Англосаксонское заселение Британии — это миграция нескольких германских народов — свебских племён англов, саксов и ютов с западных берегов Европы и их расселение на острове Бриттий в 5 веке. Точная дата первых походов неизвестна, ясно лишь то, что вторжение началась в начале пятого века после окончательного ухода римских войск в 410 году и продолжалась некоторое время после этого. В латинских текстах переселение в Британию впервые названо «Adventus Saxonum» в 540 году Гилдасом (Gildas).
Adventus Saxonum является отправной точкой в истории Англии, и традиционно характеризуется как вторжение, а не как заселение. Англосаксы пришла на острове Бриттий в 441 году, в Галльской хронике 452 года записано, что Британия попала под саксонское господство после многих бедствий.
Мало что известно об англах и ютах в Англии, так как они не упоминаются под этими именами, а в основном известны саксы.
Саксы (Saxons) пришли из Саксонии — Sachsen (Саксония -Saxonia ) в Германии. Их название, вероятно, происходит от Proto-IE: *sek-, *sēik- резать (СЕКУ), отсюда древненемецкий: *saxa, *saksa — «битва», от «sake» — сек\сечь = СЕЧА, СОХА; Celtic: *to-in-sek-, *in-sek- > seche, siche; Latin: secō.
В Британии имя Саксы (Saxons) использовалось для всех военных захватчиков, позже названных викингами.
Тацит: «40. Обитающие за ними ревдигны (Reudigni), и авионы (Aviones), и англии (ANGLII = «Þe englisse in þe norþ half, þe saxons bi souþe» — «те енглисси в той северной части, те саксонс — на юге»), и варины (Varini), и эвдосы (Eudoses), и свардны (Suardones), и нуитоны (Nuithones) защищены реками и лесами. Сами по себе ничем не примечательные, они все вместе поклоняются матери-земле Нерте. И они посвящают им (богам) дубравы и рощи и нарекают их именами богов; и эти святилища отмечены только их благочестием».
Согласно Тациту, Англы жили рядом с «Евдозами» (лат. Eudoses) — латинский перевод племени Юты, которое дало название Ютиш = Jutish = Ютландия.
Англы не были записаны Византийским учёный Прокопий 565 году в «Истории готских войн» (Книга IV, гл. 20), он писал, что Британия была оккупирована тремя народами: англами (Angles), фризами (Fries) и бритонцами (Britons). Юты впервые упомянуты франкским монахом Беде (673 — 735 г.г) в 8 веке.
Фризский (Frisian) является частью группы голландского языка, но считается отдельным языком. Фризский язык считается самым близким языком к английскому. Фрисландия (Friesland) граничит с Германией и изначально простиралась за эту границу. Попытка связать фризский язык с английским явно была вызвана близким расположением Фрисландии к Саксонии (Sachsen), что предполагает участие Фризов (Fries) в англосаксонской миграции. Коварные исследования пытались доказать тесную связь между фризским языком и английским. Фризы никогда не были настоящими немцами и гордятся этим до сих пор.
Маловероятно, что фризский был величайшим автором древнеанглийского языка. Фризский язык не легок для изучения, ни для голландцев, ни для немцев и маловероятна связь с древнеанглийским.
Однако есть другой родственный английскому языку — это западно-фламандский (West Flemish), считается диалектом общего голландского языка. На западно-фламандском (West Flemish) языке до сих пор говорят местные в Брюгге, на бельгийском побережье, Ипр, Кортрейк (Ieper, Kortrijk) он еще более широко распространён. Побережье Фландрии (Бельгия).
Западно-фламандский (West Flemish) язык географически самый близкий к английскому юго-восточному побережью. Соседний Кале (Calais) во Франции и область вокруг него были до позднего средневековья фламандской территорией.
