«Лебединое озеро» Мэтью Борна — современный балет, основанный на русском романтическом произведении «Лебединое озеро», из которого взята музыка Чайковского и общая схема сюжета. Рендеринг Борна наиболее известен тем, что традиционно женские партии лебедей танцуют мужчины.
Это был самый продолжительный балет в лондонском Вест-Энде и на Бродвее. Впервые поставленное в театре Сэдлерс Уэллс в Лондоне в 1995 году, оно было поставлено в Великобритании, Лос-Анджелесе, Европе, России, Австралии, Южной Корее, Японии, Израиле, Китае и Сингапуре.
Краткий обзор
Этот синопсис взят из примечаний к программе и синопсиса, представленного на DVD. Сюжет балета вращается вокруг молодого наследного принца, его далекой матери и его стремления к свободе, представленного лебедем.
Акт I
В прологе принц, будучи ребенком, просыпается от кошмара с лебедем. Мать принца приходит, чтобы утешить его, но, занервничав из-за интимности ситуации, уходит.
Сцена 1 начинается с того, что горничные и камердинеры готовят принца ко дню официальных обязанностей.
В сцене 2 принцу, облаченному в парадную форму, становится скучно крестить лодку, перерезать ленточку и выполнять другие официальные задания. Его мать подталкивает его соблюдать приличия, даже несмотря на то, что она уделяет солдатам больше внимания, чем ему. Во время этой сцены происходит переход от актера-ребенка, играющего юного принца, к взрослому танцору в идентичной одежде, который изображает взрослого принца. Этого теперь уже взрослого принца знакомят с девушкой по имени «подружка». Хотя девушку, похоже, навязал ему фон Ротбарт, Личный секретарь, принц предпочитает ее своей жизни, связанной обязательствами.
В сцене 3 королева, один из восхищающихся ею солдат, Личный секретарь, принц и подруга — все они появляются в театральной ложе, где смотрят балет, поставленный как для реальной аудитории, так и для персонажей. Декорации балета (по проекту Кристиана Янка для «Замка Фалькенштейн»), богато украшенные костюмы и актерская игра пародируют романтические балеты, примером которых было оригинальное «Лебединое озеро». Реакция подруги на танец, а также то, что она в конечном итоге уронила сумочку из королевской ложи, раздражают королеву и фон Ротбарта.
Сцена 4 застает принца пьющим в своих личных покоях перед зеркалом, к шоку его матери. Следует почти жестокое па-де-де, в котором он умоляет ее о внимании и любви, в то время как она упрекает его.
Затем принц выходит на улицу и заходит в Swank Bar, дискотеку в стиле 1970-х, в сценах пятой и шестой. Здесь хореография отличается от классического балета, доминируют джазовые формы и современный танец. Принц ввязывается в драку с моряками в баре, и его вышвыривают на улицу. В седьмой сцене он видит, как фон Ротбарт расплачивается с Девушкой, и он совершенно потрясен, обнаружив, что единственный человек, который, казалось, любил его, — подделка. Это усиливает его отчаяние, и он клянется покончить с собой.
Сидя на улице в конце седьмой сцены, принц представляет группу лебедей, летящих к нему, но видение исчезает. Это первая вспышка душевного смятения принца.
Акт II
Обезумевший и разочарованный тем, что он никогда не найдет любви, принц пишет предсмертную записку и идет бросаться в озеро в общественном парке, где обитают лебеди. Его спасает видение, в котором он встречает главного Лебедя, который являлся ему во сне. Принц, первоначально отвергнутый главным Лебедем, постепенно принимается и попадает в объятия Лебедя. Принц в приподнятом настроении и отказывается от своего плана покончить с собой. Этот акт содержит самый обсуждаемый элемент балета, в котором лебедей играют обнаженные по пояс босоногие танцоры-мужчины, и он содержит очень чувственное па-де-де между ведущим Лебедем и принцем.
Акт III
Сцена 1 начинается с того, что принцессы из разных европейских стран и их сопровождающие прибывают к воротам дворца на грандиозный бал. Среди них пробирается девушка.
Сцена 2 происходит в бальном зале. Оно начинается с прибытия королевы и принца и нескольких официальных танцев, но быстро перерастает в развратную вечеринку с выпивкой и похотливыми выходками. Сюда входит харизматичный и сексуально агрессивный сын фон Ротбарта, Личный секретарь, в черных кожаных брюках, который еще больше усиливает сексуальное напряжение, флиртуя с каждой присутствующей женщиной, включая королеву. Каждую женщину тянет к нему, и она активно участвует во взаимном, иногда непристойном, флирте.
Точно так же, как в оригинальном «Лебедином озере», где обычно (хотя и не всегда) одна балерина исполняет роли белого лебедя (Одетты) и черного лебедя (Одиллии), в этой версии белого лебедя и молодого фон Ротбарта в черном исполняет одна и та же балерина. Принц видит в сыне что-то от своего любимого Лебедя, и его очень привлекают его бравада и животный магнетизм, но он шокирован его распутством, особенно по отношению к своей матери. Во время групповых номеров bump and grind и последовательности национальных танцев становится ясно, что королеву сильно привлекает сын фон Ротбарта. Его отец, Личный секретарь, смотрит на происходящее со все более торжествующим одобрением. Принц также пытается приблизиться к молодому фон Ротбарту, но получает отпор. Принц погружается в свои мысли и представляет, как танцует с ним в интимной близости, но замешательство принца прерывает фантазию, и движения сына переходят от любви к насилию.
Принц представляет, как королева и молодой фон Ротбарт выставляют напоказ свою растущую физическую привязанность друг к другу. Они присоединяются к другим гостям на балу, чтобы смеяться и высмеивать его из-за его растущего горя. Королева и юный фон Ротбарт заканчивают свой танец объятиями и страстными поцелуями. Принц в ярости яростно разнимает их и вознаграждается возмущением обоих и пощечиной от своей матери. Охваченный противоречивыми чувствами, принц достает пистолет и угрожает застрелить свою мать. В завязавшейся драке Подруга пытается отговорить принца, в то время как Личный секретарь достает пистолет и направляет его на принца. Когда раздаются выстрелы, Девушка и принц падают на землю, но ранена только Девушка. Она лежит без сознания, а принца утаскивают, в то время как королева бросается в объятия молодого фон Ротбарта. Он отдает пистолет, который забрал у принца, своему отцу, и они вдвоем смеются.
Сюжет развивался на протяжении многих лет с момента дебюта. Наиболее заметным изменением, внесенным Борном, было удаление подзаголовка заговора фон Ротбарта с целью возвести его сына на трон. Личный секретарь теперь становится просто функционером (больше не коллегой фон Ротбарта и не злодеем), и Незнакомец больше не показан вступающим с ним в сговор. Личность Незнакомца становится еще более расплывчатой, и Борн предпочитает оставить его и его отношения с принцем на усмотрение индивидуальной интерпретации зрителя.
Акт IV
В заключительном акте принц, которого считают сошедшим с ума, заключен в психиатрическую лечебницу в комнате с высоким зарешеченным окном, и его лечат врач и команда медсестер в масках, напоминающих лицо королевы, в сцене, напоминающей его переодевание в начале балета. Королева приезжает, но, опять же, она все еще не может в полной мере выразить любовь к своему сыну.
Принц заползает в постель и, кажется, спит. Однако он начинает извиваться, когда ему снится, как труппа лебедей появляется из-под него и танцует вокруг него. Он просыпается от своего кошмара, проверяет под кроватью и в комнате лебедей. Его измученное выражение лица и резкие движения выдают принца в смятении. Затем его главный лебедь медленно появляется из кровати принца. Лебедь танцует с принцем и уверяет его в своей неизменной привязанности. Но остальные лебеди набрасываются на главного Лебедя, когда он дает понять, что ценит свои отношения с принцем больше, чем он их. Они разделяют двоих и начинают нападать на принца, прежде чем Лебедь прыгает, чтобы спасти его. Лебедь обнимает принца и окутывает его своими крыльями. Ярость лебедей возрастает, и их следующая атака расчленяет Лебедя, который затем исчезает. Убитый горем и подавленный, принц вопит в агонии и падает на кровать. Затем королева находит тело своего мертвого сына и заливается слезами. Однако после смерти Принц и Лебедь воссоединяются, о чем свидетельствует картина, изображающая главного Лебедя, нежно держащего юного принца на руках.
