Японская музыка основывается не на определённом математическом отсчёте, а на интервалах человеческого дыхания. Японцы все таинственные магические ритуалы сопровождали музыкой, которая являлась существенным дополнением любых национальных обрядов.
В стародавние времена в Японии дворцовая музыка объединялась под названием гагаку. Правда, многие старинные мелодии утратили, их не удалось сохранить, так как в Японии не существовала система нотных записей, музыкальные произведения передавались из поколения в поколение.
До эпохи Мэйдзи (когда в Японию стали проникать европейские модели нотных записей) лишь использовали некую систему обозначений в виде линий, всевозможных фигурок и знаков, которые символизировали струны, указывали на нужный темп исполнения, и определяли характер того или иного произведения.
Народные музыкальные инструменты в Японии использовали и используют для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения, их использовали мастера дзэн для исполнения медитативных мелодий.
Национальные музыкальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку и даже в современном искусстве.
Бива
Бива (яп. 琵琶) — национальный японский инструмент. Термин бива объединяет ряд японских музыкальных инструментов лютневого семейства. В Японии издавна получили распространение (упоминаются в письменных источниках VIII века) две разновидности бива — гакубива и гогэнбива.
Гакубива — инструмент грушевидной формы с короткой шейкой, на которой расположены 4 лада, и отогнутой назад головкой, снабжённой четырьмя колками для настройки четырех струн из шёлка. Настройка согласуется с шестью ладотональностями классической японской музыки гагаку. Длина — 122 см, ширина — 41 см. Звук извлекается при помощи плектра (18 см), для предохранения деки от ударов плектра поперёк её центральной части наклеивается широкая кожаная лента, обычно чёрного цвета.
В дальнейшем возник ряд новых разновидностей бива (сасабива, хэйкэбива, сацумабива), использующихся для аккомпанемента при пении буддийских притч и военных сказаний. В XIX веке появилась последняя разновидность этого типа инструментов — тикудзэнбива.
Кото
Ко́то (яп. 琴) или японская цитра — японский щипковый музыкальный инструмент. Кото наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и лютней сямисэном относится к традиционным музыкальным японским инструментам.
Сходные инструменты характерны для культуры Кореи (каягым) и Китая (цисяньцинь).
История кото как японского музыкального инструмента насчитывает более тысячи лет. Он был завезён в Японию из Китая в период Нара (710—793 гг. н. э.) в качестве инструмента для дворцового оркестра и использовался в музыке гагаку (雅楽). Своего расцвета кото достиг в эпоху Хэйан, как неизменный атрибут аристократического образования и времяпрепровождения. Одной из самых известных пьес написанных специально для кото является созданная в XVII веке слепым мастером Яцухаси Кэнгё композиция «Рокудан-но сирабэ» (яп. 六段の調べ, «Музыка шести ступеней»). На кото играют с помощью накладных ногтей-медиаторов (котодзумэ, яп. 琴爪), надевающихся на большой, указательный и средний пальцы правой руки. Лады и тональности настраиваются с помощью струнных подставок (мостов) непосредственно перед началом игры. Игра на кото является одним из традиционных японских национальных видов искусства, получивших распространение, прежде всего, при императорском дворе. Однако и сегодня этот инструмент пользуется большой популярностью. Благодаря своей пластичности кото находит применение в современной японской музыке и способствует её развитию.
Сякухати
Сякухати (яп. 尺八) — продольная бамбуковая флейта, пришедшая в Японию из Китая в период Нара. Китайское название флейты — сяо (дунсяо).
На сегодняшний день существует около двадцати разновидностей сякухати. Стандартная длина флейты — 1,8 японских футов (что составляет 54,5 см). Это определило само японское название инструмента, так как «сяку» — значит «фут», а «хати» — «восемь». Инструмент имеет особый, неповторимый звук, который может в значительной степени меняться по желанию играющего мелодию. Это свойство использовалось мастерами дзэн для исполнения медитативных мелодий (практика суйдзэн). Кроме того, флейта имела распространение среди крестьян, так как была простым в изготовлении инструментом и подходила для исполнения народных мелодий.
По конструкции и звукоизвлечению сякухати аналогична андской кене: для извлечения звука музыкант приставляет верхний конец флейты к губам и направляет поток воздуха на клин.
В настоящее время принято выделять три основных школы (стиля) игры на сякухати: тодзан (тодзан-рю, яп. 都山流), основанная Накао Тозаном (1876—1956), кинко (кинко-рю, названная в честь основателя Куросава Кинко (1710—1771) яп. 琴古流), и мёан (мёан-рю, яп. 明暗流), связанная с храмом Мёандзи в городе Киото. Образовалась немедленно после разгона секты Фуке в целях продолжения традиции хонкёку. Её основателем считается Одзаки Синрю (1820—1888).
Сямисен
Сямисэ́н (яп. 三味線 букв. «три струны»), также сангэн; устар. сямизен, сямисен), — японский щипковый трёхструнный музыкальный инструмент. Ближайший европейский аналог сямисэна — лютня. Сямисэн наряду с флейтами хаяси и сякухати, барабаном цудзуми и цитрой кото относится к традиционным музыкальным японским инструментам.
Сямисэн появился в Японии примерно в XV-XVI веках. Предшественник сямисэна — сансин(яп. 三線), на котором играли в королевстве Рюкю, в то время ставшем префектурой. Сансин, в свою очередь, происходит от китайского инструмента саньсянь, произошедшего из центральноазиатских инструментов. В отличие от Европы, где традиционные/старинные инструменты не пользуются большим вниманием, сямисэн и другие национальные инструменты в Японии широко известны и любимы. Популярность обусловлена не только уважением японцев к своей культуре и истории, но и использованием национальных инструментов, в частности — сямисэна, в традиционном японском театре — прежде всего в театре Кабуки и Бунраку. Обучение игре на сямисэне входит в программу обучения майко — будущих гейш.
Сямисэн также был важнейшим инструментом для странствующих слепых музыкантов годзэ, которые появились в начале правления сёгуната Токугава.
Существуют несколько разновидностей инструмента которые отличаются друг от друга толщиной грифа. Инструменты с узким грифом называются хосодзао (細棹) и используется в основном в музыке нагаута (長唄). Инструмент с грифом средней толщины называется тю:дзао (中棹) и используется в таких музыкальных жанрах как киёмото (清元), токивадзу(常磐津), дзиута (地唄) и т. д. На севере Японии, особенно в районе Цугару (западная часть префектуры Аомори) используется отдельная разновидность сямисэна с толстым грифом цугару-дзямисэн (津軽三味線), игра на котором требует особой виртуозности. Цугару-дзямисэн с самым толстым грифом называется футодзао (太棹) и используется в дзёрури(浄瑠璃). Изготовляется сямисэн из дерева твёрдых пород (красное дерево используется для изготовления дорогих инструментов). Корпус обтягивается кошачьей (у цугарудзямисэн — собачьей) кожей. Играют на сямисэне большим плектром «бати», который изготовляется из таких материалов как: дерево, слоновая кость, панцирь черепахи, буйволиный рог, пластик. Бати для нагаута и дзиута — почти правильные треугольники, с очень острыми краями. Цугарудзямисэн предполагает меньший по размерам плектр, более напоминающий лист дерева гинкго. Струны изготавливаются из шелка, нейлона и тетлона. Обучение игре на сямисэне в стиле коута (小唄) «короткая песня» входит в программу обучения майко — будущих гейш. Название контрастирует с жанром музыки для бунраку и кабуки – нагаута(長唄) (длинная песня). Самый известный и самый сложный из стилей исполнения – гидаю, названный в честь Такэмото Гидаю (1651-1714), деятеля кукольного театра бунраку из Осака. Инструмент и плектр гидаю самые большие, а сам гидаю является одновременно и певцом и комментатором происходящего на сцене. Работа сказителя настолько сложна, что в середине представления гидаю сменяется. Сказитель должен абсолютно точно знать текст и мелодию. С XIX века появились и онна-гидаю, женщины-сказительницы.
Использование в современной музыке
Сямисэн из-за специфического звучания часто используется для усиления «национального» звучания в некоторых японских фильмах и аниме (примерно как в России балалайка). Так, сямисэн звучит в звуковом сопровождении аниме-сериала Naruto, Puni Puni Poemi. Агацума Хиромицу играет в стиле New Age. Его используют представители европейского музыкального авангарда (например, Анри Пуссёр). Довольно популярны композиции в исполнении Братьев Ёсида, сямисэн у них звучит как электрогитара. Митиро Сато исполняет на сямисэне импровизации, а джазовый пианист Гленн Хориути вставлял в свои композиции фрагменты игры на сямисэне. Гитарист Кевин Кметц возглавляет калифорнийскую группу «Бог сямисэна», в которой играет на цугару-дзямисэне. Братья Ёсида исполняют музыку в традиционном для севера Японии стиле Цугару-дзямисэн с добавлением барабанов и синтезаторов.
Интересные факты
В фильме «Затойчи» Такэси Китано гейша прячет оружие для убийств в сямисэне.
В аниме «Shugo Chara» Фудзисаки Надэсико/Нагихико изменяет характер после звуков сямисэна — «чин, тон, сян».
В аниме/книге «Меланхолия Харухи Судзумии» Харухи Судзумия назвала кота «Сямисэн».
Тайко
Тайко — семейство барабанов, используемых в Японии. Тайко (яп. 太鼓) обозначает «большой барабан».
Вероятнее всего, эти барабаны были завезены из Китая или Кореи между III и IX веками, а после IX века изготавливались местными мастерами. Их использовали в синтоизме, при поклонении богу ветра Сусаноо. Они используется и по сегодняшний день как в народной, так и в классической музыке.
Барабаны Японии носят общее название тайко, по конструкции они делятся на две большие группы: бë-дайко (яп. 鋲太鼓 бё:дайко), у которого мембрана жёстко закреплена гвоздями без возможности настройки, и cимэ-дайко (яп. 締め太鼓), которые можно настроить при помощи шнуров или винтов. Корпус барабана выдалбливают из цельного куска твёрдой древесины. На тайко играют палочками под названием бати (яп. 撥?).
К бё-дайко относятся о-дайко (яп. 大太鼓 о:дайко) и ко-дайко (яп. 鋲太鼓). С помощью шнуров настраиваются да-дайко, ни-дайко, какко, ута-дайко и цудзуми.
Под тем же названием известны музыкальные ансамбли барабанщиков, являющиеся национальным символом Японии. Особо популярны они стали в 1970е годы, когда группы барабанщиков стали выступать на площадках вне Японии. Они выражали дух самураев: дисциплину, высокую физическую и нравственную подготовку, координацию группы и перфекционизм.
В отличие от западных практик, визуальная часть представления тайко не менее важна, чем акустическое воздействие. Движения ката составляют неотделимую часть игры на тайко и исходят из обычаев придворных представлений. Ката связывает барабан и барабанщика, создаёт родство между исполнителем и инструментом.
Такую музыку надо слушать вживую. Да и вообще любую музыку, чтобы ощутить лучше, надо слушать вживую. Наверное, сейчас в каждом городе есть сайт типа афиша живой музыки в Москве или какой-то еще подобный портал, с которого можно следить за афишами и анонсами живых концертов. Надо следить, потому что только побывав на живом выступлении можно точно сказать, какая музыка переживет годы или века, а какая не стоит внимания. Для исполнителей японской народной музыки могут предоставляться залы в филармониях и музыкальных учебных заведениях. Посетив любой из таких концертов, можно понять, почему японская народная музыка не только до сих пор жива-здорова, активно и гармонично вписывается в современность, но и становится все более и более популярной. © wiki.pippkro.ru, Литература: Татьяна Крунтяева, Наталья Молокова, Александр Ступель Словарь иностранных музыкальных терминов. — Музыка, Ленингр. отд-ние, 1977
Вебинар проводит 19 октября 2018 г. в 20:00 (время московское) Ирина Дедюхова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.