Связь Западно-фламандского (West Flemish) с английским языком:
West Flemish — English
dinne — thin — тонкий
pit — pit — яма
hille — hill — холм
(old) goes — goose — гусь
hawe — haw, hawthorn — боярышник
stief — steep — обрыв, крутизна
stieren — to steer — управлять
zocht — soft — мягкий (сухой)
beuter — butter — масло (взбитое)
us — us — нас, нам
sc(h)reemen — to scream — кричать
kobbe — cobweb — паутина
scole — school — школа
scoe-en — Shoes — туфли
Западно-фламандский народ часто не может произнести «ч». Это похоже на многие английские диалекты. Мягкое «g» произносится как «h» на западно-фламандском языке.В Брюгге есть улица под названием Goezeputstraat, которая произносится как Hoose-pit-stroate. В юго-западной части Западной Фландрии есть город под названием Диксмёйде (Diksmuide). «Dik» — это «копать» и относится к дамбе, на самом деле траншеи для отвода воды. Muide — рот. По-английски Disk-muide — это «dyke’s-mouth». Слово «muide» в общем голландском «monde», как в Дендермонде (Dendermonde), где приток Дендер (Dender) присоединяется к Шельде (Schelde).
Неслучайно, что оба языка, фризский и западно-фламандский, близки к английскому,поскольку у них есть самые особые характеристики.
Ingweoon было названием северных германских племён, об этом сообщил римский историк Тацит.
Ingweoon называют прибрежные земли Германии (German), и не случайно Англию (English) также называют Ingweoon.
Сегодня фризский и западно-фламандский языки разделены примерно на 300 км. Но известно, что когда-то на очень похожих диалектах говорили на голландском побережье. В средние века на западно-фламандском языке говорили немного южнее Булонь-сюр-Мер на севере Франции и эти диалекты простирались до Ден Хелдер, самого северо-западного места в Голландии.
Сходство древнефризского и древнеанглийского поражает. Тем не менее, насколько нам известно, фризы играли незначительную роль в раннюю англосаксонскую эпоху в Британии.
Монах ордена святого Бенедикта Беде Достопочтенный (др-англ. Bǣda или Bēda; 672 — 735 г.г), живший при дворе франкского короля писал о Британии:
«Этот остров в настоящее время, следуя количеству книг, в которых был написан Божественный закон, содержит пять наций: англичан (English),
бритонцев (Britons),
шотландцев (Scots),
пиктов (Picts)
и латинян (Latins), каждый на своём особом диалекте, культивирующим возвышенное изучение Божественной истины».
«От ютов (Jutes) произошли жители Кента и острова Уайт, а также жители провинции Западно-Саксонский берег напротив острова Уайт, которые по сей день называются ютами.
Из саксов (Saxons) … приходят восточные, южные и западные саксы.
А из англов (Angles), то есть из страны, которая находится между провинцией ютов и саксов и, как говорят, до сих пор не заселена, произошли восточный и средний Angles, мерсийцы (Mercians), весь нортумбрийский (Northumbrian) склад, (то есть те люди, которые живут к северу от реки Хамбер (Humber), и другие английские народы» — пишет Беде Достопочтенный в «Истории английской церкви и народа» (Бк1, гл. 15).
Нет упоминания о фризах. Обратите внимание, что под «британцами» понимали ещё со времен средневековья: брито-язычные аборигены = Brythonic, но не бритонцы (Britons). Большинство говорит на прото-английском (proto-English).
Старый бритонский язык и Brythonic корни слов всё ещё используются в Йоркшире:
1 — ān; 2 — twēgen; 3 — þrīe; 4 — fēower; 5 — fif; 6 — siex; 7 — seofon; 8 — eahta; 9 — nigon; 10 – tien; 30 — þrītig;
Лето, лет — lytel ; месяц = micel.
Юный — Eald; старый — geong; Dōm – дума, суждение, правосудие (отсюда англ. Doom – судьба, рок, приговор)
На самом деле пятью народами у монаха Беды Достопочтенного были: англосаксы + коренные жители высших классов, местные прото-английские британцы (proto-English Briton), ирландцы (Irishmen), шотландцы (Scots) и латиняне (Latins ), которые были духовенством и интеллигенцией. Либо франк Беде, похоже, не делает различий между валлийцами (Welsh ) и прото-английскими британцами (proto-English Briton), либо он имел в виду «всех фермеров-арендаторов», всех безземельных простолюдинов. Другая возможность состоит в том, что Уэльс и Корнуолл (Cornwall) не были в его горизонте.
Учитывая расширение королевства Фризов в течение шестого века, вполне возможно, что монах Беде Достопочтенный обобщил всё население к северу от Рейна как Фризы, включая саксов.
Итак, если Фризы были среди англосаксов, то их количество должно было быть очень небольшим.
Хотя существует достаточно доказательств того, что фризы присутствовали в Британии в качестве римских наёмных войск, но нет никаких доказательств того, что фризцы участвовали в завоевании Британии после падения Римской империи и ухода римлян из Британии. В лучшем случае мы можем утверждать, что фризы присутствовали в Британии в англосаксонский период. Учитывая их близлежащую родину, в близком соседстве с Британией, было бы странно, если бы они не бывали в Британии. Но не фризы образовали древнеанглийский язык, не смотря на сильное сходство.
Ответ заключается в аналогичной креолизации — процессе впитывания ценностей другой культуры — северных маглемосских (Maglemosian) зон к северу от фризов и юго-восточных бриттов и фактически идентичной обратной связи на юг. Другими словами:заключительная стадия языкового перехода произошла в обоих случаях (Южная Британия и Южная Дания) в очень похожих обстоятельствах.
Вряд ли сельское хозяйство пришло из Фрисландии. Но вполне возможно, что фламандские переселенцы пересекли Ла-Манш и привезли туда сельское хозяйство.
Римская оккупация Британии до 410 года была в основном сосредоточена на коммерчески ценном юге и востоке, экономически вошедшем в римское общество, управляемым римской гражданской администрацией и законами, и со временем станет романизированным. Известно, что Уэльс всегда сопротивлялся римской оккупации, и так и не был завоёван римлянами, хотя и окружён римскими крепостями.
В то время, когда римские войска начали покидать юг и восток Британии в 407 году,романизированный юг и восток находились в состоянии экономического коллапса, что сопровождалось деморализацией населения. Виллы юга и востока Британии, сердце аграрно-римского общества, были заброшены. После 402 года римская монета сталапостепенно недоступной и вскоре совсем исчезла. Города римского юга и востока Британии — центры гражданской администрации и коммерческих предприятий, находились в сильном упадке. Промышленное производство керамики прекратилось, и в середине 5 века промышленное производство оставалось во власти бартерной экономики, то есть существовал простой обмен товарами.
Запад и север Британии были относительно незатронуты римлянами. Римская оккупация Запада и севера Британии была скорее военной, чем гражданской, для удержания власти римляне строили дороги, соединяющие крепости, армейские форпосты с казармами для солдат с городами и сёлами. Римские войска начали покидать юг и восток Британии в 383 году, местные племена снова стали независимыми, как это было до римского вторжения. Известно, что на севере Британии римляне построили стену Адриана, чтобы защитить себя от нападений племён пиктов.
В книге Джилдаса Сапиенса «De Excidio et Conquestu Britanniae», написанной в 6 веке, говорится, что когда римская армия покинула остров Британия в 4 веке нашей эры, британцы были захвачены своими соседями с севера пиктами (ныне Шотландия) и шотландцами — Scots (ныне Ирландия). Британцы затем впустили на свой остров саксов, надеясь с их помощью отразить вторжение северных армий, но саксы сами выступили против бриттов.
Самые ранние кладбища Британии, которые можно классифицировать как англосаксонские, находятся в разных регионах и датируются началом 5 века. Исключение составляет Кент, где плотность кладбищ и артефактов предполагает либо крупное англосаксонское поселение,либо продолжение поселения, начавшееся в более ранние сроки.
