Вводим новую рубрику «Offline-вебинар» для тех, кому очень хочется, но что-то постоянно мешает. Наша платформа приглашает всех желающих посетить вебинар в записи.
Каннибализм — весьма популярная тема в кинематографе. Не к столу, но к релизу фильма «В тихом омуте» КиноПоиск вспомнил несколько картин, где люди едят друг друга.
До российских экранов добралась черная комедия Брюно Дюмона «В тихом омуте», премьера которой состоялась на Каннском кинофестивале. В картине есть французские звезды (Жюльет Бинош, Фабрис Лукини, Валерия Бруни-Тедески), веселый нетривиальный сюжет, а также целое семейство каннибалов.
Каннибалы неоднократно становились главными и второстепенными героями фильмов. Одни сняты смешно, другие страшно, а к третьим вообще можно подходить только на голодный желудок. Не к столу, но к релизу фильма «В тихом омуте» КиноПоиск вспомнил несколько картин с самыми вкусными сценами и интересными персонажами, которые по разным причинам питаются человечиной.
Классик итальянского кино Пьер Паоло Пазолини любил эпатировать публику, трактовать по-своему евангельские сюжеты и исследовать человеческие пороки. Вот и в «Свинарнике» каннибализм — одновременно метафора и кое-что вполне реальное. Настолько реальное, что впечатлительного зрителя может стошнить, стоит лишь дать волю воображению. В фильме параллельно развиваются две истории: в одной события разворачиваются в современности, в другой — в первобытном времени. Герой первого сюжета — богатый юноша, который пытается разобраться во взаимоотношениях с авторитарным отцом и занимается любовью со свиньями, герой второго — молодой каннибал, употребляющий в пищу собственного отца. Впрочем, эта картина ценна не натуралистичными сценами, а философским подтекстом. По мнению Пазолини, современное общество похоже на свинарник, многие из нас — животные, недалеко ушедшие в развитии от каннибалов.
Фильм, запрещенный к прокату в 60 странах, одна из первых картин в жанре найденной пленки. Псевдодокументальная лента, где речь идет о съемочной группе, приехавшей изучать последних в мире каннибалов и бесследно исчезнувшей, полна жутких кадров. Например, таких, где туземец аппетитно обгладывает кисть хорошо прожаренной человеческой руки. Но настоящая жуть — ответ на вопрос, который предстоит найти зрителю: кто страшнее — необразованные каннибалы или цивилизованные люди?
Сложно представить, что режиссер ленты Руджеро Деодато начинал как постановщик музыкальных комедий и милых приключенческих фильмов. Впрочем, всемирную известность режиссеру принес именно «Ад каннибалов». Неслучайно в 2007 году Деодато снялся в роли богатого любителя человечины в фильме «Хостел 2».
«Повар, вор, его жена и ее любовник»
В культовой ленте Питера Гринуэя каннибалами не рождаются, а становятся. Виной тому жажда мести. Вор, он же деспотичный хозяин ресторана (Майкл Гэмбон), издевается над своими подчиненными и женой (Хелен Миррен), которая, чтобы не сойти с ума, заводит любовника (Алан Ховард). Муж, узнав об этом, любовника убивает. Месть — блюдо, которое подается холодным, но только не в этом случае. Героиня подговаривает повара (Ришар Боренже) приготовить и скормить с пылу с жару тело любовника супругу.
Стильное интеллектуальное кино Гринуэя — отличная пища для ума. Что же до желудка, самые эффектные кадры припасены под конец. Если вы не готовы увидеть главное блюдо, просто перемотайте фильм до самых титров. Там вы увидите не только много знакомых имен, но и узнаете, что художником по костюмам был Жан-Поль Готье.
До того как создать красивый и добрый фильм про официантку с Монмартра, Жан-Пьер Жёне экспериментировал с куда менее романтичными сюжетами. «Деликатесы» — первая полнометражная картина Жёне, которая принесла ему славу мастера, умеющего снимать вкусно и свежо. В этой черной комедии человек человеку — еда, потому что так проще и удобнее. Действие происходит в постапокалиптическом мире и строится вокруг дома, на первом этаже которого находится мясная лавка, где отовариваются постоянные жильцы. Вот только торгуют там не куриными окорочками или свиными ребрышками, а квартирантами.
