24.02.2012 г.
Про народ, пинжаки с карманами и змею-скарапею
…а скоротать время нам поможет давно назревавшее продолжение неиссякаемой темы, затронутой в статье «Немного о моем народе«.
При любых результатах голосования и на этот раз довольных не будет, поскольку среди ярых сторонников разных кандидатов и партий — заранее идет драка за разрешение митингов, назначаемых ими сразу же на 5 марта. Как показывает обсуждение предстоящих выборов, никто не уверен, что народ проголосует «правильно». И чем ближе к дате голосования, тем чаще мы слышим хорошо знакомые претензии по поводу «дебилизма» нашего народа.
Наверно, стоит поговорить о том, что же это у нас за народ, взяв за основу ту визуализацию, которую давали в этот период признанные мастера русской прозы. Сегодня речь пойдет о романе Юрия Арабова «Чудо», по которому в 2009 году был снят одноименный фильм.
Сразу замечу, что интерес именно к этой вещи у меня… чисто практический, поскольку весь роман Юрия Арабова — явно навеян эпизодами моего романа «Армагеддон №3». К тому же в романе, основная линия действия которого происходит на железной дороге, есть и одноименная глава «Чудо», в которой рассматриваются совершенно другие отношения матери и дочери.
Лысая девочка изредка глядела на мать, взгляд которой полностью затуманился. Она тихо рассказывала Марине, как в Москве, куда они все-таки выпросили, Христа ради, в своем центре направление, у них то появлялась надежда, то гасла опять. После первого сеанса химиотерапии они сходили в фотоателье, чтобы успеть сфотографировать Леночку с роскошными светлыми кудрями, которые сразу же стали покрываться мертвенным блеском. Карточку решили вклеить и в паспорт. Леночка должна еще успеть получить его весной. У них там такие дружные были ребята! Господи, как же они любили друг друга! Как они поддерживали друг друга перед… перед смертью…
Денег на гостиницу не было, а с вокзала выгоняли. Это понятно, все милиционеры почему-то по ее лицу думали, что она террористка, пакеты проверяли, апельсины даже проверяли. А ехать к двоюродной сестре в Коломну было неловко. У той своих заморочек с мужем хватало. Но один раз очень захотелось спать, поэтому она поехала к сестре, а на следующий день к обходу заведующей не успела. И заведующая отделением сама все Леночке сказала, без нее. Понятно, им надо было место Леночкино освобождать. Понятно, мест нынче не хватает. А ту, новую девочку, может быть, еще и спасут. Только не надо было бы Леночке в лицо такое говорить. Она сама бы что-то придумала… Что-нибудь…
От Елоховской церкви открыли у них в центре молельню. Они тоже туда ходили с Леночкой. Да лучше бы не заходили! Молодые родители привели туда трехлетнюю девочку. Лысую, конечно. Батюшка спрашивает: «Как тебя зовут, девочка?» А младенчик серьезно так отвечает: «Елизавета!» За что же детям-то такое? Леночка говорит: «Мама! Я-то хоть еще пожила!» Это она-то пожила! Это же прямо война какая-то! Только денег воевать совсем нет. Вот и квартиру пришлось заложить. В августе надо деньги отдавать, но с работы пришлось уволиться, так что…
— Мама! Где же ты жить будешь? — с болью в голосе спросила ее дочь.
— А зачем мне где-то жить? — шепотом, сквозь прорвавшиеся слезы, вскинулась на нее мать. — Зачем мне без тебя жить? Тебе фрукты нужны! А ты не ешь ничего! Кушай, раз тебе тетя яблоко подает! Ради меня кушай!
Конечно, чтобы народ не подумал о себе чего-то лишнего, фильм, немедленно с треском провалившийся в прокате, поставили по пережеванному и переваренному Юрием Арабовым кусочку моей прозы. Понятно, что каждый понимает прочитанное по-своему, а некоторые, даже не дожевав, считают, что и вовсе жевали «свое собственное». Общественное признание и широкая известность в узких кругах дают им на это полное право. По большому счету, конечно, плевать на меня, на мои чувства, на мой труд. Но зачем же при этом плевать и на народ, раз берешься как бы творить для него свои образы?..
Юрий Арабов родился 25 октября1954 в Москве. В 1980 году окончил ВГИК (мастерская Н. Н. Фигуровского и Е. С. Дикого).
Дебютировал в кинематографе фильмом «Одинокий голос человека» (1978, вышел на экраны в 1987). Постоянный соавтор Александра Сокурова, сценарист одиннадцати его лент. Не раз обращался к сюжетам «серебряного века» и эпохи модерн. Общеизвестный пример — мистический триллер «Господин оформитель» (1988).
Один из организаторов неформального клуба «Поэзия» в Москве (1986), выпустил несколько поэтических сборников, среди которых «Автостоп», «Ненастоящая сага», «Простая жизнь», «Воздух». Как поэт позиционируется метаметафористом (см. «Метаметафора»).
С 1992 года совместно с Татьяной Дубровиной ведет мастерскую драматургии во ВГИКе, с 1994 года заведует кафедрой кинодраматургии. В разное время студентами его мастерской являлись Нана Гринштейн, Дмитрий Соболев, Денис Родимин, Гиви Шавгулидзе, Михаил Дурненков.
Написал сценарии к 20-ти кинофильмам. Является автором сценария также телевизионных проектов: «Дело о «Мертвых душах», «Доктор Живаго», «Завещание Ленина».
В 2008 году по сценарию Юрия Арабова режиссёр Кирилл Серебренников поставил фильм «Юрьев день», удостоенный призов на международных кинофестивалях. В 2009 году по роману «Чудо» режиссёром Александром Прошкиным была поставлена одноименная картина, получившая приз «Серебряный Георгий» на 31-м Московском Международном кинофестивале.
Посмотришь на такую биографию… и понимаешь, что свою биографию и поставить-то рядышком стыдно. Ну, что, рассказать, как из тебя всю жизнь разные мужички «змея запускали» по случаям, в которых в чем-то была уж несколько качественнее этого обласканного судьбою господина?..
Но только стоит ли предъявлять претензии к народу, который в целом у нас получил судьбы наравне со мной-любимой, если все это время его образ в официально превозносимой русской литературе был опущен до такого уровня?..
А Танька снова зашла в закуток.
– Идешь, что ли? – сказала она нетерпеливо. – Сейчас уж Николай будет!
– Обещал к семи, задержался, значит…
Клавдия Ивановна застегнулась на все пуговицы и вышла из своего укрытия.
Юрием Арабовым творится своя легенда — поверх известного народного сказания «Стояние Зои», вошедшего в наше время в изустное творчество. И как-то получается, что в сказании наш народ стремится к Вере, воспринимая свою жизнь, достойной дарованного Чуда.
Елизавета Константиновна Фофанова, духовная дочь старца, однажды спросила отца Серафима: «Батюшка, это вы взяли икону у Зои?» Он ей ответил: «Зачем вам это знать? Не спрашивайте меня больше об этом».
Близкая духовная дочь спросила отца Серафима: «Батюшка, это вы были в Куйбышеве и взяли икону из рук Зои, сотворив чудо?» Старец ответил: «Деточка моя, чудеса творит Бог, а мы, недостойные, по молитвам нашим получаем».
А у Юрия Арабова и само Чудо — как наказание, кара оскотинившемуся народу за его мерзкую жизнь без «достижений культуры», к которым он как бы от широты душевной «приобщает народ».
Думаю, каждый в этом случае волен сделать выбор — что читать и что смотреть, какой легенде… доверить душу. Ведь поверив во что-либо, мы вкладываем в эту веру душу. Стоит лишь поверить, что мы живем среди «дебилов и скотов», которым и самарская легенда не явилась назиданием, а частные дорогостоящие морали Юрия Арабова не принесли особой пользы — как опустим и собственную душу до скотского состояния.
…Всем бы нам надо бы постоять с прижатой намертво иконой, чтобы продумать, сколько же грязи и напраслины вылито на наш народ. Для меня таким «стоянием Зои» было изучение народного православного творчества в период подготовки Романа «Армагеддон №3».
И я не могу высказать ни одной претензии к народу на уровне Юрия Арабова, поскольку на личном опыте знаю, как может наш народ подставить в трудную минуту свое плечо, заложив последний «пинжак с карманами».
Большинство несчастий моего народа состоит в том, что сидящие на его шее господа так и считают, что могут кормиться за его счет по причине своей особой «прогрессивности» и «интеллигентности»… нисколько не считаясь с мнением самого народа. И мне очень повезло, что я ничем особым из народа никогда не выделялась, а в своей биографии могу поставить всего одну строчку «жила вместе с народом».
Перед просмотром очередного фильма Ogurcova TV «Стояние Зои», на который не было потрачено ни одной копейки бюджетных средств, создание которого не было поддержано ни одним министерством и ведомством, — прошу прощения у Юрия Арабова за то, что в фильме постоянно переиначиваю его фамилию на «Арбатов». Это произошло не по причине моего злого умысла и не в качестве мелкой мести за то, что он вольным образом перелицевал сюжет моего «Чуда». Но прошу прощения только за это, остальное сказанное в его адрес — останется в силе навсегда.
— Вам пора, — мягко повторил Седой.
Да, именно потому, что Юрий Арабов обделил своего читателя чудом, осквернил и растоптал это чудо, измазал его нынешней грязью сиюминутной политической конъюнктуры… все сказанное в фильме он должен был сам… давным-давно услышать голосом своей совести. Но как раз к своей совести он оказался глух, раз взялся карать народ в виде некой «общественной совести», расположенной на безопасном расстоянии от нашего «дикого народа».
А ведь это… всего лишь литература! Как просто, казалось бы, сотворить здесь для читателя свое маленькое чудо… не уничтожая его душу навсегда, не лишая надежды и утешения…