Многие римские поселения Британии находились на реках, которые были основными навигационными маршрутами в римскую эпоху. Такие места в верховьях Темзы, какДорчестер (Dorchester) на Темзе, были легко доступны для англосаксов, использовавших мелководные клинкерные лодки. То же самое относится и к поселениям вдоль рек Уз (Ouse), Трент (Trent), Уитем (Witham), Нене (Nene) и вдоль болотистой низовья Темзы (Thames). В сохранившихся географических названиях, на острове Уайт (the Isle of Wight) и близлежащем южном побережье Гемпшира (Hampshire) были поселения ютов (Jutish).
К концу 5 столетия были дополнительные англосаксонские кладбища, некоторые из них смежных с более ранними, но с большим расширением в других областях, и теперь включая южное побережье Суссекса.
В римском поселении Кайстор-на-Норвиче (Caistor-by-Norwich)кладбище датируется годами ухода римлян из Британии.
На северо-восточной части Британии в Нортумбрии сохранился свой собственный отличительный Нортумбрийский диалект — прямой потомок англоязычной речи, на которой веками говорили в северной и центральной Британии после окончания римского владычества, задолго до появления стандартного английского языка. Лингвисты считают, что местный Нортумбрийский диалект можно квалифицировать как Нортумбрийский язык:
Bale — зло (Ваал); Bollen — (болен), опухший; Born — бурный, рождён (бремя)
Chep — человек, мужчина; Chowin — чавкать, жевать; Hacky = грязный
Gan = гони, иди; Galloway — лошадь; Gadgy = человек;
Mell = молот; Neet — ночь; Stenshin — (стошнило) грязно пахнущий;
Yarkin = Яркин = большой (Ярило — бог весеннего плодородия)
Yarbs — Ярбс = травы (англ. herbs)
Yarries — Яррис = яйца
Yon — Ён = этот. Yows — (ягнята), овцы.
Самое раннее англосаксонское общество.
Англосаксы расселились небольшими группами, охватывающими горстку широко рассредоточенных местных племенных общин, с политическим руководством, опирающуюся на военную силу. Среди англосаксонских переселенцев был много земледельцев, с равной социальной структурой, которая все еще будет видна в 6 веке. Самые ранние поселения англосаксов не имеют явных признаков стабильной элиты.
Социальная структура англосаксов имела слабо выраженный иерархический характер, англосаксы могли организовать и провести крупномасштабные военные операции в пятом веке, что подтверждается историческими источниками. Например, были набеги англосаксов вдоль континентального побережья франков (Frankish), совершенные большими флотами саксонских кораблей, заходивших далеко на юг, до Гаронна (Garonne). Прибрежные саксы продолжали свои грабительские набеги на континентальное побережье до 7 века, как они делали до их миграции в Британию.
Жизнь в Британии была сельской. Англосаксы расселялись на фермах в составе от 4 до 20 человек, в отличие от британского обычая, состоящего из одной усадьбы, содержащей одну семью. Ни ранние англосаксы, ни британцы не использовали камень, а строили свои конструкции из дерева и соломы. Керамика была вся ручной местной работы, и будет оставаться таковой до 7 века.
Археологические раскопки ранних средневековых англосаксонских могильников свидетельствуют о высоком уровне младенческой и детской смертности и высоком уровне смертности среди женщин детородного возраста, большинство женщин умирает не дожив до 35 лет. Мужчины живут несколько лучше и дольше. Изучение зубов и костей показывает, что даже те, кто был сравнительно богат, в юности страдали от лишений. Этого достаточно, чтобы утверждать, что ранние англосаксы обрели легкую и комфортную жизнь после миграции в Великобританию.
