cd12f8d6d154035efce4afb8b45f60dc (4)Эдвард Олби (англ. Edward Albee; 12 марта 1928, Вашингтон — 16 сентября 2016, Монток) — американский драматург.

Эдвард Олби родился 12 марта 1928 года в Вашингтоне. Через две недели и спустя после рождения был усыновлен семьёй богатого владельца театральных залов, Ридом и Фрэнсис Олби. Окончил школу Чоат и немногим более года посещал Тринити-колледж в Хартфорде (шт. Коннектикут). Затем обосновался в Нью-Йорке, перебиваясь случайными заработками, служил клерком, барменом, продавцом книг и пластинок, работал для радио, хотя материально был обеспечен. Жил в Гринвич-Виллидж, пробовал себя в поэзии и прозе. Как драматург дебютировал в 1959 году, позднее выступал в поддержку перспективных драматургов через объединение Олби-Барр-Уайлдер.

В 1960 году выпустил первый сборник пьес, обозначив в предисловии к нему установку на «Необычное. Невероятное. Неожиданное».

Является представителем так называемого «театра абсурда». Немотивированные столкновения персонажей и натуралистичные сценические эффекты передают в пьесах Олби бессмысленность современной жизни.

В них заметно влияние Э. Ионеско, и Олби охотно признаёт, что многим обязан французскому драматургу. За пьесу «Неустойчивое равновесие» (англ. A Delicate Balance, 1966) получил ежегодную премию «Тони» и Пулитцеровскую премию (1967); в 1975 получил Пулитцеровскую премию за «Морской пейзаж» (англ. Seascape, 1975), в 1994 — за пьесу «Три высокие женщины» (англ. Three Tall Women, 1994), которая удостоилась также ряда наград, присуждаемых критиками-театроведами.

Творчество Олби говорит об одиночестве людей и их неспособности к взаимопониманию. В остроумных, живых диалогах писатель изображает человеческое общение как борьбу за самоутверждение. Наиболее ярко она воплощена в пьесе «Кто боится Вирджинии Вулф?» (англ. Who’s Afraid of Virginia Woolfe?, 1962, премия «Тони»), где университетский профессор и его озлобленная жена на протяжении всего действия словесно распинают друг друга и двух несчастных гостей. Многообразие творческой манеры Олби выявляют такие разные пьесы, как метафизическая аллегория «Крошка Алиса» (англ. Tiny Alice, 1964), отвечающая требованиям сюжетной драмы, и «Ящик и цитаты из председателя Мао» (Box — Mao — Box, 1968), где речь персонажей на сцене и бесплотные закулисные голоса скорее переплетаются, как музыкальные темы в контрапункте, нежели выстраиваются в сколько-нибудь связный диалог.

Ранние одноактные пьесы Олби, в отличие от более поздних трёхактных, были сначала поставлены в Европе, где их высоко оценили, и уже потом в США. Кроме перечисленных, Олби написал также пьесы «Что случилось в зоопарке» (англ. The Zoo Story, 1959), «Смерть Бесси Смит» (англ. The Death of Bessie Smith, 1960), «Фэм и Йем» (Fam and Yam, 1960), «Американская мечта» (The American Dream, 1961), «Дама из Дюбука» (англ. The Lady from Dubuque, 1977) и «Человек с тремя руками» (англ. The Man With Three Arms, 1983). Ему принадлежат инсценировки «Баллада о невесёлом кабачке» (англ. The Ballad of the Sad Cafe, 1963) по повести Карсон Мак-Калерс, «Малькольм» (англ. Malcolm) по роману Дж. Парди, «Завтрак у Тиффани» (англ. Breakfast at Tiffany’s, 1966) по повести Трумена Капоте, переработка пьесы английского драматурга Джайлза Купера «Все в саду» (Everything in the Garden, 1967) и «Лолита» (англ. Lolita, 1979) по роману В. В. Набокова, «Пьеса про младенца» (англ. The Play About the Baby, 2000) и другие. Одно из последних произведений Олби — «Me, myself and I» (с англ. — «Я, я сам и моя персона») было поставлено в Нью-Йорке в 2010 году[7].

Эдвард Олби скончался 16 сентября 2016 года после непродолжительной болезни в своём доме в пригороде Нью-Йорка[8]. Ему было 88 лет.

Личная жизнь

С 1971 года Эдвард Олби жил с канадским скульптором, Джонатаном Томасом, который скончался в 2005 году[9]. Олби не скрывал своей гомосексуальности. В то же время он открещивался от таких ярлыков, как «писатель-гей». В своей речи, получая награду от ЛГБТ-организации под названием Lambda Literary Foundation, Олби, в частности, заявил, что он «не писатель-гей, а писатель, который оказался геем»[10].

История зоопарка — одноактная пьеса американского драматурга Эдварда Олби. Его первая пьеса была написана в 1958 году и завершена всего за три недели.[1] Пьеса исследует темы изоляции, одиночества, недопонимания как предания анафеме, социального неравенства и дегуманизации в материалистическом мире. Сегодня профессиональные театральные труппы могут ставить «Историю зоопарка» либо как часть «Дома в зоопарке» Эдварда Олби (первоначально назывался «Питер и Джерри»), либо как отдельную пьесу. Однако его приквел, Домашняя жизнь, написанный в 2007 году, может быть снят только как часть «Дома в зоопарке» Эдварда Олби.

Постановки

Премьера пьесы, отклоненная нью-йоркскими продюсерами, состоялась в Западном Берлине в Шиллеровском театре Веркштатт 28 сентября 1959 года в двойном прокате с немецкой премьерой Последней ленты КраппаСэмюэля Беккета.[2][3][4]

Премьера пьесы состоялась в Соединенных Штатах вне Бродвея в постановке Театра 1960 в Provincetown Playhouse 14 января 1960 года и закрыта 21 мая 1961 года. Пьеса была поставлена в паре с Последней лентой Краппа. Режиссер Милтон Катселас, актерский состав — Уильям Дэниелс (Питер) и Джордж Махарис (Джерри).[5][6] Махарис покинул производство 6 марта 1960 года, чтобы снять «Исход»Питер Марк Ричман (тогда известный как Марк Ричман) взял на себя роль Джерри 8 марта 1960 года.[7] Дэниэлс и Ричман выступали под восторженные отзывы более девяти месяцев. Ричман покинул постановку в январе 1961 года.[8] Пьеса получила в 1960 году премию Оби Уильяма Дэниэлса за выдающуюся игру и исполнительское мастерство.[5] (Майкл Карлан заменил Марка Ричмана на шесть недель, когда Ричман покинул шоу, чтобы сняться в фильме.)

Краткое описание сюжета

В этой одноактной пьесе рассказывается о двух персонажах, Питере и Джерри, которые встречаются на скамейке в Центральном парке Нью-Йорка. Питер — богатый руководитель издательства, у него жена, две дочери, две кошки и два попугая. Джерри — изолированный и обескураженный человек, отчаянно пытающийся наладить содержательный разговор с другим человеком. Он нарушает мирное состояние Питера, допрашивая его и заставляя слушать истории о своей жизни и причине его посещения зоопарка. Действие линейное, разворачивается перед аудиторией в “реальном времени”. Элементы ироничного юмора и безжалостного драматического саспенса достигают кульминации, когда Джерри низводит свою жертву до своего собственного дикого уровня.

В конце концов, Питеру надоел его странный компаньон, и он пытается уйти. Джерри начинает сталкивать Питера со скамейки запасных и бросает ему вызов бороться за свою территорию. Неожиданно Джерри замахивается на Питера ножом, а затем бросает его, чтобы Питер перехватил инициативу. Когда Питер держит нож, защищаясь, Джерри нападает на него и пронзает себя ножом. Истекая кровью на скамейке в парке, Джерри заканчивает свой рассказ о зоопарке, перенося его в непосредственное настоящее: «Мог ли я все это спланировать. Нет … нет, я не мог. Но я думаю, что я это сделал. В ужасе Питер убегает от Джерри, чьи предсмертные слова «О … мой … Бог» представляют собой комбинацию презрительной мимики и мольбы.

Исправленная версия

Олби написал приквел к Истории зоопарка под названием Домашняя жизнь. «Домашняя жизнь» написана как первый акт, а «История зоопарка» — как второй акт в новой пьесе под названием «Эдвард Олби дома в зоопарке» (первоначально называлась «Питер и Джерри»). «Домашняя жизнь» впервые была публично прочитана на Театральной конференции «Последний рубеж».

Кристофер Валленберг писал о Истории в зоопарке: «На протяжении многих лет у него [Олби] всегда было ноющее чувство, что чего-то не хватает в этой пьесе о тревожной встрече двух очень разных мужчин на скамейке Центрального парка …» Олби сказал: «История зоопарка — хорошая пьеса. Я очень рад, что написал эту пьесу. Но в этой пьесе полтора персонажа. Джерри — полностью развитый трехмерный персонаж. Но Питер — отстающий. Он не до конца развит. Питера нужно было дополнить «.[9]

В дополнение к дискуссиям о добавлении им действия и персонажа спустя почти 50 лет после написания оригинальной пьесы, театральное сообщество было ошеломлено заявлением Олби о том, что он больше не разрешит, чтобы История зоопарка ставилась профессиональными театральными труппами. Он разрешил ставить пьесу только в двух действиях. Этот шаг вызвал споры в театральном сообществе. Только непрофессиональные театры и театры колледжей могут ставить Историю зоопарка в ее оригинальной версии. Олби выступил в защиту изменения и добавления женского персонажа, жены Питера. Олби отметил, что с пьесой он может делать все, что захочет.[требуется цитирование]

История производства

Мировая премьера двухактной пьесы «Питер и Джерри» состоялась на сцене Хартфорда в 2004 году с Пэм Маккиннон в роли режиссера и Фрэнком Вудом в роли Питера, Джоанной Дэй в роли Энн и Фредом Уэллером в роли Джерри.[10]

Пьеса была поставлена за пределами Бродвея в Театре Второй сцены в 2007 году, в ней снялись Билл Пуллман, Даллас Робертс и Джоанна Дэй. Она называлась Питер и Джерри.[11]

Пьеса под названием «Эдвард Олби дома в зоопарке» была сыграна в театре Американской консерватории в Сан-Франциско в июне 2009 года с Энтони Фаско в роли Питера, Рене Огесеном в роли его жены Энн и Маноэлем Фельчиано в роли Джерри.[12]

Премьера «Дома в зоопарке» состоялась в районе Питтсбурга в качестве первого шоу театральной труппы Ghostlight в Гибсонии, Пенсильвания в июле 2010 года. В нем снялись Рич Кензи в роли Питера, Мэри Ромео в роли Энн и Нед Джонстон в роли Джерри, а режиссером выступил Гейб Херлингер.[13]

«Дома в зоопарке» открылся 23 февраля 2018 года в нью-йоркском Signature Theatre, в главных ролях Кэти Финнеран, Роберт Шон Леонард и Пол Спаркс.[14]

В популярной культуре

История зоопарка упоминается в фильме 1993 года «Сварливые старики».

История зоопарка является центральным элементом романа 2008 года Кишшат хадикат аль-Хаяван (английский: История зоопарка) марокканского драматурга и романиста Юсуфа Фахиля, действие которого разворачивается в среде актеров и драматургов Марокко 1970-х годов и марокканцев в Париже. Два главных героя романа, Ас-Симу и Рашид, хотят поставить марокканскую версию пьесы, но в их копии работы Олби отсутствуют важные страницы.

В зоопарке ссылается Джей Макинернис 1988 романа историю своей жизниМишель Трамбле-Ан-Франсес 1992 мемуарах повторяют перевороты де Театр (на английском языке: двенадцать разогреве), и Билл Хадерс сериала Барри (2018).

Читать Эдвард Олби «Что случилось в зоопарке»

Театр-студия на Юго-Западе (1990 год, Виктор Авилов)

«Случай в зоопарке» (Питер — Виктор Краславский, Джерри — Евгений Лукошков)

Произведения Эдварда Олби в «Книжной лавке»

Вебинар 19 января 2019 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.

Зарегистрируйтесь для участия в вебинаре, заполнив следующую форму и оплатив участие. Обязательны для заполнения только поля Имя и E-mail.

Емейл в форме оплаты в форме регистрации должны совпадать. После оплаты и проверки администратором на этот емейл вам будет выслана ссылка для участия в вебинаре.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//