Вера Фёдоровна Панова (1905—1973) — русская советская писательница. Лауреат трёх Сталинских премий (1947, 1948, 1950).
Вера Фёдоровна Панова родилась 7 (20) марта 1905 года в Ростове-на-Дону. Когда дочери шёл шестой год, отец её, Фёдор Иванович, утонул в Дону. Семья осталась без средств к существованию. Матери пришлось пойти на службу конторщицей. В бедности и нужде прошли детские годы писательницы. Она хорошо узнала жизнь городской окраины, трудовой быт простых людей. Впечатления детства были противоречивы. Рядом с пёстрыми картинами праздничного Ростова Панова с юных лет запомнила будни скудной провинциальной жизни. Она застала ещё, пусть на исходе, старую Россию, Октябрьская революция и гражданская война потрясли весь уклад жизни. Ростов испытал на себе все превратности бурного времени. Власти в городе несколько раз менялись, и только в начале 1920 года под ударами Первой Конной армии Ростов окончательно стал советским.
В семнадцать лет Панова поступила работать в редакцию ростовской газеты «Трудовой Дон». Журналистика на долгие годы становится её основной и любимой профессией. Первые шаги Пановой в газете очень напоминали начало журналистской карьеры Севастьянова, описанной позднее в «Сентиментальном романе» (1958), книге во многом автобиографической, построенной на соединении художественного вымысла и реальных фактов собственной жизни.
В 1926—1927 годах Панова вела регулярный отдел фельетона в газете «Советский Юг». Из номера в номер появлялись в газете короткие, остроумные, точно бьющие в цель статьи и заметки, подписанные псевдонимом Вера Вельтман. Преследуя бюрократов, волокитчиков, самодуров, подхалимов, самодовольных мещан, она умела находить характерные, точные штрихи, разом схватывающие натуру.
Панова принимала близкое участие в детских изданиях Ростова — газете «Ленинские внучата», в журналах «Костёр» и «Горн». Собственно, здесь, на ниве детской литературы, она предприняла первые робкие попытки перейти к беллетристике, к художественной обработке жизненного материала. Благодаря этому пристальному интересу, живым наблюдениям, копившимся в течение десятилетий, могли возникнуть лучшие страницы её зрелой прозы, посвященной подросткам и детям.
После убийства С. М. Кирова (1 декабря 1934 года) её второй муж, специальный корреспондент газеты «Комсомольская правда» в Ростове Борис Вахтин, был арестован по обвинению в принадлежности к «ленинградской оппозиции», приговорен к 10 годам лагеря и направлен в СЛОН, где и погиб. В 1937 году Панова навсегда покинула Ростов. Вместе с детьми и матерью она несколько лет жила на Украине в селе Шишаки Полтавской области. Отсюда выезжала в Ленинград и Москву в поисках литературной славы. Перед войной две её пьесы — «Илья Косогор» (1939) и «В старой Москве» (1940) были отмечены премиями на республиканском и всесоюзном конкурсах драматургов.
Отечественная война застала Панову в городе Пушкине, захваченном в сентябре 1941 года немецкими войсками. Немцы погнали её вместе с другими жителями в Эстонию, однако ей удалось бежать вместе с дочерью и, преодолев многие сотни километров по захваченной врагом земле, достигнуть зимой 1941 года села Шишаки на Полтавщине, где оставалась её семья — две бабушки с малолетними сыновьями. После освобождения Украины в конце 1943 года Панова переехала на Урал, в Молотов. Здесь она работала в редакции местной газеты и на радио.
Отдельно отметим дифирамбы творчеству Веры Пановой сегодняшнего «иноагента» Димы Быкова, поскольку к ее произведениям он вдруг проявил интерес после того как выявился плагиат «Мисы Сыскина», который обирал Веру Панову, завоевывая все литературные премии, пока, наконец, эта возня не достала наследников писательницы (см. ПОТОКИ ЭНЕРГИИ. ЧАСТЬ III). Но он так и не понял, что вместе с прозой Веры Пановой русский язык делает качественный рывок, который остался так и не переосмысленным ни Бродским, ни Довлатовым. Он-то восхищается повестью «Спутники», которая писалась «в качестве методички».
Совсем недавно биография писательницы ознаменовалась и описанием эпизода откровенного плагиата со стороны Михаила Шишкина, который сделал это, будучи абсолютно уверенным, что его отмывание денежных средств путем фиктивного получения денежных премий от наших потомственных «борцов с антисемитизмом» — это очень нужно людям, а вот творчество Веры Пановой совершенно ненужное, всеми забытое напрочь.
Правда, подается нынче это в русле «она пришла к богу под самый конец». Будто сама биография не выявляет огромную помощь и поддержку свыше.
Потерявшая слух и зрение писатель Вера Панова перед смертью пришла к Богу
31 МАЯ 2023 г.Вера Панова
Весной исполнилось полвека со дня смерти писательницы Веры Пановой. Когда-то она была в тренде. В послевоенные 40-е умудрилась получить три Сталинские премии. Сегодня ее имя незаслуженно забыто. Разве что, может, кто-то вспомнит экранизацию Данелией ее «Сережи». А вот современные авторы Панову как раз таки активно перечитывают.
В 2005 году у Михаила Шишкина вышел роман «Венерин волос», очень благостно принятый критикой. Книгу осыпали всеми возможными наградами, отдельно отмечали прекрасный язык сочинения. Какой же случился скандал, когда один поэт случайно обнаружил в романе обширную, на несколько страниц, выдержку из Пановой. Популярный писатель снял шкуркой и забыл закавычить несколько страниц из автобиографического текста Пановой «Мое и только мое».
В ответ на обвинения Шишкин отвечал, что сделал все специально, обнаружив нужные ему описания «в бескрайних залежах мемуарного мусора». Что тут ответить, кроме фирменного Сережиного:
— Дядя Петя, ты дурак?
Интересно, что за десять лет до случая с Шишкиным имя Веры Федоровны так же всплыло в связи с другим эмигрантским автором. В 90-е на волне популярности Довлатова выяснилось, что он трудился у Пановой секретарем. В свое время писательница из жалости пригрела хорошего мальчика, а потом Довлатов даже посвятил Пановой несколько анекдотов. Впрочем, беззлобных, что даже удивительно.
Вот, например: «Явились к Пановой гости на день рождения. Крупные чиновники Союза писателей. Начальство. Панова, обращаясь к мужу, сказала: «Мне кажется, у нас душно». «Обыкновенный советский воздух, дорогая!»Вечером, навязывая жене кислородную подушку, он твердил: «Дыши, моя рыбка! Скоро у большевиков весь кислород иссякнет. Будет кругом один углерод».
Три мужа
Панова родилась в 1905 году в Ростове-на-Дону. О том, что станет писательницей, знала еще с детства. Но из-за революции успела окончить только два класса. Укрепившиеся в городе большевики предложили девочке работать в газете «Трудовой Дон». 15-летняя Вера писала очерки и заметки, подписывая материалы фамилией Вельтман. Она гордилась своим журналистским прошлым и, будучи уже знаменитой, любила повторять про себя: «Я — старая журналистская волчица».Панова обладала острым аналитическим умом и при этом — женской приметливостью в деталях. А память у нее была феноменальной. Так, в конце жизни она с мельчайшими подробностями воспроизвела приметы своего детства в той самой повести «Мое и только мое».
Она вышла замуж за ответственного секретаря газеты, родилась дочь Наташа, а потом случилась беда, и Вера заболела. Будучи уверенным, что жена не выживет, муж так и не навестил ее. Единственный, кто пришел в палату к умирающей, был корреспонден «Комсомолки» Борис Вахтин. Он и стал ее вторым мужем. У них родились два сына, но счастье оказалось недолгим. Мужа посадили и расстреляли на полигоне в Коммунарке.
С тремя детьми на руках Вера, как жена врага народа, подалась в бега.
Литературная карьера случилась внезапно. Перед началом войны, когда расстреляли наркома внутренних дел Ежова и репрессии поутихли, Панова решила поучаствовать в литературном конкурсе на лучшую пьесу для колхозного театра. К ее удивлению, пьеса «Илья Косогор» заняла первое место, и она получила солидные 7 тыс. руб. Окрыленная успехом, приняла участие в следующем, уже всесоюзном конкурсе с пьесой «Старая Москва». И снова успех: за ее работу чуть не подрались худрук театра Моссовета Юрий Завадский и худрук Пушкинского театра Леонид Вивьен.
Панову вызвали в столицу. Она вернулась в журналистику. В годы войны для подготовки репортажа совершила несколько рейсов на военно-санитарном поезде. Итогом поездок стала повесть «Спутники», удостоенная Сталинской премии первой степени.
Во время работы над повестью она познакомилась со своим третьим мужем, поэтом Давидом Рывкиным, больше известным под псевдонимом Давид Дар. Про них даже ходила эпиграмма: «Хорошо быть Даром — // получаешь даром // каждый год по новой// повести Пановой».
Рига. Режиссер Игорь Масленников (в центре), артисты Виталий Соломин (слева) и Василий Ливанов на съемках телефильма «Шерлок Холмс и доктор Ватсон»
Старуха в черной накидке
К творчеству Пановой обращались разные режиссеры. Это и Татьяна Лиознова, снявшая фильмы «Евдокия» и «Рано утром», и Анатолий Эфрос (фильм «Високосный год» по роману «Времена года»), и Владимир Венгеров («Рабочий поселок» по одноименной повести)… Три года назад показали сериал «Спутники» от режиссера Ивана Шурховецкого, где главные роли играют Нелли Уварова и Сергей Угрюмов. Несмотря на активное сопротивление родственников Пановой, которые сочли работу неудачной, сериал получил довольно высокий рейтинг на «Кинопоиске».Интересные воспоминания о Пановой оставил Игорь Масленников. Оказывается, Панова относилась к фильмам по своим книгам очень скептически и даже от «Сережи» поначалу не пришла в восторг. И тем не менее к Масленникову обратилась сама, предложив режиссеру экранизировать «Сентиментальный роман», лучшее свое произведение, как сама считала.
Постановщик пришел в гости к писательнице, испытывая страшное неудобство: он ничего не читал у Пановой, если не считать «Кружилиху», да и ту лет сто назад. А о памятной встрече написал так:— В просторном кресле передо мной сидит разбитая параличом старуха, полуслепая и полуглухая, с затрудненной речью, с четками в руках, в кружевной черной накидке и с крестом на груди. Разговаривает трудно, глухо… пьет, неловко вытираясь бумажными салфетками и бросая их под стол.
Панова тяжело переживала свое состояние. Во время празднования дней рождений просила гостей вспоминать, какой худенькой и хорошей девочкой она была.— Как тростиночка! Как веточка! Как спичечка! — упражнялись гости.
После встречи режиссера придавило тяжестью увиденного. Пановой было всего 68, но уже пять лет она была плоха. Особенно больно было видеть, как, разбитая параличом, она пыталась прихорошиться перед гостем и непослушной рукой подкрашивала губы…Умудрилась подписать режиссеру книгу, на которой уже стоял автограф для ее внучки…
От предложенной работы Масленников не отказался. По его словам, начав читать «Сентиментальный роман», оторваться уже не мог. Он вычитал в книге очень неожиданную и даже крамольную мысль о том, что активные строители коммунизма — всего лишь не видевшие любви люди, достойные жалости и сожаления.
Вместе с Верой Федоровной они написали заявку. Панова подписала ее, а на следующий день умерла от инсульта. Отпевали писательницу в Никольском соборе, там, где ранее отпевали Анну Ахматову…
Табличка на крест
Дурной каламбур, но все семейство Веры, включая саму Панову, подводила именно вера.Когда-то ее отец, безумно влюбленный в свою жену, тоже Веру, поклялся, что будет называть этим именем всех своих дочерей, сколько бы их ни было. На свет успела появиться только одна девочка. А потом у отца появилась любимая яхта «Вера». Он отмечал на яхте тридцатилетие, но «Вера» перевернулась и именинник погиб. В каком-то смысле Панову тоже подвела вера.
Как рассказывал Масленников, забвение писательницы носило не случайный характер. Дело в том, что в конце дней она пришла к вере. Начала писать религиозные эссе и даже завещала соборовать себя в церкви. Из-за этого отношение властей к ней радикально поменялось. Все некрологи были сухи, а газеты умудрились напечатать возле скупого текста даже не портрет Веры Федоровны, а фото латышской народной писательницы Анны Саксе, еще здравствовавшей в ту пору и похожей по комплекции на Панову.
И все-таки встречи с Масленниковым Панова искала не зря. Перед похоронами обнаружилось, что ей забыли сделать табличку на крест. Поскольку режиссер очень хорошо рисовал, то табличку он сделал сам во время отпевания. Сам же написал сценарий за Панову и снял фильм «Сентиментальный роман» про пылкого коммуниста-газетчика Шуру, который внезапно очутился в любовном треугольнике с двумя девушками — Зоей большой и Зоей маленькой, которых сыграли Елена Проклова и Елена Коренева.
Что-то только не «Миса Сыскин», ни «Дима Быков» к богу так и не пришли. Отметим, что скандал с плагиатом из Веры Пановой случился почти через десять лет упорно навязываемой, никем не прочитанной книжки Михаила Шишкина, хотя Ирина Анатольевна говорила это с момента принятия этого «произведения» на конкурс.
Тем не менее, широкому кругу читателей именно этот скандал вернул таки творчество выдающегося писателя. Напомним, что скандал разразился только в 2014 году. Поэтому на следующий год наши «сериальщики» кинулись переснимать «Спутники». Наверно, также решив, будто все предыдущие киновоплощения этой повести все уже забыли. Но повесть «Спутники» (которую неграмотный «Дима Быков» именует «романом»), занимает особое место не только в творчестве Веры Пановой, и у ее верных читателей.
«Спутники», или Братья и сёстры милосердия Веры Пановой
8 мая 2020Небольшая повесть, написанная в первом послевоенном 1946 году, — итог нескольких месяцев, проведённых в санитарном поезде…
Человеком, написавшим эту повесть, была Вера Фёдоровна Панова – журналистка пермской газеты, до этого попробовавшая себя только в драматургии и небольшом прозаическом произведении.
В её жизни были смерть отца, нужда и ранние поиски хлеба насущного, тяга к журналистике, работа с маститыми Александром Фадеевым и Николаем Погодиным, смерть репрессированного мужа, оккупация и три Сталинские премии. Первая из которых – за повесть «Спутники».
… Они оказались спутниками на той дороге, которую указала им самая страшная война, – комиссар Иван Данилов, начальник санитарного поезда доктор Белов, хирургическая медсестра Юлия Дмитриевна, санитарка Лена, прибившаяся к поезду девочка-подросток Васька и все те, кто выполнял подвиг милосердия в лишившемся милосердия мире. Те, кто запасался лекарствами, стирал постельное бельё, готовил еду для раненых и бегал на перрон купить им малины. Те, кто кидал уголь в топку паровоза, налаживал электричество, устанавливал радиоточку в перевязочной, кормил поросят и кур в приспособленном вагоне.
Обычные люди со своими привязанностями и слабостями – люди, которых та самая страшная война превратила в подвижников, заставила явить лучшие стороны и задвинуть подальше, пусть на время, трусость, эгоизм, подлость. Да-да, и подлость тоже. В повести, которую Корней Чуковский в письме к Пановой, назвал классичной, классической, противостоят друг другу добро и зло, противостоят в больших и маленьких конфликтах, из которых главнейший – конфликт Жизни и Смерти, утраченного мира и самой страшной войны. Но есть ещё подспудный, тлеющий конфликт комиссара Данилова и доктора Супругова.
Данилов – нравственный стержень повести, камертон, настраивающий всех, кто его окружает.
«… что можно фронтовому человеку, – говорит он, – то нам нельзя. Мы должны быть ангелы. Херувимы и серафимы, да. Мы – братья и сестры милосердия».
Он не лукавит. Он в самом деле так живёт, этот глубоко порядочный, жадный до новых знаний, умеющий выполнять задания и решать проблемы человек. Данилов требует от спутников полной самоотдачи, и они ему верят, потому что он делает именно то, что говорит.Его моральный противник – доктор Супругов, бывший «ухогорлонос» и коллекционер изящных вещиц, осторожный, как чеховский «человек в футляре», потихоньку умаляющий дела Данилова, этакий крошка Цахес, с каждой главой повести становящийся всё гаже. Но даже этот тихий подлец, в котором, не переставая, воет «обезумевший зверь» самосохранения, оказывается способным ходить по городу под обстрелом и перевязывать раненых.
Супругов – отрицательный полюс «Спутников». Но писательница – наперекор ему – населила своё произведение замечательными героями.
Одна из самых пронзительных сцен повести – врачебный обход доктора Белова после получения им известия о смерти жены и дочери. Едва ли не парой-тройкой предложений Вера Панова сумела описать, как убитый горем старый человек снова превращается в собранного врача, потому что жизнь тормошит его стонами раненых, вопросами подчинённых, строчками диагнозов. Этот подвижнический труд спасает доктора. Как и надежда увидеть сына, который воюет.
Ещё один замечательный персонаж повести – медсестра Юлия Дмитриевна, непривлекательная внешне старая дева, но потрясающий профессионал, человек долга и чести. Не познавшая женского счастья, она живёт работой, а свои материнские чувства в свойственной ей суховатой манере направляет на поездного «приёмыша», девочку с мальчишеским именем Васька.
Вера Панова по очереди освещает каждого героя ярким прожектором, они вспыхивают – и уступают место другим. Они становятся живыми под авторским пером, их много, второстепенных и эпизодических, они лечат и страдают от ран, теряют близких и получают награды. Их начинаешь воспринимать почти как родных…
Повесть была дважды экранизирована. В 1965 году вышла снятая на киностудии «Ленфильм» картина «Поезд милосердия». Но она не так известна, как четырёхсерийный телефильм «На всю оставшуюся жизнь…», поставленный знаменитым в будущем театральным режиссёром Петром Фоменко и показанный в 1975 году. Этот телесериал помнят в том числе и по прекрасной, глубоко трогающей душу песне, строчка из которой дала название всему фильму. Текст писали режиссёр Пётр Фоменко и сценарист Борис Вахтин, сын Веры Пановой, музыку сочинил замечательный композитор Вениамин Баснер.
…Итак, война застала писательницу в Пушкине (Царское Село). По оккупированной территории, преодолев огромное расстояние, по большей части пешком, Вера Панова идет в село Шишаки, Полтавской области, где остались ее сыновья и мать. После освобождения Украины от фашистов, Вера Панова переезжает в Пермь, продолжив журналистскую деятельность.
В Перми группе журналистам предлагают командировку с санитарным поездом. Согласилась на нее лишь Панова. Совершив несколько поездок, используя собственные заметки, она пишет повесть «Спутники» — одно из самых пронзительных произведений о войне.
В декабре 1944 года по заданию редакции газеты Вера Панова совершила за 2 месяца четыре рейса в «образцовом» военно-санитарном поезде № 312 к местам боёв за ранеными, после чего опубликовала повесть «Спутники» (1946; Сталинская премия, 1947), принесшую писательнице широкое читательское признание.
Перед читателем предстают будни санитарного поезда, который с 1941-го по 1945-й вывозил раненых с фронта в тыловые госпитали. Будни абсолютно непохожих людей: молчаливого интеллигента Белова, эгоистичного Супругова, отважной Лены Огородниковой, профессионально холодной Юлии Дмитриевны, доброй Фаины и многих других. Каждый со своей судьбой, своими горестями, слабостями и жизненными принципами. Поезд и долг перед Родиной сделали их спутниками на дорогах войны.
Читать повесть Веры Пановой «Спутники»
«Спутники» дважды экранизировались, это любимые всеми фильмы «Поезд милосердия» Искандера Хамраева и «На всю оставшуюся жизнь» Петра Фоменко.
«Поезд милосердия» — советский чёрно-белый фильм, поставленный на киностудии «Ленфильм» в 1964 году режиссёром Искандером Хамраевым. Первая экранизация повести Веры Пановой «Спутники».
Премьера фильма в СССР состоялась 22 февраля 1965 года.
«На всю оставшуюся жизнь» — телевизионный художественный фильм 1975 года, вторая экранизация повести Веры Пановой «Спутники».
Этот фильм, выпущенный к 30-летней годовщине Победы, представляет собой ремейк фильма «Поезд милосердия» (1965 год). В нём 4 серии, повествующие о фронтовом санитарном поезде, который называют «поездом милосердия». Четыре года он безустанно спасает раненых с фронта. Тонкая режиссёрская работа Петра Фоменко и хорошее воплощение актёрами ярких и точных образов медиков и пациентов воссоздают все страшные ощущения кровавой войны, которая стараниями врачей и медсестёр стала милосердной для солдат.
Вера Панова. Спутники. Страницы повести читает Анатолий Папанов (1975)
Новейшая вариация на тему «Спутников» Веры Пановой. Это не лучший военно-санитарный поезд, это какой-то «бордель на колесах».ч.1
14 сентября 2020 г.
8 сентября 2020 по телеканалу «Победа» началась демонстрация современного российского сериала «Спутники» по одноименной повести Веры Пановой. Режиссер сериала Иван Шурховецкий, автор сценария Наталья Назарова. Фильм начал сниматься еще в 2014 г. и, вероятно, готовился к демонстрации в 2015 г. на 70-ти летие Победы в Великой Отечественной войне.
Следует отметить, что это не первая экранизация знаменитого произведения Веры Пановой. До этого их было уже две, и обе они выходили к юбилейным датам. Фильм «Поезд милосердия», режиссера Искандера Хамраева, сценарий к нему написала сама Вера Панова, вышел в 1965 г. к 20-ти летию Победы, а 4-х серийный телефильм «На всю оставшуюся жизнь…» режиссера Петра Фоменко, по сценарию самого Фоменко и сына Веры Пановой Бориса Вахтина, вышел в 1975 г. к 30-ти летию Победы.
Но вот с сериалом «Спутники» вышла заминка. Фильм, уже готовый к показу в 2015, вышел на экран только через 5 лет. И показан был по не самому центральному телеканалу «Победа». Какие причины вызвали такую задержку в показе фильма — в прессе пока не освещено. Можно только предполагать. Мое личное предположение — будь я на месте родных и наследников Веры Пановой, то, если бы не имелось возможности запретить выход фильма, просто запретил бы упоминать в титрах имя писательницы и название ее произведения.
Вроде бы в основном все очень точно по тексту романа, но вместе с тем авторы фильма внесли свои дополнения, сместили акценты в изображении главных героев, в результате получилось «формально верно, а по существу издевательство». Предполагаю, что те, кто читал повесть и особенно смотрел выдающийся, один из самых пронзительных фильмов о Великой Отечественной войне «На всю оставшуюся жизнь…», и попытается посмотреть этот новодел «Спутники», очень даже, мягко говоря, удивятся.
Удивятся подбору актеров, удивятся их интерпретации образов героев, которых они играют, удивятся, куда авторы фильма завели сюжет. И долго будут гадать — зачем это было сделано. А удивляться будут потому, что есть с чем сравнивать. И никакие ссылки на то, что это «новое» прочтение классического произведения, «новый» взгляд на героев и события в данном случае, что называется, не прокатят. Хотя, это мое личное мнение.
Во что же авторы фильма превратили простой и ясный рассказ о военно- санитарном поезде № 321, который с 1941 по 1945 г. вывозил раненных с фронта в тыловые госпитали, о » братьях и сестрах милосердия», служивших в этом поезде, которые за четыре года превратились в настоящую семью. О душе этого поезда, комиссаре Иване Егорыче Данилове; о начальнике поезда, ленинградском интеллигенте, пожилом враче Николае Евгеньевиче Белове; выдающейся операционной сестре Юлии Дмитриевне; кудрявой и жизнерадостной старшей медсестре Фаине Васильевне; странном, себе на уме докторе Супругове; учительнице физкультуры, пошедшей простой санитаркой, Лене Огородниковой; украинской девчонке Васке Буренке; трудяге с золотыми, хоть и пьющем, а кто не пьет, машинисте Кравцове и многих других. О героических и трагических судьбах раненных, за жизнь которых борются медики поезда. О короткой любви и всегда неожиданной смерти.
И вот это светлое, чистое, трагическое и героическое произведение о «великом и святом времени» авторы нового сериала превратили в какой-то пошлый фарс. Наверное, им показалось, что простое повествование о буднях санитарного поезда на протяжении 8 серий наскучит современному зрителю, поэтому надо для оживляжа добавить сексуально озабоченную, на грани низкой социальной ответственности, героиню; кровавых энкведешников; стукача-карьериста, который к тому же насильник, вор и мародер; старого врача-либерала, обличающего проклятый советский тоталитаризм и т.п. Вначале этот поезд напоминает «бордель на колесах», а потом вся эизнь в нем превращается в какой-то ад.
Так как имеется три экранизации повести Веры Пановой, то для начала сравним исполнителей главных ролей.
Иван Егорович Данилов, 38 лет, из крестьян, образование низшее, но всю жизнь учился самостоятельно и на курсах повышения квалификации. В результате на начало войны работал в Вологде управляющим республиканским трестом молочных совхозов. В первый же день войны пошел на фронт добровольцем, хотя мог получить бронь. Назначен комиссаром военно-санитарного поезда, который сам и должен с нуля сформировать. И он это сделал. Настоящий советский человек и коммунист…. Читать далее
От Классика:
Тут посмотрела, как все дружненько начали визжать на тему «в окопах атеистов не бывает». Вплоть до Никитки Михалкова… (после чего ему остается только подарить бляху от ремня… «гот мит унс»)
Одновременно посмотрела, как извратили повесть «Спутники» в сериале 2015 г., который решились показать только в 2020 г.
Попытаюсь объяснить чисто на биологии.
Связь с богом у каждого — не в окопах! Она на небольшой прослойке нейронов непосредственно возле ствола головного мозга. Поэтому все дырки по деменции и формируются, прежде всего, у ствола. Это, собственно, утрата связи не только с сущим, но и с собственной жизнью, памятью и душой, совестью, индивидуальностью… всем прочим. Потому что именно ствол — как антенна этой индивидуальной связи.
На страничке вебинара по Вере Пановой мы выставили учебный фильм спасения раненых 1942 г. И сразу отметили, что там принцип главный — «каждая рана уже инфицирована», а антибиотиков еще нет! И какие методы борьбы с инфекциями, вывода из шокового состояния, сортировки и проч.
В литературе Вера Панова очень важна именно потому, что первой переходит на новый русский язык, формирующийся в ходе второго этапа индустриализации. Так ее и на этом поезде отправили «написать методичку». Но и поезд уже формируется по заранее подготовленным инструкциям. Этого нынешнее быдло не отмечает.
Уже говорила, что при повальном «атеизме в окопах» в госпитали были призваны все бабки-знахарки. Лично я в 60-е обучалась у крепкой бабки (ефрейтор санитарной службы в ВОВ), останавливавшей плевральные и печоночные кровотечения. А потому что на хуторах было иначе не выжить, когда на 70 км в округе вообще ничего тогда не было. И это вполне себе апробированные методики, не нынешняя фуйня, как биополе сигареткой мерить.
Но! Уже говорила, что эти методики… сходны с некрофильскими практиками, это… как мертвая вода! А вот дальше надо было переходить к живой воде, чтобы обратно все заработало.
А в живой воде все опирается на то, насколько сильна индивидуальная связь с богом и не в окопах, а прямо в голове, куда нынче какая только сатанинская блЯдь не лезет со своими высерами! Им логарифмы в жизни не пригодились, так они полезут в душу срать и обворовывать.
В принципе, живая вода и подавалась мною в романах и сказках. Многие спаслись. Но…нынче дырок полно и у молодежи.
И когда вместо литературы и кино — моссадовская фуйня… вы бы поменьше верещали про связь с богом. У вас на этом месте вместо меня — очень большая дырка. Как раз там, где все должно кипеть живым словом.
Кстати, за ним ко мне лезут регулярно! Но… видишь в отражении большую дырку и… разводишь руками. Каждый ведь сам знает, когда отказывался от этой связи. Это был его личный выбор, его надо уважать.
Но это не означает, что я не встану на пути такого такого, как только взад полезет. Нет…уж. Ебитесь дальше сами. С дыркой!
1 серия
2 серия
3 серия
4 серия
5 серия
6 серия
7 серия
8 серия
Произведения Веры Пановой в «Книжной лавке»
- Вера Панова «Сережа»
- Вера Панова «Спутники»
- Вера Панова «Проводы белых ночей»
- Вера Панова «Сколько лет, сколько зим!»
- Вера Панова «Евдокия»
- Вера Панова «Сентиментальный роман»
Вебинар проводят 22 июня 2024 г. в 20:00 (время московское) Ирина Дедюхова и Наталья Иванова.
Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.
Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:
Вслед за родителями я с упоением читал романы Пановой, смотрел фильмы по ее произведениям. Конечно, это определяло моё сознание, делало его советским.
А сейчас у вас сознание — антисоветское?
Чисто для прикола, конечно. Поскольку практика показала, что такого сознания в природе не бывает.
Тема женского романа для русской литературы здесь представлена твореньями Мариэтты Шагинян. Уж если ее «Четыре урока у Ленина» не сформировали массоволе советское сознание, прежде всего, в ЦК КПСС и КГБ, то о чем можно говорить?
Вера Панова — наша, она с Дона. Она начинает творческий путь в Ростове-на-Дону, который у Мариэтты Шагинян описан в похобной повестушке «Перемена», еще до «Тихого Дона». Вот где… проституция на марше. Уж даже Горький сказал, что Шагинянихе надо за такое английских булавок в пирожное подложить.
А Вера Панова принадлежит к числу тех, кто восстанавливал в период всей этой местечковой «партийности в литературе» — классическую традицию большой русской прозы. Это классик не пальцем деланный. Причем… очень тонкий прозаик! Ее проза с виду такая простенькая, она учитывает прошедшие изменения в сознании. Она не «делает сознание», она пластично под него подстраивается. Мягко и по-женски. Чтобы надолго запомнилось.
А у вас после ее вещей возникала не «советскость», а уверенность, что порядочным человеком быть не так «глупо». И не «изьмы» определяют эпоху, время и жизнь, а именно лучшие проявления человеческой души. Это ведь не «советское», хотя (особенно нынче) у некоторых есть ущербная тенденция поставить знак равенства между административным ресурсом, должностью — и нравственным превосходством.
Сегодня грабят государственное достояние, уничтожают жизни людей — те самые замечательные в доску советские люди, которых не разбирали на ленинских уроках и не выгоняли из комсомола по четыре раза, как меня.
У Веры Пановой настоящая литература, живая, неподдельная. А то, что вы от нее почерпнули… это пища духовная, более имеет отношение к Нагорной проповеди, к исконным духовным ценностям русской культуры. Никакого отношения к «советскости». Такая литература наполняет жизнь смыслом, она делает человеком.
Вот примерно так. А куда теперь какую-то «советскость»?..