Политическая структура
Англосаксонское общество имело иерархическую структуру, характерную для их исконной родины, и была отражена в могилах их ранних кладбищ, где можно отличить богатых от бедных в Британии. Йорк (The Conversion of Britain, 2006) описывает, что ранние континентальные саксы имели могущественные местные семьи и доминирующего военного лидера, в то время как Кирби (The Earliest English Kings, 2000) предполагает, что даже намного позже, самые ранние королевства 6 века в Британии представляли собой «вождества» (chiefdoms), а не «государства».
Количество мигрантов.
Многие историки отказываются называть численность мигрантов, предлагая только качественные оценки, которые утверждают, что доля британцев в населении после миграции англосаксов в Британию была значительной.
К ним относятся историки Крис Уикхем (Chris Wickham) — «Framing the Early Middle Ages» — Обрамление раннего средневековья, 2005.
Д. П. Кирби (D. P. Kirby) — The Earliest English Kings — «Самые ранние английские короли», 2000.
Барбара Йорк (Barbara Yorke) — «Kings and Kingdoms of Early Anglo-Saxon England» — «Короли и королевства ранней англосаксонской Англии», 1990;
— «Wessex in the Early Middle Ages» — Уэссекс в раннем средневековье, 1995;
— «The Conversion of Britain 600–800» — «Преобразование Британии 600–800», 2000),
Крис Снайдер (Chris Snyder) «An Age of Tyrants» — «Эпоха тиранов», 1998.
Николас Хайам (Nicholas Higham) — «Rome, Britain and the Anglo-Saxons» — «Рим, Великобритания и англосаксы», 1992.
Среди тех историков, кто предлагает численные оценки, существует широкий разброс. Приор (Pryor) цитирует Генриха Харке (Heinrich Härke), который утверждает, что британское население сократилось с 2–4 миллионов до 1–2 миллионов. Между 400 г. и концом 5 века, и что было от 100 000 до 200 000 англосаксонских иммигрантов.
Крис Снайдер в 2005 году цитирует Майкла Джонса (Michael Jones), согласно оценкам, от 10 000 до 20 000 англосаксов, добавляя, что немногие археологи поддерживают идею о том, что британское население нынешней Англии было уничтожено.
Джонса и Лейнг (Jones and Laing — «Celtic Britain and Ireland», 1990) суммируют доказательства того, что население Римской эры в Британии составляло около 4 миллионов человек, из которых около 90% составляли сельские жители, к которым англосаксы добавили от 10 000 до максимум 25 000 человек.
Численная оценка Харке (Härke) показывает, что англосаксы составляли от 5% до 20% населения Британии. Чрезвычайно низкие оценки Джонса и Лейнга (Jones and Laing ) считают невозможным для англосаксов проведение крупномасштабных рейдов на франкском побережье или привлечения в крупные сражения рабочей силы британцев, которые не могли оставить без защиты «женщин, детей и стариков» (слова Лейнга), пока мужчины уходили в поход. Известно, что англосаксы именно так поступали.
«Свебы и Англии (Suevi Angili) были бы в Нижней Саксонии (Lower Saxony) или около неё, но они не прибрежные. Три свебских (Suebic) народа отделены от прибрежных Хавков (Chauci), между Эмсом (Ems) и Эльбой (Elbe) и саксонцами (к востоку от устья Эльбы) рядом племён, в том числе между Везером (Weser) и Эльбой(Elbe) ангриварии (Angrivarii), «лаккобарди» (Laccobardi) (лангобарды?) и Дулгубны (Dulgubnii). К югу от саксов и к востоку от Эльбы Птолемей перечисляет Квиринов — «Ouirounoi» (по-латински: Viruni) и тевтон-арии — Teutono-ari, что обозначает «мужчины» (wer); то есть, «тевтонские люди» (the Teuton men), или иначе это обозначает людей, живущих в области, где ранее жили тевтонцы — их Птолемей размещает к востоку от тевтоно-ариев. Птолемей описывает побережье к востоку от саксов как населенное FarÓðinni — «дети-Одина«, имя, не известное из других источников.