Главную роль в картине исполнил любимый актер Жёне Доминик Пинон. Его персонаж — бывший работник цирка, который получает работу в злополучном доме, а заодно становится новым претендентом на место в меню жильцов. Однако голыми руками его не возьмешь. Потенциальная отбивная становится активным членом группы сопротивления, скрывающейся в канализационных трубах.
Конечно, разговор о самом большом гурмане всех времен и народов правильно было бы начать с «Молчания ягнят». Однако только в «Ганнибале» есть несколько весьма аппетитных сцен, увидев которые вряд ли когда-нибудь их забудешь. Чего стоит, например, эпизод, когда доктор Лектер скармливает герою Рэя Лиотты его собственный мозг.
Подобные сцены и наличие в картине Энтони Хопкинса, получившего «Оскар» за роль в «Молчании ягнят», а также любовная линия между агентом Старлинг (на этот раз ее играла Джулианна Мур) и Ганнибалом должны были обеспечить успех сиквелу. Но чудо не произошло, несмотря на все старания Ридли Скотта, занявшего режиссерское кресло. Фильм получился далеко не таким душераздирающим, как у Джонатана Демме. Зато Скотт глубже раскрыл образ Ганнибала Лектера — неоднозначного, но очень харизматичного персонажа. Как выяснилось, ничто человеческое ему не чуждо (особенно внутренние органы).
«Выжить»
Сюжет фильма Фрэнка Маршалла основан на реальных событиях — авиакатастрофе, произошедшей в октябре 1972 года. Обстоятельства, в которых оказались чудом выжившие герои картины, оправдывают их гастрономические предпочтения: съесть ближнего своего либо умереть. Ели всех, кроме родственников. При минусовой температуре высокогорья человеческое мясо отлично сохранялось. Это позволило группе полноценно питаться и не замерзнуть насмерть.
Самая жуткая сцена фильма — поглощение плоти — потребовала от участников съемок предварительной подготовки. Чтобы все выглядело максимально правдоподобно, актеры не ели в течение двух дней, а в кадре им пришлось поглощать сырую индейку.
«Что ни день, то неприятности»
Артхаусный триллер французского режиссера Клер Дени ни в коем случае нельзя смотреть впечатлительным или одиноким людям. Иначе есть риск раз и навсегда перестать ходить на свидания, потому что страстный секс может закончиться ужином, где главным блюдом будете вы сами. Карпаччо из человечины, густо политое потом — что может быть вкуснее? Ничего, если речь идет о главных героях картины — супружеской паре, практикующей внебрачные связи с последующим поеданием случайных партнеров.
При этом Клер Дени утверждала, что вовсе не собиралась пугать зрителя. Она всего лишь «хотела снять фильм о любви». Действительно, любовь ведь бывает разная, в том числе и к еде.
«Суини Тодд, демон-парикмахер с Флит-стрит»
Первоначально предполагалось, что экранизацией мюзикла о Суини Тодде, страшном герое городских легенд, будет заведовать оскаровский лауреат Сэм Мендес, а в главной роли снимется Рассел Кроу. Но звезды сошлись иначе: режиссером ленты стал Тим Бёртон, а опасную бритву цирюльника взял в руки Джонни Депп.
Несмотря на кровожадный характер главного героя, он и не думает заниматься поеданием себе подобных. Идея приходит в голову его подельнице миссис Ловетт (Хелена Бонем Картер), владелице пекарни, которая переживает не лучшие времена. Бизнес-план получается безупречным: парикмахер убивает одиноких мужчин, зашедших побриться, а его партнерша пускает их мясо на пирожки. Неудивительно, что в скором времени от посетителей пекарни не было отбоя. Где еще отведаешь пироги с такой нежной и сладковатой начинкой?
