Иоганн Маттезон (нем. Johann Mattheson; 28 сентября 1681, Гамбург — 17 апреля 1764, Гамбург) — немецкий композитор, музыкальный критик, теоретик музыки, лексикограф.

C 1696 года — певец, с 1699 года также капельмейстер в оперном театре Гамбурга. Его учителями были И. Н. Ганфф, И. Герстенбюттель и И. Тайле, ученик И. Розенмюллера. С 1728 года из-за глухоты прекратил капельмейстерскую службу.

Автор свыше сотни трудов по истории и теории музыки. Среди них трёхтомный «Оркестр» — научно-популярное универсальное руководство по музыке для «галантных господ», то есть просвещённых любителей («Das neu-eröffnete Orchestre», 1713; «Das beschützte Orchestre», 1717; «Das forschende Orchestre», 1721), «Совершенный капельмейстер» («Der vollkommene Capellmeister», 1739) и «Основание триумфальной арки» («Grundlage einer Ehren-Pforte», 1740) — труд, содержащий биографии выдающихся музыкантов его времени (в числе прочих — первая биография Г. Ф. Генделя, с которым Маттезона связывала дружба).

Маттезон — автор нескольких опер, в том числе «Плеяды» (первая в творческой биографии композитора, 1699), «Клеопатра» (1704), «Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон» (на собственный текст, 1710; считается первой оперой на русский сюжет; впервые исполнена лишь в 2007 году).

Похоронен в крипте церкви Святого Михаила в Гамбурге. Среди его учеников — Я. В. Лустиг-младший, известный также под псевдонимом «Конрад Вольгемут».

Борис Годунов, или Коварством достигнутый трон (нем. Boris Goudenow) — опера Иоганна Маттезона на собственное либретто (1710). Считается первой в истории оперой на русский сюжет.

Опера написана в 1710 году. Возможно, интерес к русской истории у композитора (служившего тогда также секретарём английского посла в Гамбурге) был реакцией на победу русских войск в Полтавской битве. Основные исторические источники Маттезона — «История о великом княжестве московском» Петра Петрея и «Историческая кадильница» Эразма Франциского.

Текст оперы написан преимущественно на немецком языке, лишь некоторые арии поются на итальянском. В опере три любовных пары; в финале коронация Бориса Годунова сопровождается тремя свадьбами, в том числе дочери Бориса Аксиньи со шведским принцем Густавом и сестры царя Ирины Годуновой с Филаретом Романовым. Драматический сюжет дополнен буффонными эпизодами с участием комического героя Богдана.

Опера не была поставлена при жизни композитора. Долгое время партитура произведения хранилась в гамбургском архиве. В 1938 году она была отправлена из Гамбурга в дрезденский Архив редких рукописей, который в конце Второй мировой войны был вывезен советской армией в Ленинград. Оттуда партитура попала в ереванский архив. Партитура была возвращена в Германию в 1998 году. Реконструкцией партитуры занимался немецкий музыковед Иоганнес Пауш.

Мировая премьера оперы состоялась в Бостоне в июне 2005 года. Немецкая премьера оперы состоялась 30 августа 2007 года в театре Санкт-Паули в Гамбурге. Российская премьера сочинения состоялась 26 октября 2007 года в Михайловском театре, московская — в ноябре того же года в театре «Новая опера».

Вебинар состоится 26 мая 2023 года. Ведущие Ирина Дедюхова и Наталья Иванова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.
Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//