Леонид Алексеевич Филатов (24 декабря 1946КазаньТатарская АССРСССР — 26 октября 2003МоскваРоссия) — советский и российский актёр театра и кинокинорежиссёрпоэтдраматургпублицисттелеведущийнародный артист Российской Федерации (1995)[2], лауреат Государственной премии Российской Федерации (1996)[3].

Родился 24 декабря 1946 года в Казани. Отец — Алексей Еремеевич Филатов, участник Великой Отечественной войны, сержант, кавалер ордена Славы 3-й степени[4] (1914—1982); мать — Клавдия Николаевна Филатова (1923—2007).

В 1965 году после окончания школы Леонид Филатов приехал в Москву, рассчитывая поступать на режиссёрский факультет ВГИКа. Попытка была неудачной, и Филатов по совету одноклассника решил сдать экзамены на актёрский факультет Щукинского училища и был принят на курс Веры Львовой и Леонида Шихматова[5]. В 1969 году окончил театральное училище вместе с Н. РуслановойА. КайдановскимБ. ГалкинымН. ГурзоВ. КачаномИ. ДыховичнымА. ВертинскойА. ХалецкимЯ. Арлазоровым[6].

В 1969 году Филатов был принят в труппу Московского театра на Таганке[7]. Первая главная роль — Ведущий — в спектакле «Что делать?». Играл в спектаклях «Мастер и Маргарита», «Вишнёвый сад», «Дом на набережной», «Пристегните ремни», «Пугачёв», «Антимиры», «Товарищ, верь»; исполнил роли Горацио в «Гамлете», Кульчицкого в «Павших и живых», Федерциони в «Жизни Галилея»; «Игроки-21» (творческое объединение «Артель артистов Сергея Юрского»).

В 1985—1987 годах «Таганку» возглавлял Анатолий Эфрос, а Филатов в это время работал в театре «Современник», затем вернулся в «Таганку».

В 1993 году вместе с Николаем ГубенкоНатальей СайкоНиной Шацкой и другими актёрами создал творческое объединение «Содружество актёров Таганки».

Кинематограф и телевидение

С 1970 года Филатов успешно работал в кино: снялся в фильмах «Город первой любви», «Экипаж», «Женщины шутят всерьёз», «Грачи», «Петля», «Из жизни начальника уголовного розыска», «Успех», «Чичерин», «Забытая мелодия для флейты», «Город Зеро», «Благотворительный бал».

В 1989 году Леонид Филатов был избран секретарём Союза кинематографистов СССР и руководителем актёрского отдела.

В 1990 году снял по своему сценарию фильм «Сукины дети», сыграв в нём одну из ролей.

Вскоре после выхода картины «Благотворительный бал», где Филатов сыграл главную роль, у него начались серьёзные проблемы со здоровьем, из-за чего Филатов был вынужден завершить карьеру киноактёра и сосредоточился на работе на телевидении. С 1993 по 2003 год он вёл на 1-м канале Останкино (позже — на ОРТ/«Первом канале») цикл документальных программ «Чтобы помнили», посвящённых известным в прошлом, но незаслуженно забытым актёрам советского кино, ушедшим из жизни. С 1995 года проект производился телекомпанией REN-TV[8][9].

Литература

Со времени учёбы Филатов занимался литературным творчеством, писал стихи, пародии на известных советских поэтов. Всего им было написано три пародийных цикла:

Некоторые из своих пародий Леонид Филатов читал с эстрады голосами пародируемых поэтов[11].

По воспоминаниям Владимира Винокура, во втором туре Всесоюзного конкурса артистов эстрады в 1977 году он, выступавший с монологом «Про старшину Ковальчука», и Филатов, читавший пародии на Роберта Рождественского и Евгения Евтушенко, разделили вторую премию (первую премию получила Любовь Полищук, а третью — Илья Олейников и Роман Казаков)[12].

В 1987 году Леонид Филатов дебютирует в журнале «Юность» сказкой для театра «Про Федота-стрельца, удалого молодца», которая сразу обрела популярность и стала настоящей народной сказкой в стихах.

В дальнейшем были изданы его книги «Про Федота-стрельца, удалого молодца», «Большая любовь Робина Гуда», «Любовь к трём апельсинам», «Лизистрата», «Театр Леонида Филатова», «Я — человек театральный», «Сукины дети».

Филатов является автором пьес «Пёстрые люди», «Часы с кукушкой», «Художник из Шервудского леса», «Дилижанс», «Ещё раз о голом короле» и автором песен к спектаклям «Театр Клары Газуль», «Мартин Иден», «Когда-то в Калифорнии», «Геркулес и Авгиевы конюшни». Вместе с другими актёрами был соавтором спектакля «Под кожей статуи Свободы».

С 1960-х годов писал песни в соавторстве с Владимиром Качаном.

В 1996 году вышел диск «Оранжевый кот» с песнями Качана и Филатова.

Деятельность в образовании

В 1989 году Леонид Филатов познакомился с постановкой спектакля «Про Федота-стрельца, удалого молодца» в исполнении юных артистов театральной школы московского мюзикл-театра «Монотон». Он был удивлён и обрадован тем, что дети смогли удачно сыграть пьесу, адресованную взрослым. Актёр согласился стать художественным руководителем детского актёрского центра, в 1991 году ставшим Московским гуманитарным актёрским лицеем, единственным в России учебным заведением, где школьники получают театральное образование с первого класса.

Именно вмешательству Филатова руководство школы благодарно за то, что её не закрыли в 1996 году, когда артист, уже очень больной, приехал из больницы на заседание комиссии, посвящённое будущему школы. Здоровье не позволило Филатову полноценно преподавать, хотя такое желание у него было. Однако он периодически приезжал в школу, участвовал в работе художественного совета, смотрел все новые спектакли, обсуждал их, помогал выбирать репертуар.

В 2010 году школе «Монотон», ставшей теперь Московским театральным колледжем, правительством Москвы присвоено имя Леонида Филатова[13].

Семья

Отец Леонида умер в 1982 году, был похоронен на Ашхабадском городском кладбище[14].

Первая жена — Лидия Кузьминична Савченко (род.08.11.1941), актриса[15].

Вторая жена (с 1982) — Нина Шацкая[15] (1940—2021), заслуженная артистка РФ (2008).

Последние годы

В 1993 году Филатов перенёс инсульт, в 1997 году — операцию по удалению почек. Более двух лет он провёл на гемодиализе — аппарате «искусственная почка».

В октябре 1997 года актёру была сделана операция по пересадке донорской почки.

В октябре 2003 года Филатов простудился, началась двусторонняя пневмония.

С 16 октября в тяжёлом состоянии находился в отделении реанимации Центральной клинической больницы. Всё это время был подключён к аппарату искусственного дыхания в состоянии «лекарственного и медикаментозного сна». Для лечения необходимо было принимать повышающие иммунитет препараты, что противопоказано при пересаженных органах из-за многократно повышающегося риска отторжения донорского органа. Спустя 10 дней, 26 октября 2003 года, Леонид Филатов умер на 57-м году жизни.

29 октября состоялось отпевание актёра в храме Воскресения Словущего на Успенском Вражке, церемония прощания прошла в Центральном доме кино. Похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Государственные награды

Читать пьесу Леонида Филатова «Еще раз о голом короле»


МОСКОВСКИЙ ТЕАТР СОВРЕМЕННИК
ЕЩЁ РАЗ О ГОЛОМ КОРОЛЕ
Принцесса – Ульяна Лаптева, Датский король – Артур Смольянинов
Фото Н. Мещерякова

Еще раз о голом короле

Неюбилейные заметки по поводу юбилейного спектакля «Современника»

К 45-летию «Современника» Леонид Филатов написал пьесу «Еще раз о голом короле» —

несказочную историю на темы Ганса-Христиана Андерсена, Евгения Шварца и наиболее неприглядной части нашей современности. Поставил ее по приглашению Галины Волчек Михаил Ефремов, осуществляя провозглашенную нынешним художественным руководителем театра программу передачи эстафеты молодым «на бегу». Помогли ему в этом дети известных — сын Владимира Высоцкого Никита (режиссер) и сын Александра Митты Евгений (автор сценографии и костюмов).

Вспоминается дивное, трогательное по своей искренности празднование 35-летия «Современника», когда на сцене сидела вся труппа театра (такой мизан-сценой не замедлили воспользоваться и другие коллективы по своим юбилейным поводам) и велся искренний диалог со зрителем: любой из зала мог подойти к микрофону и задать вопрос своему кумиру или пожелать всему театру сеять разумное, доброе, вечное. Десять лет спустя, приготовив к 45-летию осовремененного «Голого короля», простому зрителю слова не дали, но заставили сильно задуматься.

Возможно, на первом — юбилейном «Голом короле» Михаила Ефремова милое безантрактное представление воспринималось снисходительно и воодушевленно — как прелюдия к праздничному банкету. Но буквально на второй день юбилейный лоск слетел, и новый «Голый король» поставил отнюдь не риторические вопросы: на какую публику это рассчитано, и почему о ней — публике — здесь стали думать гораздо хуже, чем она есть на самом деле, если опустились до заигрывания с ней?

Ребенка из-за обилия ненормативной лексики на спектакль не приведешь, сам тоже удовольствие получишь небольшое, разве что предавшись сравнительному анализу: что было, что стало с «Голым королем» в новом времени.

Большой конфуз вызывает стиль Леонида Филатова, сильно изменившийся со времен его искрометного «Федота-стрельца». Увы, «Еще раз о голом короле» — не лучшее его произведение, в котором вкрапления авторского остроумия не спасают положения. Переписав очаровательную пьесу-сказку Шварца, он заставил говорить героев на языке якобы «продвинутых» подростков из подворотен. Принцесса свою фрейлину обзывает старой овцой, Король-отец Генриха-свинопаса — дебилом, церемониймейстер гувернантку — хабалкой, Король-жених здоровается со своей свитой не иначе как «привет олигофрены, кретины», все друг друга постоянно шлют куда подальше, и это самое безобидное из услышанного. Отдельные вспышки смеха в зале это вызывает, но в целом впечатление удручающее. Уличная (но не театральная!) лексика хоть и обыграна столь же вызывающими декорациями и костюмами Евгения Митты, режиссерски не оправдана, да и вряд ли подлежит достойному оправданию. Впечатление складывается, что актеры временами просто забывают, где они находятся и откуда держа т свои речи.

Леонид Филатов кардинально переосмыслил значение всех персонажей так, что не то что Шварц- сам Андерсен их не узнал бы. Свинопас-Генрих у Филатова — оголтелый люмпен-пролетарий, которого хлебом не корми — дай учинить переворот. Народные массы — серая безликая толпа, готовая верить первому встречному, пойти за тем, кто складнее говорит, и после всяческих революций раздеться вслед за своим оплошавшим королем. Король-жених — задумчивый «нудист в короне», Первый министр (в исполнении Сергея Гармаша) — орущий пьяница в костюме бомжа, Министр нежных чувств — гей, а Принцесса — разумная девушка, «клубника с молоком», вопреки Андерсену сочувствующая королю, а не свинопасу и потому меняющая сказочный ход истории. Голого короля, пожалев, она спасет от гнева толпы, а жениху-свинопасу не только даст отставку, но и спутает все его карты восхождения к власти. Горошина, на которой должна почивать Принцесса, в сей истории вырастает до размеров теннисного мячика; не смекалка «низов» заставляет Короля выйти в народ с голым зад ом, а давящий авторитет имиджмейкера, которым представляется Генрих-свинопас. В итоге приходят к тому, что здесь правы короли, а свобода — та же мода…

В целом Михаил Ефремов в пределах заданного текста со своей режиссерской задачей справился (но кто видел его антрепризную «Подземку», согласится — не та высота). А молодые актеры заслуживают действительно не дежурных комплиментов. Дмитрий Жамойда (Король-жених) строит роль с таким манящим подтекстом и создает столь яркий характер короля не «постылого», а думающего, что у Принцессы (Ульяна Лаптева) не остается иного выхода, как встать на защиту его чести. Александр Олешко (Министр нежных чувств), отдавая дань модной голубой тематике, колоритен и красив, как Херувимчик. Темперамент Сергея Гармаша — хмельного Первого министра — тоже найдет своих поклонников. И тем не менее…

Однако в юбилей принято говорить добрые слова. И хочется вспомнить, что накануне в «Современнике» Галина Волчек подарила публике свою вторую постановку «Трех сестер», где Михаил Ефремов в роли Соленого открыл невиданные глубины хрестоматийного образа. Потому прошу юбилейным спектаклем считать не перепевы легендарного «Голого короля», девальвирующие легенду, а последнюю работу Галины Борисовны Волчек «Три сестры» и актерское соло в нем Михаила Ефремова.

Ирина Корнеева
Время МН, 18 апреля 2001 года

Голый король — отрывок из спектакля Современника

Спектакль «Еще раз о голом короле» по пьесе Л. Филатова. «Театр Современник». Режиссер-постановщик Михаил Ефремов.
Место действия этого сказочного сюжета — Дания. История про то, как оторва-принцесса полюбила свинопаса, а он воспользовался этим для свержения монархии, и принцессу спешно сосватали датскому королю, которого тот же измазанный навозом антимонархист свинопас выставил голым.

Леонид Филатов Еще раз о голом короле Радиоспектакль

Радиоспектакль Филатова «Еще раз о голом короле» — это не просто радиопостановка, а целое театральное действо с участием множества персонажей и труппы известных театральных и кино актеров.

Читать по теме:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//