Сладкоголосая птица юности — пьеса Теннесси Уильямса 1959 года, в которой рассказывается история жиголо и бродяги Ченса Уэйна, который возвращается в свой родной город в качестве компаньонки увядшей кинозвезды Александры дель Лаго (путешествующей инкогнито под видом принцессы Космонополиса), которую он надеется использовать, чтобы помочь ему пробиться в кино. Главная причина его возвращения домой — вернуть то, что у него было в юности: в первую очередь, свою старую девушку, отец которой много лет назад выгнал его из города. Пьеса была написана для Таллулы Бэнкхед, хорошей подруги Уильямса.
Сладкоголосая птица юности возникла примерно в 1956 году в виде двух пьес: двухсимвольной версии финальной пьесы с участием только Шанса и принцессы и одноактной пьесы под названием Розовая спальня, которая позже была преобразована во второй акт пьесы с участием босса Финли и его семьи.
Сюжет
В Сент-Клауде родной сын Чанса Уэйна бежал из своего родного города, стремясь извлечь выгоду из своей красоты и молодости в Нью-Йорке или Голливуде (в зависимости от того, что из двух). Когда он терпит неудачу как актер, а затем и как личность в обоих городах, он обращается к карьере внештатного жиголо. В качестве сопровождающего своего нынешнего работодателя Ченс возвращается в Сент-Клауд в попытке вернуть возлюбленную своего детства, сопровождая стареющую, подавленную, с алкогольной зависимостью кинозвезду Александру дель Лаго, которая убегает от негативной критики, которая, по ее мнению, является реакцией общественности на ее попытку вернуться в кинематограф в недавно вышедшем фильме.
Дель Лаго также убегала и погружалась в секс, алкоголь и наркотики, пока Ченс не узнал ее во время суеты на курорте Флориды. Он увидел в ней последний шанс построить отношения (заботился о ней во время их обратной поездки в Голливуд с ним в качестве сопровождающего). Он использует свою кажущуюся галантность, чтобы побудить дель Лаго присвоить ему звание звезды, которого он не смог добиться самостоятельно. Когда они с дель Лаго едут по маршруту Сансет обратно в Калифорнию, Ченс надеется, что он воссоединится с Хевенли Финли, возлюбленной своего детства, и вернет ее в Голливуд, где – с помощью дель Лаго — они оба добьются славы.
К сожалению, вернувшись в Сент-Клауд, Ченс обнаруживает, что Небесная — всего лишь тень девушки, которую он знал. Во время его последнего визита в Сент-Клауд она забеременела. Когда она обнаружила проблему, ей пришлось сделать аборт, и из-за ножа неквалифицированного врача она была госпитализирована, а аборт привел к гистерэктомии и ее бесплодию. Ее могущественные и коррумпированные отец и брат полны решимости заставить Ченса заплатить за травму, нанесенную Хевенли. Ченс беспокоится, что его постигнет та же участь, что и чернокожего мужчину в городе, на которого недавно напали и кастрировали.
Используя машину и средства Александры, Ченс пытается доказать городу, что он успешен, но его старые друзья разоблачают его блеф и видят в нем того, кем он стал. Тем временем Александра получает известие о том, что критика, от которой она бежала, на самом деле является похвалой и что ее возвращения ждут на сцене. Ченс верит, что он поднимется с ней на вершину, но Александра не желает, чтобы жиголо запятнал ее доброе имя. Когда молодость ушла, Ченс не знает, как жить дальше. Хотя она не будет рекомендовать его для работы в Голливуде, Александра убеждает его продолжать сопровождать ее, но он решает остаться и принять свое неизбежное падение в Сент-Облаке.
