Маленький лорд Фонтлерой (англ. Little Lord Fauntleroy, в некоторых переводах — «Маленький лорд») — первый детский роман англо-американской писательницы и драматурга Фрэнсис Ходжсон Бёрнетт. Впервые опубликован частями в журнале St. Nicholas Magazine (англ.) между ноябрём 1885 и октябрём 1886 года. В том же 1886 году вышел в виде книги в издательстве Скрибнера. Сопроводительные иллюстрации Реджинальда Бёрча спровоцировали соответствующую моду. Кроме того, «Маленький лорд Фонтлерой» создал прецедент в законе об авторском праве, после того как в 1888 году Бёрнетт выиграла судебный процесс против Е. В. Сибома за права на театральную адаптацию работы. Книга впоследствии выдержала более 20 изданий.
Семилетний Седрик, сын капитана Эррола, иммигрировавшего в Америку из Англии, после его смерти живёт со своей мамой. Он часто общается с чистильщиком сапог Диком и с бакалейщиком из угловой лавки мистером Хоббсом. Однажды приезжает некий мистер Хэвишем, адвокат графа Доринкорта, и заявляет, что Седрик стал его единственным наследником после смерти двух старших сыновей, и ему необходимо поехать в Англию, чтобы стать лордом Фаунтлероем.
Костюм Фонтлероя, подробно описанный Бёрнетт и визуализированный в детальных графических рисунках Реджинальдом Бёрчем, оказал сильное влияние на официальный костюм детей из среднего класса:
«То, что увидел граф, было изящной детской фигуркой в чёрном бархатном костюме, с кружевным воротником, с кудрями, свободно обвивающими его красивое, мужественное личико; взгляд, обращённый на него, был добродушно-невинен».
Костюм Фонтлероя появился также и в Европе, но нигде он не был так популярен как в США. Классический костюм Фонтлероя состоял из чёрной бархатной визитки (короткий однобортный сюртук с закруглёнными полами, расходящимися спереди) и таких же штанов до колена, и узорчатой рубашки с большим воротником из гофрированного кружева. Такие костюмы появляются сразу после публикации миссис Бёрнетт (1885) и были основным фасоном вплоть до начала XX века. Многие мальчики, не носившие костюмов Фонтлероя, тем не менее использовали его элементы — например, узорчатую рубашку и бант. Лишь меньшинство носило завитые локоны с этими костюмами, но фотографии подтверждают, что всё же и это было. Этот образ был популярен среди мальчиков 3-8 лет, но и некоторые мальчики старше так же принимали его. Считается, что популярность этого стиля воодушевила мамаш надевать штаны на их мальчиков в более раннем возрасте, нежели это было принято прежде, и это явилось одной из причин упадка обычая одевать маленьких мальчиков в платья, а также — упадка длиннополой одежды вообще.
До возникновения моды на «стиль Фонтлерой», мода для маленьких детей в Европе обычно выглядела следующим образом: совсем маленьких детей обоего пола одевали в платье, а затем, по достижении возраста приблизительно 5-6 лет, переодевали в одежду, являвшуюся точной копией взрослой, соответственно, женской или мужской.
Одежда, которую Бёрнетт затем популяризовала, она сперва сшила для двух своих сыновей — Вивиана и Лионеля. Однако, само по себе появление особой детской моды не было изобретением Бёрнетт. Её «стиль Фонтлерой» является вариантом так называемого «стиля Ван Дейк», который произошел от костюма придворных кругов эпохи короля Англии Карла I. Являясь вполне органичным в XVII веке, сто лет спустя этот костюм возродился в Англии уже исключительно как предназначенный для детей и подростков. «Причудливая картина» «Мальчик в голубом» художника XVIII века Томаса Гейнсборо, представляет как раз стиль «Ван Дейк».
Перед Первой мировой войной почти все мальчики до 10 лет были одеты в короткие штаны. При этом, многих американских мальчиков из семей среднего класса одевали в бархатные костюмы и штаны до колен, и делали им причёску из завитых локонов с лентами, что, под влиянием иллюстраций Бёрча к «Маленькому лорду Фонтлерою», считалось аристократичным. При этом, сами мальчики из высших классов носили школьную форму по типу британской; а их вариант «причудливого платья» представлял собой матросский костюм с короткими штанами. Мода на костюм в стиле Фонтлероя угасла в годы Первой мировой войны, однако затем ненадолго возродилась после выхода фильма 1936 года с Мэри Пикфорди Фрэдди Бартоломью, но затем, в ходе Второй мировой войны, угасла окончательно.
Вебинар проводит 4 июня 2022 г. в 20:00 (время московское) Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.