ЦИЦЕРОН, Марк Туллий; Cicero, Marcus Tullius, 106—43 гг. до н. э., римский оратор, философ, политик. Родился в Арпине в Лации, происходил из зажиточной всаднической семьи. Вместе с младшим братом Квинтом получил всестороннее образование. Учился сначала в Риме: изучал риторику у Элия Стилона, знание юриспруденции и практические навыки красноречия получал от таких знатоков гражданского права, как Муций Сцевола Авгур, а позднее — Муций Сцевола Понтифик. Его учителями были такие столь известные тогда ораторы, как Марк Антоний и Луций Красс. С философией его познакомили Филон из Лариссы, стоик Диодот, живший в доме Цицерона, и другие. Юность Цицерона пришлась на период войны с союзниками, а также на время внутренних политических смут. После первых выступлений и ораторских успехов между 81 и 79 гг., в 79—77 гг., Цицерон уехал путешествовать в Грецию и Малую Азию. Во время полугодового пребывания в Афинах он слушал Антиоха Аскалонского и уже известных в Риме эпикурейцев: Зенона и Федра. Затем он посетил Азиатскую провинцию, оттуда поехал на Родос, где познакомился с Посидонием из Апамеи. На Родосе он изучал риторику в школе создателя так называемого умеренного стиля речи Аполлония Молона, который решительным образом повлиял на формирование собственного стиля речи Цицерона. По возвращении в Рим Цицерон активно занялся ораторской деятельностью, настойчиво пытаясь добиться известности, необходимой для начала политической карьеры, которую начал в 75 г. в качестве homo novus, в 69 г. стал эдилом, в 66 г. — претором, в 63 г. — консулом. В том же 63 г. Цицерон раскрыл и сорвал заговор Катилины. При новом политическом укладе, после заключения I Триумвирата в 60 г. (Цезарь, Помпей, Красс) и в консульство Цезаря в 59 г. влияние Цицерона уменьшилось. Обвиненный в незаконном вынесении смертных приговоров участникам заговора Катилины, Цицерон вынужден был отправиться в изгнание. Вскоре, однако, он вернулся в Рим и проявил большую активность в стремлении отсудить конфискованное имущество, а также выступая с речами в других судебных делах. В 51—50 гг. стал наместником провинции Киликия в Малой Азии. Эту должность исполнял добросовестно, одержав даже военную победу над парфянами. В гражданской войне между Цезарем и Помпеем Цицерон выступал на стороне Помпея, считая его защитником республиканских идеалов, и последовал за ним в Грецию. После поражения Помпея в 48 г. под Фарсалом в 47 г. возвратился в Италию, примирился с Цезарем, который проявил к нему благосклонность. Цицерон предоставил доказательства своей лояльности в некоторых речах (Pro Marcello, Pro rege Deiotaro). В это непростое время Цицерон переживал также семейный кризис: в 46 г. он развелся с первой женой Теренцией и вступил в неудавшуюся связь с юной Публией. В 45 г. он пережил смерть любимой дочери от первого брака Туллии. Он уединился в своем доме, вновь ища утешения в философии и литературном труде. Однако ему не удалось остаться наблюдателем развернувшихся событий. В 44 г., после убийства Цезаря, в 14 речах, названных самим Цицероном филиппиками, он напал на Марка Антония, которого считал главным врагом республики, видя спасение в его политическом сопернике — юном Октавиане. По заключении так называемого II Триумвирата в 43 г. между Антонием, Октавианом и Лепидом, Антоний добился у Октавиана смерти для своего врага. Цицерон был убит 7 декабря 43 г. неподалеку от своей виллы в Формии. Он развивает взгляды греков, дополняя их собственными наблюдениями из судебной и юридической практики, что позволило актуализировать содержание и придать произведению римский характер. Так, юношеское произведение Цицерона Риторические сочинения (Libri rhetorici) в 2 книгах, от которых сохранилась только часть О содержании (De inventione; 81 г.), носят следы знакомства автора с греческим пособием по риторике Гермагора и анонимным сочинением Rhetorica ad Herennium. Лучшее же произведение на эту тему Об ораторе (De oratore; 55 г.), выстроенное в форме диалога, направлено на разрешение давнего спора о характерных особенностях красноречия: лежат они в области философии (Аристотель) или риторики (Исократ). Цицерон соединяет эти два взгляда в утверждении, что идеальный оратор, кроме навыков в своем ремесле должен иметь основательное философское образование. Дополнением к этому диалогу является Оратор (Orator; 46 г.), в котором Цицерон нарисовал образ идеального оратора, опираясь на пример Демосфена, свободно владевшего тремя стилями. Собственные убеждения Цицерон изложил в сочинении Брут, где представил историю римского красноречия и дал указания, как следует произносить речь. Он критикует сторонников так называемого аттицистического стиля, простого, берущего за образец греческого оратора Лисия. Эту тему он поднимает также в небольшой работе О лучшем ораторе (De optimo genere oratorum). В двух произведениях из области риторической техники Цицерон возвращается к тематике, затронутой в Риторических сочинениях. Это Категории риторики (Partitiones oratoriae; 46 г.), разновидность учебного пособия в форме диалога с философской окраской, Топика (44 г.), философско-риторическое произведение, исходным пунктом рассуждений в котором был трактат Аристотеля того же названия. Цицерон излагает здесь квинтэссенцию риторической теории, иллюстрируя ее примерами из области римского права. Все свои философские произведения Цицерон написал в 54—51 и 46—44 гг. В соответствии с духом времени, Цицерон был эклектиком, то есть черпал свои воззрения из нескольких греческих философских систем. Из стоической философии, представленной в Риме Панетием, он популяризировал прежде всего этику; познакомил Рим с философскими взглядами Новой Академии (Антиох Аскалонский), теория которой о вероятностях была ему близка, и с эпикурейством, выступая, однако, против свободы нравов, которую порой незаслуженно приписывали последователям этой школы. Наилучшей формой изложения философии Цицерон признал диалог, известный из сочинений Платона, а в особенности Аристотеля; он создал также латинскую философскую терминологию. В обширном творчестве Цицерона внимания заслуживает Республика (De republica; 54—51 гг.) в 6 книгах, сохранилась только часть произведения, в том числе окончание, известное как Сон Сципиона (Somnium Scipionis). Цицерон развивает здесь теорию наилучшего государственного устройства. О законах (De legibus; 51 г.) представляет собой дополнение к трактату Республика. Из 5 книг сохранились целиком первые три, чрезвычайно ценные для изучения римских нравов и обычаев. Идеи создания обоих вышеназванных произведений созрели под влиянием Платона. О природе богов (De natura deorum; 45 г.) в 3 книгах содержит обзор теории о сущности бога в представлении различных философских школ. Наивысшее благо и наибольшее зло (De finibus bonorum et malorum; 45 г.) в 5 книгах обозревает взгляды различных школ на проблему добра и зла. Это произведение обладает значительными литературными достоинствами. Тускуланские беседы (Tusculanae disputationes; 45 г.) в 5 книгах заключает в себе рассуждения о счастье и необходимых условиях его достижения. Катон о старости (Cato Maior de senectute; 45 г.), великолепный трактат, посвященный Аттику, в котором Цицерон оспаривает недостатки, приписываемые старости, выдвигая на первый план преимущества этого возраста. Об обязанностях (De officiis; 45 г.) в 3 книгах, последнее философское произведение Цицерона, посвященное сыну Марку, исполнено заботы об общем благе. Цицерон поднимает вопрос выбора между тем, что достойно (honestum), и тем, что полезно (utile). Заслуга Цицерона состоит не только в том, что он познакомил Рим с греческой философией, но и в том, что в своих произведениях он сопоставлял греческую философскую мысль с римской традицией и римской действительностью, среди прочего посредством иллюстрирования тезисов римскими примерами. Из корреспонденции Цицерона нам известны почти 1 000 писем, составленных в 4 сборника. Письма к знакомым (Epistulae ad familiares) в 16 книгах (название происходит от гуманистов) включают в себя переписку Цицерона с различными знакомыми ему людьми, а также их письма к Цицерону. Среди прочих мы находим письма Катона, Марка Лепида, Азиния Полиона. Письма к Аттику (Epistulae ad Atticum; 68—44 гг.) в 16 книгах. Сборник содержит почти исключительно письма Цицерона к его другу Помпонию Аттику. Это наиболее личные и искренние письма, представляющие собой источник познания личности автора, а прежде всего — возможность исследовать окружение писателя. Письма к брату Квинту (Epistulae ad Quintum fratrem; 60—54 гг.), малый сборник в 3 книгах, содержит письма Цицерона к брату Квинту и среди них — первый подробнейший трактат об управлении провинцией, написанный в ответ на письмо брата для Цицерона, когда последний хлопотал о консульстве. Письма к Марку Бруту (Epistulae ad M. Brutum; 43 г.) в 2 книгах содержат корреспонденцию Цицерона с Брутом, одним из убийц Цезаря, а также Брута с Цицероном; среди этих писем находится и письмо Брута Аттику. Письма Цицерона отражают общественную жизнь Рима в период упадка республики на протяжении четверти века, представляя собой ценный документ эпохи, выявляя как человеческие слабости, так и благородство Цицерона. В письмах Цицерон предстает прекрасным стилистом, а их язык позволяет нам судить о повседневной латыни образованных сословий. Лишь короткие отрывки дошли до нас от поэтического творчества Цицерона. Несколько более крупные фрагменты сохранились от поэмы Аратея, представлявшей перевод греческого произведения Арата под названием Феномены, расширенного Цицероном за счет данных, почерпнутых у комментаторов Арата. О своем консульстве (De consulatu suo), поэма, описывающая деяния Цицерона во время его консульства, в 3 песнях стала причиной его столкновения с Помпеем и недовольства последнего. Из нее сохранилось 3 стиха. Разделение наследия Цицерона на речи и риторические и философские трактаты было введено исключительно для упрощения, ибо в действительности эти три стороны его творчества тесно связаны между собой. Проза в произведениях Цицерона достигает вершин мастерства, обеспечивая ему первое место среди латинских стилистов. Весь период, в который творил Цицерон, называется в истории литературы веком Цицерона. Произведения Цицерона и его личность оказали значительное влияние на создателей европейской культуры.
|
Античные писатели. Словарь. — СПб.: Издательство «Лань», 1999 |
СОДЕРЖАНИЕ
- Книга I. О презрении к смерти (стр. 1)
- Книга II. О преодолении боли (стр. 29)
- Книга III. Об утешении в горе (стр. 44)
- Книга IV. О страстях (стр. 62)
- Книга V. О самодовлеющей добродетели (стр. 80)
Скачать Марк Туллий Цицерон «Тускуланские беседы»
Читать другие труды Цицерона:
- Марк Туллий Цицерон «О природе богов»
- Марк Туллий Цицерон «О законах»
- Марк Туллий Цицерон «Парадоксы стоиков. О пределах блага и зла»
- Марк Туллий Цицерон «Тускуланские беседы»
- Марк Туллий Цицерон «Речь в защиту Секста Росция»
- Марк Туллий Цицерон «Три поздних трактата»
- Марк Туллий Цицерон «О государстве»
- Марк Туллий Цицерон «О дивинации»
- Марк Туллий Цицерон «Три филиппики против Марка Антония»
- Марк Туллий Цицерон «Речи против Гая Верреса»
- Марк Туллий Цицерон «Речь о земельном законе народного трибуна Публия Сервилия Рулла»
- Марк Туллий Цицерон «Речи против Катилины»
- Марк Туллий Цицерон «О судьбе»
О! Тускуланские беседы! Наконец-то!
Знаковый пример возникновения общей потребности в восстановлении утраченной «связи времен». Нет Гамлета — нет и процесса сверху, но огромное желание — есть, и движение начинается в общем порыве, как в рассказанном Натали случае концерта под дождем.
Ой, Анна, ну Вы, как впрочем и всегда, так глубоко копнули.
Спасибо, неожиданный взгляд, но очень интересный.
очень сложно что то добавить.
по мойму, как раз передано то самое ощущение соборности.
то есть внутрине согласен со всем сказаным в трактате.
и осознание сказаного на каком то более глубоком уровне.
Спасибо. Хочется верить, что смогла передать свои яркие впечатления от творчества бесспорно выдающегося философа.
Спасибо за пополнение античной коллекции, Натали. Могу только добавить, что чтение о «самодовлеющей добродетели» греют и будоражат мой «русский дух». Это во истину было достойно этого произведения и самой эпохи.