Мировая валютная система (МВС) представляет собой форму организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства, закреплённую межгосударственными и международными договорённостями.

На ранних этапах становления мировой валютной системы (XVII–XVIII вв.) валюты обменивались в соответствии с их «металлическим содержанием», что упрощало проблему определения курса обмена. В разных странах для чеканки монет использовали разные металлы: медь, серебро, золото (а также никель, олово, свинец и железо), однако в качестве меры определения валютных курсов служили благородные металлы. Одна часть стран ориентировалась на использование золота в качестве меры стоимости своих денежных единиц, другая часть – серебра. Идея обеспечить единообразие в определении валютных курсов впервые возникла в Великобритании в конце XVIII в., что и было закреплено решением Банка Англии о переходе к золотой основе при определении курса британского фунта стерлингов.

Выбор между золотом и серебром был окончательно предрешен раз и навсегда в период открытия больших золотых месторождений в Южной Африке.

Признание золота формой мировых и национальных денег и закрепление за ним всех функций денег произошло на достаточно мало известной Парижской конференции ( 1867 г.), что означало введение системы золотого стандарта.

Если образование системы золотого стандарта в XIX в. происходило под влиянием главным образом экономических причин, то переход от одной МВС к другой происходил под воздействием не только экономических, но в том числе и внешнеполитических и военных факторов. Так было в начале XX в., когда почти рухнула система золотого стандарта, так было в конце 1930-х гг., когда она распалась, и, наконец, Бреттонвудская система самоликвидировалась в результате кризисных явлений в мировой экономике.

Эволюция мировой валютной системы

Критерии

Парижская валютная система

Генуэзская валютная система

Бреттонвудсская валютная система

Ямайская валютная система.

Год подписания соглашений 1867г. 1922г. 1944г. 1976г.
База Золотомомонетный стандарт Золотодевизный стандарт Золотодолларовый стандарт Стандарт СДР
Использование золота как мировых денег   Золотые паритеты. Золото – резервное платежное средство. Официальная демонетизация золота
Свободный обмен всех валют на золото Свободный обмен на золото доллара США, фунта стерлингов, французского франка. Свободный обмен на золото доллара США по официальной цене.
Режим валютного курса Плавающие курсы в пределах золотых точек Плавающие курсы без золотых точек Фиксированные курсы Свободный выбор режима валютного курса
Высшая регулирующая структура Конференция. Международный валютный фонд

Парижская валютная система (1867 – 1922 гг.)

Парижская валютная система относится к системе золотого стандарта в его модификации, которая получила название «золотомонетный стандарт» — эта система, при которой обращение мировых денег состоит из золотых монет и банковских билетов, конвертируемых в золото. Режим золотого стандарта принимал последовательно три формы: золотомонетного стандарта вплоть до 1914 г., золотослиткового стандарта — в течение с 1922 по 1929 г., золотодевизный стандарт с 1944 по 1971 г. В режиме золотомонетного стандарта монетные дворы, занимающиеся чеканкой металлической монеты, имели право превращать слитки в монеты, чеканка была свободной и осуществлялась почти бесплатно; монеты составляли преобладающую часть денежной массы. Банковские билеты, обращающиеся на тех же правах, что и монеты, полностью конверти ровались в золото, и их эмиссия ограничивалась тем, чтобы эта конвер тируемость была всегда обеспечена золотом.

Парижская валютная система базировалась на следующих принципах.

1) Золотомонетный стандарт. Золото стало единственной формой мировых денег. Оно свободно обращалось, центральные банки могли продавать и покупать золото в неограниченных количествах по фиксированным ценам, любое лицо могло использовать золото без каких-либо ограничений,, импорт и экспорт золота не ограничивались.

2) Каждая валюта имела золотое содержание (Великобритания – с 1816 г., США – 1837 г., Германия – 1875 г., Франция – 1878 г., Россия — 1895 г.). К началу XX в. большинство ведущих стран, за исключением Китая, твердо связали себя с золотым стандартом. В соответствии с золотым содержанием валют устанавливались их золотые паритеты. Валюты свободно конвертировались в золото.