Сборная солянка характеров и сюжетных линий фильма «В тихом омуте» — блюдо на любителя. Эта абсурдная черная комедия в стиле ретро — новая глава в творчестве французского постановщика Брюно Дюмона, снимающего в основном мрачные драмы. На этот раз режиссер поместил в любимые декорации своего родного региона Нор-Па-де-Кале историю о странных людях, которую нельзя воспринимать всерьез.
Фильм Дюмона — остроумный памфлет на общество, ничуть не изменившееся с 1910 года, в котором происходят основные события. Главные герои — представители двух семейств, карикатурных богачей ван Петегемов и придурковатых бедняков Брюфоров. Последние зарабатывают на жизнь собиранием мидий, которыми особо не наешься. Поэтому приходится отлавливать и готовить заезжих дачников, замечательно разнообразящих семейный и в особенности детский рацион. Приятного в таких сценах, конечно, мало, но это тот самый случай, когда каннибализм — это не страшно, а страшно весело.
«Людоед» (англ. Ravenous — в переводе с англ. — «Ненасытный») — фильм ужасов 1999 года, снятый режиссёром Антонией Бёрд. Главные роли в фильме исполнили Гай Пирс, Роберт Карлайл, Джеффри Джонс и Дэвид Аркетт. Фильм рассказывает о каннибализме в 1840-х годах в Калифорнии, а некоторые сюжетные элементы имеют сходство с историями о партии Доннера и Альфреде Пакере. Автор сценария Тед Гриффин (англ.)рус. называет историю Пакера, рассказанную в нескольких абзацах книги Дэшила Хэммета «Худой человек», одним из источников вдохновения при создании персонажа Карлайла.
Мрачный юмор и ироничный подход к шокирующему сюжету фильма заставил некоторых критиков именовать его чёрной комедией или сатирой. Широкое внимание привлёк саундтрек, написанный Майклом Найманом и Деймоном Албарном. В прокате фильм собрал 2 млн долларов против производственного бюджета в 12 млн долларов.
Вебинар провели 22 марта 2023 года Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Offline-вебинар Искусство кино: фильмы о каннибалах и людоедах
Уважаемые коллеги!
Учитывая сложность текущей ситуации, выставляем все наработанное в открытом доступе бесплатно. Однако обращаем ваше внимание, что все издания выпускаются в рамках творческой, исследовательской и научно-практической работы коллектива АНО ДПО Санкт-Петербургский университет высоких технологий, поэтому просим «добросовестного цитирования» с указанием использованных материалов.
Кроме того, АНО ДПО Санкт-Петербургским университетом высоких технологий создана и поддерживается Техническая библиотека (Техлиб), на материалы которой тоже просим указывать ссылки.
Просим воспользоваться льготными предложениями наших курсов переподготовки и повышения квалификации факультетов
- Факультет «Архитектура и зодчество»
- Факультет «Государственное и муниципальное управление»
- Факультет «Искусство и культура»
- Факультет «Педагогика»
Приглашаем на наши вебинары! Просим поддержать нашу работу и оказать помощь университету. Заранее выражаем признательность!
С помощью ЮMoney или банковской картой МИР, UnionPay, Mastercard, Visa, Maestro можно оказать помощь Единой информационно-образовательной среде университета в форме ниже:
Также Вы можете сделать благотворительный перевод перевод любым доступным способом по следующим реквизитам:
1. ПАО АКБ «АВАНГАРД», к/с 30101810000000000201
БИК банка получателя: 044525201
Счёт получателя: 40703810502890000624
ИНН получателя: 7816645550
КПП: 781601001
Получатель: АНО ДПО «СПБ УВТ»
Назначение платежа: плата за обучение
2. Ф-Л «СЕВЕРНАЯ СТОЛИЦА» АО «РАЙФФАЙЗЕНБАНК», к/с 30101810100000000723
при переводе на данный счет комиссия банка составит 3%
БИК банка получателя: 044030723
Счёт получателя: 40703810203000001214
ИНН получателя: 7816645550
КПП: 781601001
Получатель: АНО ДПО «СПБ УВТ»
Назначение платежа: плата за обучение
Странно, что вы такие темы поднимаете…