История производства
До Бродвея
Уильямс начал работу над пьесой осенью 1959 года, назвав ее сначала Врагом времени. Как Сладкоголосая птица юности, в стадии разработки находилась пробная постановка с Таллулой Бэнкхед в главных ролях и Робертом Дривасом в Корал-Гейблз, Флорида, режиссер Джордж Китли[2] в его Studio M Playhouse в 1956 году[3][4] которая началась до того, как агент Уильямса Одри Вуд узнала, что у него есть новая пьеса.[5] Элия Казан видел это.[6] Казан и Шерил Кроуфорд были «причастны к тайне и обратились к Одри с просьбой разрешить им продюсировать и срежиссировать новую пьесу».[5]
Бродвей
Оригинальная постановка Шерил Кроуфорд открылась 10 марта 1959 года в театре Мартина Бека в Нью-Йорке. Режиссер Элиа Казан, в фильме снялись Пол Ньюман, Джеральдин Пейдж, Сидни Блэкмер, Мадлен Шервуд, Дайана Хайланд, Логан Рэмси и Рип Торн. Брюс Дерн также сыграл небольшую роль. Постановка была номинирована на три премии «Тони», включая лучшую женскую роль за роль Пейдж. Спектакль шел более года и насчитывал 375 представлений.[7]
29 декабря 1975 года в театре Харкнесса открылось возрождение в постановке режиссера Эдвина Шерина с Кристофером Уокеном в роли Чанса Уэйна и Ирен Уорт в роли принцессы Космонополиса в главных ролях. Уорт получила в 1976 году премию «Тони» за лучшую женскую роль.[8]
Постановку планировалось открыть в 2011 году с Дэвидом Кромером режиссером и Скоттом Рудином в качестве продюсера. В 2012 году постановка была показана в театре Гудмана с большим успехом, с Дайан Лейн в главной роли.[9]
Лондон
Спустя 26 лет Сладкоголосая птица юности появилась в лондонском Вест-Энде. Он открылся 8 июля 1985 года в театре Хеймаркет в постановке режиссера Гарольда Пинтера и представлен импресарио Дугласом Урбански; в нем снялись Лорен Бэколл и Майкл Бек с Джеймсом Граутом и Дэвидом Каннингемом. Позже это производство было перенесено в Лос-Анджелес под руководством Майкла Блейкмора.
Пьеса вернулась на лондонскую сцену 1 июня 2013 года в постановке в «Олд Вик» режиссера Марианны Эллиот с Ким Кэтролл в роли Дель Лаго и Сетом Нумричем в роли Чанса.
Чичестер
Спектакль был возрожден в 2017 году в Чичестерском фестивальном театре, который пройдет со 2 по 24 июня. Режиссер Джонатан Кент, в фильме снялась Марсия Гэй Харден в роли Александры дель Лаго / Принцессы Космонополиса и Брайан Дж. Смит в роли Ченса Уэйна. Среди коллег были Эмма Амос и Ричард Кордери.[11]
Адаптации к фильмам и телевидению
- художественный фильм 1962 года
В 1962 году по пьесе был снят художественный фильм с Полом Ньюманом, Джеральдин Пейдж, Ширли Найт, Мадлен Шервуд, Эдом Бегли, Рипом Торном и Милдред Даннок в главных ролях. Фильм был адаптирован и поставлен режиссером Ричардом Бруксом.[12][13] Экранизация получила три номинации на премию «Оскар», все за актерскую игру: Джеральдин Пейдж за лучшую женскую роль, Ширли Найт за лучшую женскую роль второго плана и Эда Бегли за лучшую мужскую роль второго плана, которую он выиграл.[14]
- Телевизионная версия 1989
«Сладкголосая птица юности» был снят для телевидения в 1989 году режиссером Николасом Рогом с Элизабет Тейлор, Марком Хармоном, Валери Перрин, Ронни Клэр Эдвардс, Шерил Пэрис, Кевином Гиром и Рипом Торном в главных ролях. Он был адаптирован Гэвином Ламбертом.
В популярной культуре
- В фильме Роберта Земекиса «Смерть ей к лицу» (1992) главная героиня Мэдлин Эштон (которую играет Мэрил Стрип) изображена как звезда неудачной бродвейской музыкальной адаптации » Сладкой птички молодости» под названием «Певчая птичка!».[15],,,
- Песня «Сладкая птица истины» рок-группы The The является отсылкой к пьесе Теннесси Уильямса.
- Ссылка на пьесу Теннесси Уильямса (а также на Уильямса) была написана Берни Топином в его тексте к песне Элтона Джона «Lies» из альбома Джона 1995 года «Сделано в Англии».
- Греческий композитор Элени Караиндру написала эпизодическую музыку к пьесе (2016-17)
Сладкая птица молодости — американский драматический фильм 1962 года с Полом Ньюманом, Джеральдин Пейдж, Ширли Найт, Мадлен Шервуд, Эдом Бегли, Рипом Торном и Милдред Даннок в главных ролях. Основанный на одноименной пьесе Теннесси Уильямса 1959 года, он посвящен отношениям между бродягой и увядшей кинозвездой. Фильм был адаптирован и поставлен режиссером Ричардом Бруксом.[1][2][3]
Фильм получил премию «Оскар» за лучшую мужскую роль второго плана (Эд Бегли) и был номинирован на лучшую женскую роль второго плана (Джеральдин Пейдж) и лучшую женскую роль второго плана (Ширли Найт). Киноверсия была переработана, и Ченс стал бродягой, а не жиголо по найму. Концовка также была сильно изменена по сравнению с откровенной сценой нанесения сексуальных увечий, изображенной в заключении оригинальной сценической версии.
Сладкоголосая птица юности (также известный как Теннесси Уильямс Сладкоголосая птица юности) в 1989 американский сделанный для телевидения фильм драма Режиссер Николас Роугв главных ролях Элизабет Тейлор и Марк Хэрмон.[1] Адаптированный по одноименной пьесе 1959 года Гэвина Ламберта, он фокусируется на отношениях между бродягой и увядшей кинозвездой.
Сюжет
После неудачной попытки добиться успеха в киноиндустрии, бродяга Ченс Уэйн решает уехать, чтобы вернуться в свой родной город. Угасающая кинозвезда Александра Дель Лаго состоит в третьем браке. Ее последний муж — принц, и теперь она носит титул принцессы. В ужасе от собственных крупных планов в своем последнем фильме она сбегает с Шансом. Она употребляет алкоголь и наркотики, чтобы заглушить боль от старения. Вернувшись в свой родной город, Ченс стремится возобновить роман с Небесной Финли, дочерью местного политического босса.[2][3]
В ролях
- Элизабет Тейлор в роли Александры Дель Лаго, принцессы Космонополиса
- Марк Хармон в роли Ченса Уэйна
- Валери Перрин в роли мисс Люси
- Кевин Гир в роли Тома Джуниора
- Сеймур Кассель в роли Хэтчера
- Ронни Клэр Эдвардс в роли тети Нонни
- Шерил Пэрис в роли Небесного Финли
- Рип Торн в роли босса Финли
«Сладкоголосая птица юности». История постановки
В 1975 году первой актрисе МХАТа Ангелине Степановой исполнялось 70 лет. У Олега Ефремова, недавно возглавившего театр, не слишком ладились с ней отношения. Он решил предложить Степановой роль к юбилею, но не мог найти пьесу и как-то обратился к Виталию Вульфу. Тот вспоминал: «Ефремов спросил: „Помнишь ту зарубежную пьесу, которую ты переводил то ли для Сухаревской, то ли для Бабановой? Найди ее, покажем Степановой. Может быть, ей понравится“».
Это была «Сладкоголосая птица юности» американца Теннесcи Уильямса, которого в СССР, по понятным причинам, на официальном уровне не жаловали. Но Ангелине Иосифовне неожиданно пьеса понравилась. История отношений стареющей голливудской дивы и молодого жиголо захватила Степанову. К тому же и наряды для ее героини предполагались отменные.
Режиссёром спектакля стал Всеволод Шиловский, Ефремов — руководитель постановки. Министерские чиновники были не в курсе, репетировать начали без утверждения пьесы. И едва за это не поплатились. Отстаивать и «пробивать» уже готовый спектакль с «не нашими ценностями» пришлось самой Ангелине Степановой — лауреату Сталинской премии, члену компартии с 52-го года и парторгу МХАТ. Ей отказать не могли. Так история принцессы Космонополис и предприимчивого мистера Уэйна была сыграна на сцене МХАТа и открыла двери советского театра для этой пьесы Уильямса.
- Телеверсия спектакля «Сладкоголосая птица юности» и рассказ Григория Заславского о постановке, Культура.РФ, 11.05.2020
- Ангелина Степанова. Большая роль., Виталий Вульф, “L’Officiel”. Русское издание. № 43, 12.2002