…Квинтэссенцией этой взрослой лжи выступала фрекен Бок, все прежние воспитанники которой стали ворами. Просто потому, что она мешала им шалить своими неуместными нравоучениями… в которые нисколько не верила сама.
Настоящий Карлсон должен был летать на своем моторчике, заправляемом вареньем и тортом, шалить и кувыркаться, не слушаться взрослых… потому что они не знают настоящую жизнь, а выдумывают всякие отговорки только для того, чтобы не завести собаку.
Стоит подробнее рассмотреть жизнь и творчество создательницы этого образа… хотя бы потому, что, как выяснилось, некоторые дети, напротив, по достоинству оценили притворство театральных постановок про дорогого Карлсончика.
Криво подросшие во взрослой лжи дети по-разному истолковали его смысл… принявшись не только воспитывать вся и всех вокруг, но шалить и кувыркаться там, где это не положено… уже во вполне взрослом возрасте. Используя все вокруг для весьма неблаговидных целей. В том числе и сложную биографию Астрид Линдгрен.
А́стрид Анна Эми́лия Ли́ндгрен (швед. Astrid Anna Emilia Lindgren), урождённая Эрикссон, швед. Ericsson. Годы жизни: 14 ноября 1907 года — 28 января 2002. Всемирно известная шведская писательница, автор, ставшая знаменитой благодаря своим многочисленным произведениям для детей : «Карлсон, который живёт на крыше» и «Пеппи Длинный чулок». Перевод на русский язык Лилианны Лунгиной позволил российским читателям познакомиться с этими книгами, полюбить их за простоту повествования, актуальность детских проблем и интересов.
Детство писательницы
Астрид Линдгрен (урожденная Эрикссон) появилась на свет в небольшом шведском городке Виммерблю , расположенном на юге Швеции в провинции Смоланд, 14 ноября 1907 г. Будущая писательница родилась в скромной фермерской семье. Её родителями были Самуэль Август Эрикссон и Ханна Йонссон. Детская дружба её родителей переросла спустя много лет в глубокие чувства на всю жизнь – любовь. Спустя 17 лет после первого знакомства друг с другом они поженились и взяли в аренду хутор в пасторской усадьбе на самой окраине Виммерблю. Семья Астрид была довольно большая: у неё был старший брат, Гуннар, и две сестры помладше Стина и Ингегерд.
В своих автобиографических очерках под названием «Мои выдумки», выпущенных в 1971 году, она писала о том, что росла в переходный век — век «лошади и кабриолета». Способом передвижения в их семье был конный экипаж, соответственно и весь ритм жизни казался медленнее, а развлечения были проще. В то же время отношения с окружающей природой были ближе. Возможно, это и способствовало тому, что любовью к природе проникнуты все произведения Линдгрен.
Писательница признавалась, что её детство было счастливым, полным игр и приключений, не забывая при этом о помощи на фермерском хозяйстве своим родителям. Именно детские годы впоследствии вдохновили её на написание знаменитых книг. Отдавая должное её родителям, надо сказать, что они не только испытывали друг к другу искреннюю и сильную привязанность, но и не стеснялись её показывать, что являлось в те годы непринятым. Эти особые отношения в своей семье Астрид впоследствии описала в книге «Самуэль Август из Севедсторпа и Ханна из Хюльта», выпущенной в 1973 году и явилась единственной книгой, которая не была обращена к детям. (Источник)
«Мы — на острове Сальткрока» (швед. Vi på Saltkråkan) — повесть Астрид Линдгрен. От других произведений писательницы отличается тем, что сначала был написан сценарий, по которому сняли телесериал, а уже потом вышла книга.
На острове Сальткрока вместе с отцом Ниссе, матерью Мэртой, двумя старшими сёстрами Тедди и Фредди, а также с сенбернаром Боцманом живёт маленькая девочка по прозвищу Чёрвен (что в переводе со шведского означает «колбаска»), а по имени Карин-Мария-Элеонора-Жозефина. Когда приходит лето, на остров, в Столярову усадьбу приезжает семья Мелькерссон, и Чёрвен знакомится с семилетним Пелле, его старшими братьями Никласом и Юханом, старшей сестрой Малин, которая заменила младшим братьям умершую мать, и с их отцом, которого для краткости все зовут Мелькер.
Семью Мелькерссон отличает способность влипать в нелепые истории и попадать во всяческие передряги. Однако это неумение быть «как все» и соответствовать общепринятым нормам располагает к ним и соседей по острову Сальткрока, и читателей этой книги для всех возрастов.
Реальный остров Норрёра (швед. Norröra) Стокгольмского архипелага, выбранный продюсером Улле Нордемаром и режиссером Улле Хелльбумом для съемок сериала, послужил, таким образом, прототипом литературного и кинематографического острова Сальткрока. Это название Астрид Линдгрен позаимствовала у семейной яхты (купленной у директора книжного издательства Ханса Рабена), оно буквально переводится «солёная ворона», а как фразеологизм означает, согласно примечанию переводчика, «медвежий угол, захолустье». С тех пор как вышли в свет и обрели широкую популярность сериал и книга об обитателях Сальткроки, по Норрёре летом проводятся экскурсии как по «Острову Чёрвен».
На острове Сальткрока (сериал, Швеция). В отличие от большинства других экранизаций Астрид Линдгрен, сериал «Мы — на острове Сальткрока» не был основан на книге. Сценарий, написанный непосредственно для телесериала, после выхода картины на экраны издали в виде книги. Сериал, состоящий из 13 серий, зрители увидели в 1964 году. Он оказал большое влияние на шведское телевидение, которое на момент премьеры ограничивалось всего лишь одним каналом и вещало только в чёрно-белом режиме — однако сериал был снят в цвете.
Читать Астрид Линдгрен «Мы — на острове Сальткрока»
«Быть Астрид Линдгрен» (швед. Unga Astrid) — биографическая, психологическая драма режиссёра Перниллы Фишер Кристенсен, вышедшая на экраны в 2018 году. Фильм основан на истории жизни всемирно известной шведской писательницы Астрид Линдгрен. Главные роли в фильме сыграли Альба Аугуст, Мария Бонневи, Трине Дюрхольм, Хенрик Рафаелсен, Магнус Креппер, Бьёрн Густафссон[2]. Премьера фильма состоялась на 68-м Берлинском международном кинофестивале 21 февраля 2018 года.
Дочь Линдгрен Карин Ниман отказалась сотрудничать со съёмочной группой и восприняла фильм негативно, заметив, что её мать, будь она жива, тоже не одобрила бы его, поскольку он охватывает слишком личный период её жизни.
Читать по теме в «Литературном обозрении»:
Вебинар состоится 11 мая 2024 года. Ведущие Наталья Иванова и Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже: