2034b4bf052e3c4b8430cb9c1ce1e581 (10)«Ромео и Джульетта» (фр. Roméo et Juliette) — опера в пяти действиях с хоровым прологом, написанная в 1867 году французским композитором Шарлем Гуно на либретто Жюля Барбье и Мишеля Карре, по трагедии Уильяма Шекспира.

Сюжет трагедии Шекспира служил основой для нескольких оперных постановок до Гуно, начиная с оперы Иржи Бенды, написанной в 1776 году для герцога Саксен-Гота-Альтенбургского. Наиболее значительными были опера Даниэля Штейбельта на либретто Ж.-А. де Сегюра (премьера в театре Фейдо в 1793 году); опера Дзингарелли (премьера в «Ла Скала» в 1796 году при участии Джузеппины Грассини в роли Джульетты и Джироламо Крешентини в роли Ромео); опера Ваккаи 1826 года, также выдержавшая премьеру в Милане; опера Беллини «Капулетти и Монтекки» (1830); и опера маркиза д’Иври «Влюблённые из Вероны», поставленная в середине XIX века в Париже.

К предшествующим музыкальным обработкам можно также отнести драматическую симфонию Берлиоза, которую сам автор называл «оперой без слов», и балеты, первый из которых был поставлен в 1785 году в Венеции. Тем не менее именно сочинение Гуно названо в «Карманном путеводителе по опере» Руперта Кристиансена самой удачной из более чем 40 оперных адаптаций «Ромео и Джульетты».

Из всех шедевров литературы, которые «фирма» Барбье & Карре, эти экстраординарные производители всевозможных либретто, использовала для своих литературных поделок, шекспировская трагедия «Ромео и Джульетта» претерпела наименьшие искажения. Хотя сценарий оказался значительно сокращенным, особенно в первом действии, и персонаж низкой комедии, Пьетро, совсем выпал (но зато прелестный мальчик-паж Стефано, которого вовсе нет у Шекспира, был введен в либретто), общий ход сюжета передан верно, а основные персонажи сохранили свою истинно шекспировскую живость. Многие строки либреттисты либо перевели буквально, либо, по крайней мере, перефразировали. Одну большую уступку требованиям оперы все-таки вынуждены были сделать эти усердные литературные труженики: они позволили Джульетте пробудиться от принятого ею снадобья достаточно скоро, чтобы она успела спеть свой любовный дуэт с Ромео, прежде чем он умрет от выпитого им яда. Но даже для этого отклонения от Шекспира имеется некоторое оправдание в истории литературы: А. Брук, автор поэмы, которая была одним из основных источников для Шекспира, в свое время сделал то же самое.

«Ромео и Джульетта» Шарля Гуно в Ковент-Гардене (1994 г.)

(Roberto Alagna, Leontina Vaduva; ROH)

Произведения Шекспира – самые популярные и любимые театральными режиссерами, но не обошли их вниманием и композиторы, которые писали музыку для балетов и опер. Из всех шекспировских произведений «Ромео и Джульетта», пожалуй, больше других вдохновило на творчество.

В 1830 году зрителям впервые была представлена опера «Монтекки и Капулетти» композитора Винченцо Беллини, прозванного «Пезарским лебедем» за красоту, чуткость, ранимость, нежность и поэтичность. И не только в творчестве, но и, как бы это правильно сказать, в личной жизни. Голубоглазый, белокурый блондин, кумир женщин, стройный, да еще и меланхолик! Беллини был влюблен в Джудитту Гризи. Для этого выдающегося меццо он написал партию Ромео, по-видимому, чтобы сделать приятное своей возлюбленной.

В опере главный мотив – это мечта о счастье, хрупкой любви детей, безжалостно разбивающейся о мир клановых противоречий, междоусобиц и кровавых игрищ взрослых.

И вот проходит несколько десятилетий, и в Париже в «Театр лирик» в 1867 году ставят «Ромео и Джульетту» (Romeo et Juliette) Шарля Гуно – oперу в пяти действиях с прологом на либретто (по-французски) Жюля Барбье и Мишеля Карре.

Из всех шедевров литературы Барбье & Карре, которые написали большое число либретто, меньше всего внесли изменений в шекспировскую трагедию «Ромео и Джульетта». Было одно существенное изменение: они позволили Джульетте пробудиться от принятого ею снадобья, чтобы спеть любовный дуэт с Ромео, прежде чем он умрет от выпитого яда. Этому есть некоторое объяснение – такой вариант был у А. Брука, автора поэмы, которая была одним из основных источников для Шекспира. В то же время такое окончание оперы усиливало драматизм происходящего.
Впервые эта постановка Николаса Жоеля оперы Гуно была показана в Ковент-Гардене в 1994 году. В нынешнем сезоне эта постановка примечательна несколькими моментами. На сцене Ковент-Гардена в роли Джульетты дебютировала молодая грузинская певица Нино Мачаидзе. Пресса, которая любит приклеивать ярлыки, уже прозвала ее «новой Анной Нетребко» и «оперной Анджелиной Джоли». По силе и красоте голоса она действительно не уступает любимице публики Анне, а сравнение с Джоли тоже вполне объяснимо. Нино очень красивая девушка, с большими губами и выразительными глазами. Когда довольная Нино смеется, все окружающие люди поддаются ее обаянию, начинают непроизвольно улыбаться.
Роль Джульетты в этой опере стала для нее счастливым талисманом. В 2008 году искали певицу для исполнения этой роль в Зальцбурге на фестивале вместо Анны Нетребко, которая временно прекратила выступления в связи с рождением ребенка. Счастливый случай? Нет, закономерность. Продюсеры увидели Нино в Милане, где она после окончания Академии молодых вокалистов театра «Ла Скала» была принята в труппу и с успехом начала свой творческий путь. В театре «Ла Скала» она в 2006 году успешно дебютировала в роли Наяды в «Ариадне на Наксосе» Рихарда Штрауса, в феврале 2007-го – в роли Сильвии в «Аскании в Альбе» Моцарта, в мае 2007 года – в опере «Дочь полка» Гаэтано Доницетти на сцене Римской оперы (Teatro dell’Opera di Roma), в марте 2008-го она спела партию Лауретты в «Джанни Скикки» Пуччини и Музетты в «Богеме» в миланской «Ла Скала». Поэтому приглашение выступить летом 2008 года на крупнейшем и престижнейшем в Европе Зальцбургском музыкальном фестивале было приятным подарком. Нино Мачаидзе в паре с Роландо Вильясоном выступила в роли Джульетты в «Ромео и Джульетте» Шарля Гуно (постановка американского режиссера Бартлета Шера).
Появление Нино Мачаидзе в этой роли было сюрпризом для австрийской публики, которая в последние годы привыкла видеть в этом спектакле звездную пару Нетребко – Вильясон. Для Нино это был новый этап – покорение мировой публики, а для Роландо Вильясона – первое появление после полугодового перерыва из-за проблем с горлом. Поэтому «Ромео и Джульетта» в Зальцбурге-2008 была для обоих партнеров серьезным испытанием. Премьера пары Мачаидзе – Вильясон прошла успешно, и молодая грузинская певица стала мировой звездой.
И вот дебют в Лондоне. На этот раз в роли Ромео был молодой польский певец Петр Бекзала (Piotr Beczala). Певцы были приняты публикой прекрасно. Лондонская искушенная публика не прощает промахов, критики стараются найти погрешности в исполнении. Мне бы хотелось последовать их примеру, но Нино, молодая и очень талантливая певица, которая создала образ юной, но решительной и страстной девушки (конечно, она не выглядит как хрупкая 14-летняя малышка), доставила мне удовольствие. Ее ария в четвертом акте «Amour Ranime mon Courage» и финальный дуэт с Ромео были трогательными и трагическими. Зал аплодировал им от всего сердца.

Есть еще один момент в этой постановке, который не оставил меня равнодушной. Это хор театра. В этой опере по замыслу Гуно, который любил хоровое пение, несколько сонетов исполняет хор. Например, шекспировская пьеса предваряется прологом в форме сонета, который поручен одному актеру, названному «Хор». Его первые строки звучат так:

В двух семьях, равных знатностью и славой,
В Вероне пышной разгорелся вновь
Вражды минувших дней раздор кровавый…

 

 

 

 

 

Метрополитенопера (2007)

Дирижер Пласидо Доминго. -Заглавные партии исполняют Анна Нетребко и Роберто Аланья.

Либретто оперы Шарля Гуно «Ромео и Джульетта»

Вебинар 29 марта 2024 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//