3) Сложился режим свободно плавающих курсов валют с учетом рыночного спроса и предложения, но в пределах «золотых точек». Если рыночный курс национальной валюты был выше паритета, основанного на золотом содержании валют, то должники предпочитали расплачиваться по международным обязательствам золотом, а не национальной валютой.

Плюсом в использовании золота в качестве мировых денег является относительная устойчивость такой «валюты» в силу того, что золото практически не изнашивается. Существенным минусом является негибкость золота как средства обращения. Именно поэтому фактически такую роль стали выполнять переводные векселя (тратты), номинированные в наиболее устойчивой и популярной валюте того периода – английском фунте стерлингов. Постепенно золото вытеснялось в функции средства платежа кредитными деньгами. Золото же в основном использовалось для оплаты государственного долга страны при пассивном сальдо ее платежного баланса. Кроме того, на неофициальной основе в качестве резервной валюты использовался фунт стерлингов.

Эпохой всеобщего распространения и эффективного функционирования международной системы золотого стандарта можно считать 1870—1913 гг. Систему золотого стандарта подорвала и фактически ликвидировала Первая мировая война, а попытки ее восстановления в 1920-е гг. были сметены Великой депрессией (1929—1933), мировым кризисом 1937 г., а затем и Второй мировой войной (1939 1945).

Распространение золотого стандарта в XIX в. стимулировалось промышленной революцией, расширением международной торговли, созданием и активизацией деятельности национальных и международных картелей и синдикатов. Система золотого стандарта обеспечивала беспрецедентное расширение международной миграции капитала, бурное развитие международного кредита, а также банковской системы и бирж, международного рынка ценных бумаг, где доминировали английские, французские и немецкие кредиторы и инвесторы.

Доверие к новой системе возрастало по мере всемирного ее распространения, что привело к практике осуществления международных платежей путем дебетования или кредитования иностранного счета вместо физической передачи драгоценного металла в виде золотых монет. С появлением телеграфа, телефона и телетайпа в руках валютных дилеров оказались технические средства для ведения международной валютной торговли на профессиональной основе.

Таким образом, система золотого стандарта была основана на простых принципах, закрепленных национальным законодательством стран, принявших режим золотого стандарта.

  • 1. Золото выступало в качестве официального резервного актива; оно свободно импортировалось, экспортировалось и торговалось па международных рынках; золотые слитки обменивались на золотые монеты.
  • 2. Каждая страна, принявшая систему золотого стандарта, официально устанавливала золотомонетный паритет своей национальной валюты, т.е. золотое содержание, выраженное через цену одной тройской унции золота (31,1035 г чистого золота) в единице национальной валюты, которое устанавливалось в законодательном порядке.

Официальная цена одной тройской унции золота была равна 20,672 долл, или 4,248 ф. ст. Золотомонетный паритет 1 долл. = 31,1035 г : 20,672 = = 1,504 гранов ; 1 ф. ст. = 31,1035 г : 4,248 = 7,322 гранов чистого золота. Золотомонетные паритеты валют определялись в гранах, соответственно 1 ф. ст. = 113, 001 гранов золота; 1 доллар США = 23,22 гранов золота [1].

  • 3. Центральные банки стран, принявших систему золотого стандарта, обязаны были покупать и продавать национальную валюту в обмен на золото но фиксированной цене.
  • 4. Количество денег в стране в депозитах и банкнотах определялось золотым резервом страны и золотомонетным паритетом национальной денежной единицы.
  • 5. В системе золотого стандарта валютные курсы были жестко фиксированными; их базовая ставка определялись соотношением золотомонетных паритетов национальных валют. Например, 1 ф. ст. = 113,00 гранов : : 23,22 грана = 4,87 долл.; 1 долл. = 23,22 грана : 113,00 гранов = 0,205 ф. ст.

Рыночные курсы валют могли отклоняться от своего золотомонетного паритета в ту или другую сторону в пределах золотых точек (Gold points), которые представляют собой предельные обменные курсы национальной валюты, на которые соглашаются импортеры и экспортеры. Золотая точка импорта — это валютный курс, при котором иностранные валюты выгоднее менять не на национальные деньги, а на золото в стране их происхождения.

Например, перевозка золота в объеме одного фунта стерлингов (113,00 трапов чистого золота) из Нью-Йорка в Лондон стоила 3 цента, и соответственно валютный курс доллара по отношению к фунту стерлингов мог быть выше или ниже базовой ставки на 3 цента. При 1 ф. ст. = 4,87 долл, доллар мог снизиться по отношению к фунту до 1 ф. ст. = 4,90 долл, (золотая точка экспорта) или подняться до 1 ф. ст. = 4,84 долл, (золотая точка импорта).

  • 6. Выход валютного курса за пределы золотых точек был связан с изменением состояния платежного баланса и предотвращался переливом золота между странами с дефицитным и профицитным платежным балансом. При обменном курсе доллара ниже 4,9 долл./1 ф. ст. начинался отток золота из Нью-Йорка в Лондон; и, наоборот, если обменный курс доллара по отношению к фунту стерлингов превышал 4,84 долл., то начинался отток золота из Лондона в США.

Регулирование платежных балансов по текущим расчетам осуществлялось посредством трансферта золота из страны с дефицитным балансом в страну с активным балансом. Утечка золота приводила к сокращению не только золота, но и эмиссии банкнот, т.е. к сокращению всей денежной массы, состоящей из золота и национальных денег. Это, в свою очередь, вызывало снижение цен на национальные товары, повышение их конкурентоспособности, расширение экспорта и сокращение импорта товаров, что вело к равновесию текущего платежного баланса.

Приток золота, напротив, обеспечивал дополнительный выпуск национальной валюты и увеличивал денежную массу. Соответственно увеличивались цены на национальные товары, снижалась их конкурентоспособность, сокращался экспорт, увеличивался импорт — сокращалось активное сальдо торгового баланса, выравнивался баланс по текущим операциям.

Механизм золотого стандарта никогда не функционировал идеально; его нарушения и отступления от основных принципов корректировались государственным регулированием и рыночными механизмами. Бумажные деньги были обеспечены золотым резервом не полностью, а частично; и золото выступало на национальном уровне как добавочные деньги. В 1872 г. в Великобритании, США, Франции золото в слитках составляло 28% денежной массы, золотые монеты — 13%, банкноты и депозиты — 59%; т.е. денежная масса была обеспечена золотом на 41%. В 1913 г. денежная масса основных стран была обеспечена официальными золотыми резервами всего на 13%, в том числе доля слиткового золота равнялась 10%, золотых монет — 3%, банкнот и депозитов — 87%.

В составе официальных резервов ведущих стран наряду с золотом накапливались и иностранные валюты, в основном это были английские фунты стерлингов, которые использовались как международное средство расчетов и платежей; и золото испытывало острую конкуренцию со стороны английского фунта.

В 1880 г. доля фунтов стерлингов в составе мировой валютной ликвидности составляла 6%, в 1913 г. — 20%; и вексель в фунтах стерлингов был наиболее распространенным международным платежным средством. С 1890 по 1913 г. Англия почти постоянно имела дефицит по международным текущим расчетам, который покрывался в основном национальной валютой; чистый вывоз золота был зарегистрирован лишь дважды за рассматриваемый период.

Урегулирование дефицитных и активных (профицитных) текущих платежных балансов осуществлялось не только и не столько трансфертом золота между странами, сколько перемещением капитала между странами. В целях преодоления дефицита по международным расчетам национальные валютные органы поднимали учетную ставку, что тормозило экономическую деятельность в стране (эффект дефляции), по способствовало притоку иностранного капитала и выравниванию текущего платежного баланса.

В стране с активом по текущим расчетам учетная ставка снижалась, что, с одной стороны, способствовало активизации экономической деятельности, а с другой, стимулировало вывоз капитала в страны с высокими процентными ставками и обеспечивало снижение активного сальдо и равновесие по текущим расчетам.

Отступления от теоретической модели золотого стандарта не нарушали, а дополняли механизмы регулирования международных валютных отношений, и вплоть до Первой мировой войны система золотого стандарта функционировала весьма эффективно. Национальные валюты свободно обменивались на золото в своих центральных банках и друг на друга по валютному курсу, отклонения которого от золотомонетного паритета национальных валют были минимальными и жестко фиксированными.

Золотые паритеты основных валют оставались стабильными; до 1914 г. были девальвированы всего две крупные валюты — доллар США и австрийский талер; фунт стерлингов и французский франк сохраняли свои золотые паритеты неизменными в течение ста лет. Фунт стерлингов был единственной весомой мировой валютой; Лондон — единственным международным финансовым центром, а Англия — главным экспортером капитала. Капитал вывозила и Франция, а также Германия, остальные страны были чистыми импортерами капитала, в том числе США и Россия.

В эпоху золотого стандарта финансовые и банковские кризисы, спекулятивные атаки, нарушения обязательств по внешним долгам (просрочки платежей, прекращение платежей, дефолты) были распространенным явлением.

В 1890-с гг. дефолт но внешним долгам объявляли Аргентина, Бразилия, Греция, Египет, Перу, Турция. В США финансовые кризисы произошли в 1873 и 1907 гг., спекулятивные атаки — в 1894—1896 гг.; Канада пережила банковский кризис в 1907 г. Причины платежных трудностей были разными; дефолт в Бразилии, например, был результатом падения мировых цен на кофе; в Турции — фискальный дефицит, который покрывался внешними займами. Долговые кризисы и банкротства в Аргентине, Греции, Египте происходили из-за непосильных платежей по внешним долгам.

Первая мировая война ознаменовалась кризисом мировой валяной системы. Золотомонетный стандарт перестал функционировать как денежная и валютная системы. Обмен валюты на золото продолжали осуществлять только США и Япония. К причинам, разрушившим систему золотого стандарта, относились: 1) значительная эмиссия бумажных денег для покрытия военных расходов; 2) введение воюющими сторонами валютных ограничений, препятствовавших единству международной валютной системы; 3) истощение ресурсов золота при финансировании военных затрат. К 1920 г. курс фунта стерлингов по отношению к доллару США упал на 30%, французского франка и итальянской лиры – на 60%, немецкой марки- на 96 %.

Вебинар 20 января 2021 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

9 Comments for this entry

  • agk:

    Превосходно! Читатели с нетерпением ждут продолжения.

  • Александр:

    Слов нет одни эмоции!!!!! И знаете, друзья, какая мысль пришла (а может вспомнилась чья та)- такая настоящая литература и есть настоящие, правдивые СМИ. И главное,она заставляет (именно заставляет, вспомните «Душа обязана трудится…») читателя трудится душой, потому что цепляет именно за душу (у кого она есть, поэтому у кого ее нет и борются с автором — им это не понятно, а что не понятно вызывает страх и ненависть). Как то путано получилось,но как могу, буду учится.

  • peres:

    По мере прочтения всё чаще задумываюсь вот о чём. Есть совсем немного авторов «вне времени» для них нет хронометрической шкалы, они чувствуют и мастерски описывают любую эпоху. Про Ирину Анатольевну можно сказать, что она «вне времени»

  • Сергей Лебедев:

    А вот лично мне уже который год не даёт покоя вопрос о той мистике, которая окружает не только произведения Ирины Анатольевны, но и то, что происходит в её жизни. И, чего уж скрывать, в жизни людей, сталкивающихся с ней по разным поводам.
    И, представьте себе, читаю «Парнасских сестёр» и нахожу кусочки мозаики, из которой складывается ответ на этот мой вопрос.
    Право слово, интересно-то как…
    Ладно, остальное — потом, потом. Читаю дальше.

  • Anna:

    А мне ужасно нравятся говорящие часы Сфейно. Ну что за прелесть эти часики! С каким милым нахальством они показывают, что время обладает энергией, а под его действием могут изменяться самые разнообразные свойства человека. Ну, прям, так и хочется пожать бронзовые лапки этих вольных часиков.

    • Сергей Лебедев:

      А вот меня почему-то несколько напрягает именно золотой песок времени в часах горгоны Сфейно. Даже царапает.
      На мой взгляд воля и золото как-то не совмещаются. А часики-то вольные, Вы правы.

      • Anna:

        Ой, забыла упомянуть, что имела ввиду говорящие часики повсюду сопровождающие Эвриале, являющуюся сестрой Сфейно.

        И вообще про часы — очень захватывающе, а в квартире у Сфейно было много часов:

        «- Видишь все эти часы? Знаешь, это ведь тоже иллюзия, — устало ответила Сфейно, собирая чашки со стола. — Посмотри, здесь есть часы, состоящие исключительно из деревянных деталей, а есть вполне мифические часы, целиком из стекла. Это аллегория своего времени. Стоит щелкнуть пальцами – они исчезнут. И во что тебе тогда останется верить? Дорогая, надо верить в себя! Надо больше доверять своей душе, собственным чувствам.»

        И только одни из них хрустальные, в которых течет не простой золотой песок, а думается мне, что золотой песок творческой души:

        «Сфейно тогда показала ей странные песочные часы, состоявшие из девяти хрустальных колбочек с именами девяти муз, песок из которых ссыпался в большую граненую колбу из цельного топаза. На этих часах будущей музе любовной поэзии сразу же бросилось в глаза, что время старшей музы Каллиопы уже пошло. Причем его было сравнительно немного, гораздо меньше средней продолжительности человеческой жизни. Часы старших муз Клио, Урании и Эвтерпы были неподвижны, и Сфейно тогда пояснила, что Каллиопа и сама может вдохнуть жизнь в сестер – в тех, кого сочтет достойными, а произойдет это сразу же, как только они ей понадобятся.

        Часы Терпсихоры, Мельпомены и Полигимнии шли ровно, отдавая топазовой колбе песчинку за песчинкой. Часики самой младшей музы, Талии, пока тоже молчали, но Сфейно мимоходом заметила, что в выборе Талии будет учитываться не только выбор Терпсихоры и Мельпомены, но и тех, кто всегда противостоит музам.»

        — Да, конечно, это тоже – «мифология»! – зло передразнила ее Сфейно. — Но надо хотя бы отдавать себе отчет, кто творит миф, и какова твоя роль в этом мифе. И хотелось бы, чтобы ты не просто знала о существовании этой эпической поэмы, но и поняла, что все современники Данте, имя которого можно проявить на флаконе Каллиопы, если подышать огнем, — были, всего лишь, персонажами его мифа. Вон в том углу стоят часы его времени, они многое могут рассказать, какие морали читались Данте теми, кого он поместил на круги и пояса Ада. И время для них остановилось, как они и хотели! Целую вечность им сейчас придется желать, чтобы время повернулось назад, чтобы о них были написаны совсем другие строки.

        Вдруг во всех комнатах многочисленные часы Сфейно начали отбивать двенадцать, хотя часики Эрато показывали всего половину одиннадцатого.

        — Ну, все, время вышло, они идут! Семь человек и две гарпии, – сказала Сфейно, прислушавшись к бою часов.
        Сорвав вышитую салфетку со стола, она подошла к топазовым часам с девятью флаконами и быстро завернула их в салфетку. Кремлевские куранты под портретом Медузы начали считать ступеньки, по которым незваные гости поднимались к горгоне.

        — Быстрее, к черному ходу! – тихо скомандовала Сфейно перепуганной Эрато. – Я тебя прикрою, а часы ты должна отсюда вынести. Боюсь, сама я их вынести не смогу. Я потом к тебе за ними приду! Давай, скорее, они уже рядом!»

  • peres:

    Роман как ветром сдувает эфемерную ценность материального окружения человека. Очень отрезвляюще действует. Эта книга — лучшее лекарство от очерствления души.

Добавить комментарий для Anna Отменить ответ

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//