Из-за неопределенности этого отрывка было много предположений относительно первоначального дома Англии. Одна теория состоит в том, что англы жили среди других союзнических свебских племён до бассейна Заале (Saale) в окрестностях древнего кантона Энгилин (Engilin) в долинах Унструт (Unstrut) ниже Kyffhäuserkreis, из этого региона пришли Lex Angliorum et Werinorum hoc est Thuringorum. Этнические имена фризов (Frisians) и Варинов (Warines) остались в окрестностях этих саксонских или швабских земель свебов.
Второе возможное решение состоит в том, что племена англов Птолемея вовсе не являются англами Шлезвига. Согласно Юлию Покорному Ангри (Angri) в ангри-варии (Angri-varii), —ангр (angr) в Хард-ангере (Hardanger) и англ (Angl) в Англии (Anglii) происходят от одного корня, означающего «изгиб», но в разных смыслах. Другими словами, сходство имён не отражает какого-либо этнического единства, как у германского Swabian (= Свебского союза племён).
С другой стороны, Гудмунд Шютте (Gudmund Schütte) в своём анализе Птолемея полагает, что англы были просто перемещены ошибкой, возникшей из-за использования Птолемеем несовершенных источников. Гудмунд Шютте указывает, что англов правильнее расположить на северо-востоке от Лангобарди, но англы появляются у Птолемея один раз, правильно, на нижней Эльбе, и второй раз — неправильно, на северном Рейне.
Восточная Англия была захвачена народами из северной Европы в V — VI веках. Генеалогия восточно-английских королей была составлена IX веке, спустя несколько столетий после образования королевства в восточной Англии. В исторических источниках: «Англосаксонская хроника» и церковная «История» монаха Беде Достопочтенного (Bede’s Ecclesiastical History), датируемая IX веком, на английском языке написана родословная короля Эльфвальда (др.-англ. Ælfwald — ælf -эльф (?); эльф — телёнок, молодой бык = Тур (Týr) ; wald — власть; Эльфвлад).
Др.-англ. Ælf возникло от праиндоевропейского корня (PIE) *gelb(h)— «набухать, плод,молодое животное», образовано протогерманское * kalbam, готское kalbo,древнескандинавское kalfr, немецкое Kalb, средне-голландское calf, староанглийское cealf(англ. cælf) — телёнок, молодой Бык.
Имя Ælfwald родственно германскому имени Oswallt — Oswald, где ōs — бык, происходит от санскрита ukṣán- (укшан) = «скот, бык, вол, як», авестийский uxšan — бык, и общего праиндоевропейского корня(PIE) * uks-en- «кобель, самец», образовано в прото-германском *ukhson, *uxs-an-, кельтском *uksō, валлийском (Cymraeg) ych — як-бык, ychen(мн.ч.), готском auhsa, древнескандинавском oxi — окси, древнефризском oxa — окса, средне-голландском osse, средне-ирландского oss, старо-саксонском ohso, древнегерманском ohso, немецком Ochse — бык, бретонском ouhen, ohan (мн.ч.), английском ox.
Вебинары по истории Великобритании:
- Англосаксонское завоевание Британии
- Исторические портреты: Вильгельм Завоеватель
- Исторические портреты: Уильям Уоллес
- Елизаветинская эпоха в Англии
- Коллективизация по-английски XVI вв.
- Стюарты на английском троне
- Гражданская война в Англии (1640-1642)
- История английского «освоения» Австралии и Новой Зеландии
- Славная революция — государственный переворот 1688 года
- Объединение Англии и Шотландии: Акт об унии (1707)
- Борьба английских колоний в Северной Америке за независимость
- Развитие парламентаризма в Англии ХVIII века
- Викторианская эпоха в Англии
Вебинар состоится 22 апреля 2021 г. в 20:00 (время московское). Ведущие Сергей Ткачев и Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.