Образы и инновации
Оригинальное «Лебединое озеро » было основано на истории Ундины, немецком мифе с темой, распространенной в романтизме, который был адаптирован Гансом Христианом Андерсеном для его рассказа «Русалочка «. Ундина была прекрасной и бессмертной водной нимфой. Единственной угрозой ее вечному счастью было, если бы она влюбилась в смертного и родила от него ребенка, так как тогда она потеряла бы свое бессмертие. Ундина должным образом влюбилась в лихого рыцаря, сэра Лоуренса, и они поженились, рыцарь клялся ей в неизменной любви и верности каждым своим вздохом. Через год после их свадьбы Ундина родила Лоуренсу сына. С этого момента она начала стареть. Когда красота Ундины поблекла, Лоуренс потерял к ней интерес.
Однажды днем Ундина прогуливалась возле конюшен, когда услышала знакомый храп своего мужа. Войдя в конюшню, она увидела сэра Лоуренса, лежащего в объятиях другой женщины. Разбудив мужа пинком, она проклинала его так, что у него оставалось дыхание до тех пор, пока он бодрствовал, но если он когда-нибудь заснет, у него отнимут дыхание, и он умрет.
По словам Аластера Маколея (бывшего главного танцевального критика New York Times, Литературного приложения The Times и главного театрального критика Financial Times), считается, что миф об Ундине — это образ психосексуального расстройства: нимфа — это несчастный образ подавленной девственности, обеспокоенной тем, что она никогда не достигнет женской самореализации, в то время как ее женский враг, сбивающий с пути ее мужа, олицетворяет уверенную соблазнительную силу, которая угрожает ее надеждам. История обоюдоострая: человек, главный герой, любя нимфу, преступает закон против себе подобных и может быть наказан. Если, однажды предав ее, он вернется к ней, ее поцелуй принесет ему смерть; на самом деле, возможно, именно этой любви в смерти мужчина желает больше всего.
«Лебединое озеро» Борна радикально переосмысливает миф. Фокус балета перенесен с персонажа Ундины на мужчину – принца. Именно принц борется против репрессий и надеется на свободу, и ему нужна любовь, чтобы обезопасить себя. Кроме того, не смертный изменяет нимфе. Скорее, это Лебедь, который (во Втором акте) выражает любовь к принцу, предает его в образе Незнакомца (Акт третий) и, наконец, возвращается к нему (акт четвертый). Однако, как и в мифе об Ундине, грех предательства не может быть искуплен иначе, как смертью.
Политика
Много говорилось о решении Борна сыграть лебедей среди мужчин. Оригинальный балет является стандартом европейской традиции романтизированной любви женщины и мужчины. Героиня, принцесса-лебедь Одетта, изображается беспомощной, но прекрасной в соответствии с общепринятыми гендерными ролями, а ее герой изображается охотником, который один способен спасти ее. Наличие мужчины в роли главного Лебедя наводит на мысль, что борьба принца подавила однополую любовь по своей сути и меняет сферу сюжета с магической на психологическую. Свирепая, похожая на птичью хореография, данная swan corps, переосмысливает архетип лебедя как красивую, женственную птицу с нежной грацией. По словам Борна, «Идея лебедя-самца имеет для меня полный смысл. Сила, красота, огромный размах крыльев этих существ больше напоминают мускулатуру танцора-мужчины, чем балерину в ее белой пачке «.
Однако в обоих произведениях прослеживаются одни и те же центральные темы. Оба рассказывают об обреченной, запретной любви, и в обоих изображен принц, который хочет выйти за рамки повседневных условностей с помощью этой любви. Обе темы тесно связаны с жизнью Чайковского, композитора балета, гомосексуальность которого вызвала ряд осложнений в его жизни.
Партитура
Чтобы приспособить свой пересмотренный сценарий, Борн несколько изменил партитуру Чайковского, изменив порядок нескольких номеров и опустив другие. Например, номер 5 был полностью перенесен из первого акта в третий, где он следует за (измененным порядком) национальными танцами. Третий акт был сокращен за счет исключения большей части 19-го и всех последующих па-де-де.
«Билли Эллиот» (англ. Billy Elliot) — британский кинофильм, поставленный по сценарию Ли Холла режиссёром Стивеном Долдри.
Место действия — вымышленный город Эверингтон (англ. Everington) в реальном графстве Дарем, Великобритания. В главных ролях — Джейми Белл, играющий 11-летнего Билли, который стремится стать профессиональным балетным танцором; Гэри Льюис — отец Билли; Джейми Дрэвен — старший брат Билли; Джули Уолтерс — преподаватель балета.
Фильм получил три номинации на премию «Оскар» и был награждён двумя премиями BAFTA (из 10 номинаций): «Лучший актёр» (Джейми Белл) и «Лучшая актриса второго плана» (Джули Уолтерс). 14-летний Белл стал самым юным лауреатом премии BAFTA в ведущей мужской категории, а также самым молодым номинантом на премию Американской Гильдии киноактёров за лучшую мужскую роль.
В 2001 году автор Мельвин Берджесс получила задание написать новелизацию фильма по сценарию Ли Хола. Сюжет кинокартины в 2005 году лёг в основу лондонского мюзикла в Уэст-Энде «Билли Эллиот: Мюзикл», показы которого в 2007 начались в Австралии, а в 2008 году — на Бродвее.
Слоган фильма: «Внутри каждого из нас есть особый талант, ждущий своего выхода наружу. Хитрость в том, что нужно найти этот выход».
Действие происходит в 1984 году, во время Забастовки британских шахтёров, и сосредотачивается на 11-летнем Билли Эллиоте (Джейми Белл), его любви к танцу, на его надежде стать профессиональным балетным танцором.
Билли живёт со своим овдовевшим отцом, Джекки (Гэри Льюис), старшим братом — Тони (Джейми Дрэвен), и своей престарелой бабушкой — Нэн (Джин Хейвуд), которая когда-то тоже стремилась стать профессиональной танцовщицей. И Джекки, и Тони — шахтёры, принимающие участие в забастовке.
Джекки берет Билли в Спортивный центр, чтобы тот начал заниматься боксом, как и положено сыну потомственного шахтёра. Но Билли не привлекает этот вид спорта. Вместо этого его внимание приковано к балетному классу, занятия которого вынужденно проходят в тренажёрном зале из-за того, что балетную студию, располагающуюся на первом этаже здания, превратили в столовую для бастующих шахтёров. Втайне от отца Билли начинает брать уроки балета. Вскоре тренер по боксу сообщает Джекки об отсутствии его сына на тренировках, и спустя какое-то время тайна юного Билли раскрывается. Джекки считает, что балет не мужской вид спорта и увлечение им его сына является неким отклонением от нормы. Он категорически запрещает Билли посещать занятия. Но тот, увлечённый танцем, всё же продолжает тайно брать индивидуальные уроки у своей преподавательницы по танцам — Сандры Уилкинсон (Джули Уолтерс).
Миссис Уилкинсон полагает, что Билли достаточно талантлив, и предлагает ему попробовать поступить в Королевскую балетную школу Лондона. Но из-за ареста Тони во время стычки между полицией и бастующими шахтерами, Билли пропускает прослушивание. Миссис Уилкинсон идет в дом Билли, чтобы рассказать Джекки об упущенной возможности. Джекки и Тони приходят в ярость, боясь, что Билли будут считать гомосексуалом, и в крайне резком тоне выпроваживают Сандру, а также дают понять Билли, что не может быть и речи о том, чтобы он связал свою жизнь с балетом.
Однако вскоре отец Билли видит танцующего сына и понимает, что тот действительно полностью увлечён танцем. Джекки делает всё возможное, чтобы помочь ему осуществить свою мечту и дать шанс выбраться из маленького шахтёрского посёлка в мир. Для обучения в Королевской балетной школе нужны деньги. Джекки хочет выйти из забастовки, но старший сын отговаривает его от этого. Джекки продаёт дорогие сердцу украшения, принадлежавшие некогда его жене, матери Билли. Отец и сын отправляются в Лондон на прослушивание.
Билли выступает потрясающе, о чём свидетельствует крайняя заинтересованность и искренне удивление приёмной комиссии. Однако после прослушивания, будучи крайне взволнованным, Билли ударяет другого мальчика. Приёмная комиссия заявляет о недопустимости таких действий, но на вопрос, «Что ты чувствуешь, когда танцуешь?», заданный Билли, мальчик даёт оригинальный, искренний ответ, свидетельствующий о том, что он всецело увлечён танцем.
Спустя некоторое время семья Эллиотов получает письмо из Королевской школы балета, в котором содержится уведомление о зачислении Билли Эллиота.
В заключительной части фильма зритель видит уже взрослого двадцатипятилетнего Билли Эллиота, который достиг своей мечты. Он выходит на сцену в Уэст-Энде и исполняет ведущую партию балета Лебединое озеро в постановке Мэтью Борна. Джекки, Тони и друг детства Билли — Майкл смотрят на него из зрительного зала.
Постановки Метью Борна в «Книжной лавке»:
Вебинар состоится 21 июня 2024 года. Ведущая Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: