труд в соответствии со статьей 467 варьируются от одного до трех лет лишения свободы, в то время как общие наказания за принудительный труд в соответствии со статьей 10 ограничиваются штрафами для лиц, совершивших преступление впервые, или лишением свободы на срок от шести дней до трех месяцев для повторные преступления.
Правительство возбудило уголовное дело по крайней мере в одном громком случае физического или сексуального насилия над детьми-домашними работниками. В октябре 2009 года суд осудил жену судьи, которая заставляла ребёнка-домашнего работника выполнять принудительный труд; она была признана виновной в умышленном нападении и нанесении побоев ребёнку в возрасте до 15 лет, а также в использовании оружия со злым умыслом и приговорена к трём с половиной годам лишения свободы. Министерство юстиции сообщило, что в 2009 году оно привлекло к ответственности 138 человек за эксплуатацию детей в целях попрошайничества и 203 человека за содействие детской проституции. Неясно, сколько из этих дел касались торговли людьми. Сроки заключения варьировались от одного месяца до двух лет. Правительство сообщило, что в 2009 году оно раскрыло 130 преступных группировок, занимавшихся торговлей людьми или контрабандой. Однако правительство не проводило различий между незаконным ввозом мигрантов и торговлей людьми, поэтому было неясно, сколько из них действительно были торговцами людьми.[1]
Защита (2009)
За последний год Марокко добилось ограниченного прогресса в защите жертв торговли людьми. К жертвам торговли людьми из других стран часто относятся как к мигрантам без документов, которых могут арестовать и депортировать. Государственные служащие продолжали задерживать и депортировать большое количество мигрантов из стран Африки к югу от Сахары без документов, не предпринимая надлежащих мер для выявления среди них жертв торговли людьми. Этих задержанных мигрантов, некоторые из которых могли быть жертвами торговли людьми, обычно оставляли на границе с Алжиром, часто без еды и воды. Поступали сообщения о том, что некоторые из них были ограблены, подверглись нападению и сексуальному насилию со стороны преступных группировок, действующих в этом регионе. Правительство не предложило законных альтернатив высылке иностранных жертв торговли людьми в страны, где они могли столкнуться с возмездием или трудностями. Марокко не поощряет жертв участвовать в расследованиях против своих торговцев людьми. Сообщается, что некоторые жертвы давали показания, но впоследствии были депортированы. Женщины из стран Африки к югу от Сахары, которых принуждают заниматься проституцией в Марокко, вряд ли будут сообщать о преступлениях из-за страха быть депортированными. Большинство услуг жертвам торговли людьми внутри страны предоставляют неправительственные организации. Сообщается, что мигранты без документов, некоторые из которых могли быть жертвами торговли людьми, подвергались физическому насилию со стороны марокканской полиции. Государственные службы по защите детей в Касабланке и Марракеше оказывали помощь беспризорным детям и другим жертвам насилия, жестокого обращения и сексуальной эксплуатации, в том числе, возможно, жертвам торговли людьми. Правительство также организовало горячую линию, по которой женщины и дети, ставшие жертвами насилия и сексуальных домогательств, могли обратиться за помощью в женские организации. Неизвестно, были ли в отчётный период выявлены или защищены жертвами торговли людьми по горячей линии. По данным Министерства иностранных дел, дипломатические представительства Марокко оказывали помощь марокканцам, ставшим жертвами торговли людьми за рубежом.[1]
Профилактика (2009)
В 2010 году правительство Марокко предприняло некоторые усилия по предотвращению торговли людьми. Правительство включило модули по борьбе с торговлей людьми в программы обучения Королевской жандармерии, вспомогательных войск и полиции. В апреле 2009 года Министерство юстиции провело курс повышения осведомлённости судей о защите жертв и работе с жертвами торговли людьми, пострадавшими от насилия или сексуальной эксплуатации. Инспекторы по охране труда правительства, которые были назначены координаторами по борьбе с детским трудом в каждом из 45 инспекционных отделов, в течение года проходили обучение в международной организации. Власти не повышали осведомлённость общественности о коммерческой сексуальной эксплуатации детей и женщин и не принимали никаких мер по снижению спроса на коммерческие сексуальные услуги. Правительство Марокко выдавало свидетельства о рождении всем гражданам, в том числе детям в отдалённых сельских районах, и выдавало национальные удостоверения личности всем гражданам по достижении ими 18 лет.
Все марокканские солдаты, участвующие в миротворческих миссиях ООН, проходят обучение по вопросам коммерческой сексуальной эксплуатации. Правительство Марокко сотрудничало с МОМ в подготовке общедоступного доклада, который включал в себя всесторонний обзор сильных и слабых сторон правительства в вопросах торговли людьми, а также рекомендации по законодательным и политическим реформам.
Марокко не является участником Протокола ООН о торговле людьми 2000 года.[1]
Вебинар проводит 21 ноября 2024 г. в 20:00 (время московское) Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, оплатив участие.
Укажите емейл в комментарии на странице. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: