Сэмюэл Осмонд Барбер II (9 марта 1910 – 23 января 1981) — американский композитор, пианист, дирижер, баритон и музыкальный педагог, один из самых знаменитых композиторов 20-го века. Музыкальный критик Донал Хенахан сказал: «Вероятно, ни один другой американский композитор никогда не пользовался таким ранним, таким стойким и таким продолжительным признанием». В основном под влиянием девятилетнего изучения композиции у Росарио Скалеро в Институте Кертиса и более чем 25-летнего обучения у своего дяди, композитораСидни Гомер, музыка Барбера обычно избегала экспериментальных тенденций музыкального модернизма в пользу традиционного гармонического языка 19-го века и формальной структуры, включающей лиризм и эмоциональное выражение. Тем не менее, после 1940 года он принял элементы модернизма в некоторых своих композициях, таких как усиленное использование диссонанса и хроматизма в Концерте для виолончели (1945) и «Танце мести Медеи» (1955); и использование тональной двусмысленности и узкого сериализма в его фортепианной сонате (1949)»Молитвы Кьеркегора» (1954) и «Ноктюрн» (1959).

Барбер был искусен как в инструментальной, так и в вокальной музыке. Его произведения пользовались успехом на международной сцене, и многие из его композиций быстро вошли в канон классического исполнения. В частности, его Адажио для струнных (1936) заслужило постоянное место в репертуаре оркестровых концертов, как и адаптация этого произведения для хора «Агнус Деи» (1967). Он дважды получал Пулитцеровскую премию в области музыки: за оперу «Ванесса» (1956-57) и за Концерт для фортепиано с оркестром (1962). Также широко исполняется его «Ноксвилл: лето 1915 года» (1947), постановка для сопрано с оркестром на прозаический текст Джеймса Эйджи. На момент смерти Барбера почти все его композиции были записаны. Многие из его композиций были заказаны или впервые исполнены такими известными группами и артистами, как Бостонский симфонический оркестр, Филадельфийский оркестр, Нью-Йоркский филармонический оркестр, Метрополитен-опера, Владимир Горовиц, Элеонора Штебер, Рая Гарбоусова, Джон Браунинг, Леонтина Прайс, Пьер Бернак, Франсис Пуленк и ДитрихФишер-Дискау.

В то время как Барбер сочинил значительную часть чисто инструментальной музыки, две трети его сочинений составляли художественные песни для голоса и фортепиано, хоровая музыка и песни для голоса и оркестра. Некоторые из его наиболее часто исполняемых песен включают как сольную, так и хоровую версии «Sure on this shining night» (сольная версия 1938 года и хоровая версия 1961 года) на текст Эйджи, а также цикл песен «Песни отшельника» (1953) с анонимными текстами ирландских монахов с VIII по XIII века. Этот акцент на вокальном материале был обусловлен его собственной короткой карьерой профессионального баритона в возрасте 20 лет, которая вдохновила его на всю жизнь любить вокальную музыку. В 1935 году Барбер записал собственную постановку песни Арнольда «Пляж в Дувре» для NBC, аккомпанируя собственному певческому голосу, а также еженедельно появлялся на радио NBC в 1935-1936 годах, исполняя песни немецких лидеров и артистов. Он также время от времени дирижировал выступлениями и записывал свои произведения с симфоническими оркестрами в 1950-х годах, а в 1939-1942 годах преподавал композицию в Институте Кертиса.

Барбер состоял в отношениях с композитором Джаном Карло Менотти более 40 лет. Они жили в Каприкорне, доме к северу от Нью-Йорка, где часто устраивали вечеринки с академическими и музыкальными светилами. Менотти был либреттистом Барбера для двух из трех его опер. Когда их отношения закончились в 1970 году, они оставались близкими друзьями до самой смерти Барбера от рака в 1981 году.

Барбер родился в Уэст-Честере, штат Пенсильвания, в семье Маргарет Маклеод (урожденной Битти) и Сэмюэля Ле Роя Барбера. Он родился в обеспеченной, образованной, общительной и уважаемой американской семье. Его отец был врачом; его мать была пианисткой англо-шотландско-ирландского происхождения, чья семья жила в Соединенных Штатах со времен Американской войны за независимость. Его тетя по материнской линии, Луиза Гомер, была ведущим контральто в Метрополитен-опера; его дядя, Сидни Гомер, был композитором американских художественных песен. Известно, что Луиза Гомер повлияла на интерес Барбера к вокалу. Через свою тетю Барбер познакомился со многими великими певцами и песнями. Сидни Гомер был наставником Барбера более 25 лет и оказал глубокое влияние на его композиционную эстетику.

В очень раннем возрасте Барбер глубоко заинтересовался музыкой, и было очевидно, что у него большой музыкальный талант и способности. Он начал учиться игре на фортепиано в возрасте шести лет, а в возрасте семи лет сочинил свое первое произведение «Грусть», сольную фортепианную пьесу из 23 тактов до минор. Несмотря на интерес Барбера к музыке, его семья хотела, чтобы он стал типичным экстравертированным, спортивным американским мальчиком. Это означало, в частности, что они поощряли его игру в футбол. Однако Барбер ни в коей мере не был типичным мальчиком, и в возрасте девяти лет он написал своей матери:

Дорогая мама, я написал это, чтобы рассказать тебе свою тревожную тайну. Не плачь, когда будешь это читать, потому что в этом нет ни твоей, ни моей вины. Полагаю, мне придется рассказать это сейчас без всякой ерунды. Начнем с того, что я не должен был быть спортсменом [так в оригинале]. Я должен был стать композитором и, я уверен, им стану. Я спрошу вас еще об одной вещи.—Не проси меня попытаться забыть эту неприятную вещь и пойти поиграть в футбол.—Пожалуйста—Иногда я так сильно беспокоюсь об этом, что это сводит меня с ума (не очень).

В возрасте 10 лет Барбер написал свою первую оперетту «Розовое дерево» на либретто семейного повара. В возрасте 12 лет он стал органистом в местной церкви. В возрасте 14 лет он поступил на программу для молодых артистов в Институте музыки Кертиса в Филадельфии, где в конечном итоге провел десять лет, развивая свои таланты в качестве тройного вундеркинда в композиции, вокале и фортепиано. Во время своего первоначального обучения в Кертисе он одновременно посещал и окончил среднюю школу Уэст-Честера (ныне средняя школа Уэст-Честер-Хендерсон), во время которой он создал альма-матер своей школы, которая используется до сих пор.

«Ванесса» — американская опера в трех (первоначально четырех) действиях Сэмюэля Барбера, опус 32, на оригинальное английское либретто Джана Карло Менотти. Она была написана в 1956-1957 годах и впервые была исполнена в Метрополитен-опера в Нью-Йорке 15 января 1958 года под управлением Дмитрия Митропулоса в постановке Сесила Битона и режиссера Менотти. Барбер переработал оперу в 1964 году, сократив четырехактную версию до трехактной, наиболее часто исполняемой сегодня.

История исполнения

Для премьеры «Метрополитен» Сена Юринак была приглашена исполнить заглавную партию. Однако она отменила показ за шесть недель до премьеры, и ее заменила Элеонора Штебер, которая долгое время играла эту роль самостоятельно. В роли Эрики, племянницы Ванессы, была Розалинд Элиас, тогда молодая меццо-сопрано. Николай Гедда исполнил партию влюбленного Анатоля, меццо Регина Резник исполнила баронессу, мать Ванессы, а бас Джорджо Тоцци исполнил старого доктора. Это была первая американская опера за 11 лет, которую увидели в труппе, и только 20-я за 73 года.

Премьера «имела безоговорочный успех у зрителей, а также у многих критиков, хотя они были несколько сдержанны в своих суждениях. Однако критик «Нью-Йорк Таймс» ГовардТаубман сказал о последнем квинтете, что это «… полномасштабная постановка, которая несет в себе эмоциональный заряд, и это было бы заслугой любого композитора в любом месте сегодня «. Другие отчеты подтверждают это, и он выиграл БарберПулитцеровская премия. Оригинальная постановка была показана на Зальцбургском фестивале в том же году, что стало первым представлением в Европе. В Европе, однако, она встретила более холодный прием.

Декорации Сесила Битона были уничтожены пожаром в 1973 году. После долгого периода нескольких возрождений, одно из которых было в 1988 году в Оперном театре Сент-Луиса, Вашингтонская национальная опера (в совместной постановке с Далласской оперой) возродила произведение в 1995 году, используя переработанную и более компактную версию 1964 года. Элизабет Холлек исполнила заглавную партию.

Кири Те Канава исполнила заглавную партию в трех возрождениях, первое из которых было представлено Оперой Монте-Карло в 2001 году, второе в 2002 году в Вашингтонской национальной опере и третье в 2004 году (в то время, описываемое как ее прощание с оперной сценой) в Лос-Анджелесском Опера.

Во всех трех постановках роль баронессы исполняла Розалинд Элиас, которая пела Эрику на премьере 1958 года. На 50-летнем юбилейном возрождении Нью-Йорк Сити Опера в ноябре 2007 года она снова была представлена в этой роли, а Лорен Флэниган исполнила главную роль.

Основные моменты партитуры включают сцену сопрано и арию Он пришел, он пришел!…Не произноси ни слова (записано Леонидой Прайс, Робертой Александер и Рене Флеминг), меццо-ария Неужели зима наступит так скоро?(записана Денисом Грейвсом и Робертой Александер), и квинтет в последнем акте «Уйти, сломаться».

Во многих печатных изданиях говорится, что либретто Джана Карло Менотти основано на произведении Исака Динесена (псевдоним Карен Бликсен), которое по-разному описывается как «рассказ» или «новелла». Однако эта история не встречается ни в одном из произведений Исака Динесена. Есть свидетельства того, что Сэмюэль Барбер читал «Семь готических сказок» Бликсена, и ошибка в правильном источнике, возможно, возникла из заявления Менотти и Барбера о том, что опера воспроизвела «атмосферу» «Семи готических сказок» Исака Динесена.»Менотти вспоминал:»Я писал либретто для Сэма, а Сэм, по сути, романтическая личность …» Менотти был «вдохновлен рассказами Исака Динесена, в частности ее Семью готическими рассказами.Он сказал: «Я почувствовал эту атмосферу… получилась бы замечательная опера».

Бликсен присутствовала на премьере оперы, но в середине представления сослалась на болезнь и покинула театр. Ее секретарь написал, что Барбер был «расстроен» преждевременным уходом Бликсена из оперы. Бликсен не давал публичных комментариев.

Вебинар состоится 14 апреля 2023 года. Ведущие Ирина Дедюхова и Наталья Иванова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//