Ка́рел Ча́пек (чеш. Karel Čapek; 9 января 1890 Мале-Сватонёвице, — 25 декабря 1938, Прага) — чешский писатель, прозаик и драматург, переводчик, фантаст. Классик чешской литературы XX века.

Автор знаменитых пьес «Средство Макропулоса» (Věc Makropulos, 1922), «Мать» (Matka, 1938), «R.U.R.» (Rossumovi Univerzální Roboti, 1920), романов «Фабрика абсолюта» (Továrna na absolutno, 1922), «Кракатит» (Krakatit, 1924), «Гордубал» (Hordubal, 1933), «Метеор» (Povětroň, 1934), «Обыкновенная жизнь» (Obyčejný život, 1934; последние три образуют т. н. «философскую трилогию»), «Война с саламандрами» (Válka s mloky, 1936), «Первая спасательная» (První parta, 1937), «Белая болезнь» (Bílá nemoc) (1937) «Жизнь и творчество композитора Фолтына» (Život a dílo skladatele Foltýna, 1939, не закончен), а также множества рассказов, эссе, фельетонов, сказок, очерков и путевых заметок. Переводчик современной французской поэзии.

«Сре́дство Макро́пулоса» (чеш. Věc Makropulos) — фантастическая пьеса Карела Чапека, написанная в 1922 году. Сюжет построен вокруг секрета вечного нестарения, который известен двум персонажам пьесы, и которым стремятся завладеть остальные.

Мысль о «принудительном долголетии» и о том, может ли бессмертие само по себе стать благом для человека, Чапек высказывал ещё в 1918 году в статье «Философия и жизнь». В мае-июле 1922 года он развил эту мысль в пьесе «Средство Макропулоса» («комедии в трёх действиях с эпилогом»).

Автор о своем замысле
В этой комедии мне… хотелось сказать людям нечто утешительное, оптимистическое. В самом деле: почему оптимистично утверждать, что жить шестьдесят лет — плохо, а триста лет — хорошо? Мне думается, что считать, скажем, шестидесятилетний срок жизни неплохим и достаточно продолжительным — не такой уж злостный пессимизм. […] По-моему, оптимизм бывает двух родов: один, отворачиваясь от дурного и мрачного, устремляется к идеальному, хоть и призрачному; другой даже в плохом ищет крохи добра хотя бы и призрачного. Первый жаждет подлинного рая — и нет прекрасней этого порыва человеческой души. Второй ищет повсюду хотя бы частицы относительного добра. Может быть, и такого рода усилия не лишены ценности? Если это не оптимизм, назовите его иначе.

Критика
Чешский писатель и драматург Иван Клима выразил свое мнение о финальной сцене пьесы следующим образом: «Единодушие персонажей, отказывающихся от долголетия, крайне маловероятно с психологической точки зрения, а поведение персонажей, если рассматривать его логически, можно считать безответственным. Заключительные строки пьесы являются одними из наименее убедительных и наиболее надуманных из всего, что написал Чапек».

«Средство Макропулоса» — телеспектакль в постановке Государственного академического Малого театра (1978, СССР)

 

 

«Рецепт её молодости» — советский широкоформатный музыкальный фильм 1983 года режиссёра Евгения Гинзбурга по мотивам пьесы Карела Чапека «Средство Макропулоса»

 

 

К «чешским» вебинарам на тему «бессмертия»

Рудольф II (1552, Вена — 1612, Прага, Богемия).

…Воспитывался при дворе своего дяди короля Испании Филиппа II и совершенно не походил на своих непосредственных предшественников; католики возлагали на него большие надежды, так как он вынес из Королевства Испании ненависть к ереси и мог быть послушным орудием в руках иезуитов.

Немецкий историк Фолькер Пресс говорит о нём:

«Он обладал глубоким умом, был дальновидным и рассудительным, обладал сильной волей и интуицией…

Однако ему был присущ такой серьёзный недостаток, как робость, причиной которой была его склонность к депрессии. На этой основе у него развилось стремление к бегству от действительности, выражавшееся в нереальных планах. Испанские придворные манеры поощряли его стремление отгородиться от мира, и политическая пассивность становилась всё более характерным признаком его правления».

Досадуя на своё бессилие, император стремился отгородиться от общества и предаться художественным и оккультным увлечениям; постепенно у него развивались телесные и психические заболевания. Любимцами императора были люди низкого происхождения, потакавшие его прихотям (Филипп Ланг, Иероним Маховский и другие).

Временами ему казалось, что он одержим дьяволом…

…Император занимался также различными «оккультными науками», в частности, пытался найти философский камень. В то время граница между астрономией и астрологией, минералогией и алхимией ещё была нечёткой. Рудольф II покровительствовал странствующим алхимикам, а его резиденция представляла центр алхимической науки того времени. Императора называли германским Гермесом Трисмегистом.

(Напомним, что сей Рудик незримо присутствует в пьесе «Средство Макропулуса» Карела Чапека, поскольку именно его лекарь и алхимик изобрел элексир молодости).

Вебинар состоится 11 ноября 2023 года. Ведущая Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//