Уильям Питер Блэтти (англ. William Peter Blatty7 января 1928Нью-ЙоркСША — 12 января 2017БетесдаМэрилендСША) — американский писатель, сценаристкинопродюсер и кинорежиссёр. Автор романа «Изгоняющий дьявола» («Экзорцист») и сценарист/продюсер одноимённой экранизации 1973 года.

Биография

Родился в семье выходцев из Ливана[2]. В раннем возрасте, когда ему было 6 лет, отец бросает семью и уезжает на родину, в результате чего последующие годы он с матерью были вынуждены часто менять местожительства, сменив двадцать восемь адресов. Мать была религиозной женщиной, что повлияло на его детство и выбор мест обучения: католическая школа грамматики св. Стефана в Нью-Йорке (Catholic grammar school, St. Stephen’s), подготовительная средняя иезуитская школа в Бруклине (Jesuit High School), а также Джорджтаунский университет (Georgetown University) и позднее — Университет Джорджа Вашингтона (George Washington University), где он изучал английскую литературу. Юношей, а затем и молодым человеком, подобно тысячам своих сверстников, был вынужден рано начать зарабатывать на жизнь, и перепробовал много профессий — от коммивояжёра и водителя грузовика до редактора городской газеты.

Литературная деятельность

В 1959 году в качестве «литературного негра» создал бестселлер «Дорогой подросток» для газетной колумнистки Эбигейл ван Бюрен, ведущей популярной колонки житейских советов «Дорогая Эбби». За эту книгу ван Бюрен её удостоили звания «Мать года», что вдохновило Блэтти на сочинение книг под собственным именем[3].

В 1949 году, в год окончания Джорджтаунского университета, один из преподавателей этого иезуитского учебного заведения, отец Томас В. Бермингем, предложил своему хорошо успевающему слушателю Блэтти взять темой диплома проблему «вселения нечистой силы в человека», и будущий писатель её реализовал. В 1951 году он поступил на военную дипломатическую службу в Военно-воздушные силы США, его корпус размещался в Бейруте. К этому времени относятся его первые литературные опыты. Его статьи печатались в различных журналах («The Saturday Evening Post» и др.).

После возвращения в США, в 1957—1958 годах он работал директором по связям с общественностью в Университете Южной Калифорнии.

В 1959 году опубликовал свою первую книгу — роман «Какой путь в Мекку, Джек?». Годом ранее он снялся в небольшой роли полисмена в фильме «Нет места для посадки». С этого начались его отношения с большим кинематографом, для которого впоследствии он готовил сценарии к комедийным фильмам («Человек из обеденного клуба», 1963; «Выстрел во тьме», 1964 и др.). Вскоре он стал одним из ведущих сценаристов комедий Голливуда. В середине 1960-х как автор начал сотрудничество с режиссёром Блейком Эдвардсом, для которого написал сценарии к картинам «Что ты делал на войне, папа?» (1966), «Ганн» (1967), «Любимая Лили» (1970).

«Экзорцист»

Затем комедии утратили былую популярность, в его карьере произошёл спад, и, не имея возможности найти работу сценариста, писатель арендовал домик около озера Тахо и начинал работать над новым романом. История его написания началась давно. В конце 1940-х, еще будучи студентом Джорджтаунского университета, он впервые услышал историю об изгнании беса из 14-летнего мальчика в городке Маунт Райнер (Mount Rainer) штата Мэриленд. Тогда два иезуитских священника якобы изгнали демона из тела мальчика, проявлявшего перед этим сверхъестественные способности. Он бегло говорил и ругался на латинском языке, кровать под ним перемещалась по комнате, к тому же у него появилась большая сила. Статья репортёра Билла Бринкли (Bill Brinkley) об этом случае была напечатана в газете «Washington Post» 20 августа 1949 года, но этого мальчика ещё в мае того же года направили для реабилитации и последующего изучения этого необычного случая именно в госпиталь Джорджтаунского университета.

По одной из версий, начало будущей книге дал выигрыш в 10 тысяч долларов на телевизионном шоу Граучо Маркса (Groucho Marx) «Пари на вашу жизнь» («You Bet Your Life»). А когда ведущий Граучо спросил победителя, что он собирается делать с этой суммой денег, Уильям ответил, что планирует бросить работу, чтобы всё свободное время посвятить работе над романом. Но написание романа очень затянулось, так что Блэтти пришлось жить на пособие по безработице. В другом интервью Блэтти говорит, что эти 10 000 долларов он получил в 1970 году в качестве аванса от издательства «Bantam Books».

Спустя 9 месяцев напряжённой работы (по 14-18 часов в день) в нью-йоркском издательстве «Harper & Row», которому «Bantam Books» продала права на публикацию, в мае 1971 года тиражом в 200 000 экз. вышла книга на тему экзорцизма под названием «Изгоняющий дьявола» (Exorcist).

Хотя издательство потратило немало средств на раскрутку романа, книгу никто не хотел покупать. Возможно, потому, что слово Exorcist в её английском названии в то время мало кому было известно. Ведь это католический термин — протестанты традиционно с одержимыми не церемонились и сжигали их на кострах.

Продажи пошли в гору лишь тогда, когда Блэтти попал на популярное телевизионное ток-шоу The Dick Cavett Show. Он должен был провести на экране лишь несколько минут, но из-за проблем с другими гостями (программа транслировалась в прямом эфире) Блэтти выделили почти всю программу, и он проговорил об «Изгоняющем» 45 минут. Когда он объяснил толком, что значит «exorcist» и о чём рассказывает книга, её стали раскупать как горячие пирожки, и она больше года провела в «топах» бестселлеров[4][5].

После этого книга вышла в мягкой обложке тиражом 350 000 экз., а экземпляров дешёвого карманного издания было выпущено 4 млн лишь за первые полгода. В последующие годы только в США было продано 13 млн экземпляров, а к 2006 году она выдержала не менее сотни изданий во многих странах мира.

Этому способствовала также удачная экранизация романа режиссёром Уильямом Фридкиным. Картина «Изгоняющий дьявола», вышедшая на экраны в 1973 году, стала классикой не только фильмов ужасов, но и мирового кинематографа. В ней писатель снялся в короткой роли продюсера фильма для главной героини.

Другие работы

С тех пор Уильям Блэтти писал в основном романы, в которых присутствуют демоны в переплетении с нестандартными оборотами человеческой психики, хотя, по собственному признанию автора, его никогда не привлекали и не привлекают романы ужасов и мистика. Он даже никогда не читал подобную литературу. Среди своих любимых авторов он отмечал Грэма ГринаФёдора ДостоевскогоРоберта Натана и Рэя Брэдбери.

Он написал произведение короткой формы — короткую повесть «Где-то там» (1999), в которой объяснял, что мертвецы, находясь в загробном мире, не понимают, что они уже мертвы. Эта 100-страничная повесть должна была по замыслу стать романом, но Блэтти не расширил её. Он написал по ней сценарий.

Жил в Монтесито (Montecito) в штате Калифорния, был женат, семеро детей.

Смерть

Блэтти умер от множественной миеломы 12 января 2017 года, в больнице Бетесды, штата Мэриленд, через пять дней после своего 89-го дня рождения[6][7][8][9][10].

«Изгоняющий дьявола» — роман ужасов 1971 года, написанный американским писателем Уильямом Питером Блэтти и опубликованный издательством «Харпер энд Роу». В книге рассказывается о вселении демона в одиннадцатилетнюю Риган Макнил, дочь известной актрисы, и двух священниках, которые пытаются изгнать демона. Роман лег в основу весьма успешной, получившей «Оскар» экранизации, вышедшей два года спустя, сценарий к которой также был написан и спродюсирован Блатти, за что он получил премию «Оскар». Со временем к «Изгоняющий дьявола» были добавлены новые фильмы и книги.

Роман был вдохновлён случаем 1949 года предполагаемого одержимости демонами и экзорцизма, о котором Блетти услышал, когда был студентом 1950 года в Джорджтаунском университете.[1] В результате действие романа происходит в Вашингтоне, округ Колумбия, недалеко от кампуса Джорджтаунского университета. В сентябре 2011 года роман был переиздан издательством HarperCollins в честь его 40-летия с небольшими изменениями, внесёнными Блатти, а также с иллюстрациями Джереми Канильи на обложке.

Сюжет

Пожилой иезуитский священник по имени отец Ланкестер Меррин руководит археологическими раскопками на севере Ирака и изучает древние реликвии. После того как он находит маленькую статуэтку демона Пазузу (настоящего древнего ассирийского демона), ряд предзнаменований предупреждает его о грядущей схватке с могущественным злом, с которым, как читатель ещё не знает, он уже сражался во время экзорцизма в Африке.

Тем временем в Джорджтауне юная девушка по имени Риган Макнил живёт со своей знаменитой матерью, актрисой Крис Макнил, которая снимает в Джорджтауне фильм. Крис арендовала дом, чтобы они с Риган могли жить там во время съёмок. Риган находит в подвале дома доску для спиритических сеансов и использует её, чтобы общаться с существом, которое называет себя «Капитан Хауди». Когда Крис заканчивает работу над фильмом, Риган начинает необъяснимым образом заболевать. После серии постепенных полтергейстных проявлений в их арендованном доме, которым Крис пытается найти рациональное объяснение, Риган начинает стремительно меняться в психологическом и физическом плане: она отказывается есть и спать, становится замкнутой, всё более агрессивной и жестокой. Риган изгибает своё тело, наклоняясь и поворачиваясь в невозможных направлениях, в какой-то момент она ходит за своей наставницей Шэрон, шипя и извиваясь, как змея. Поначалу Крис принимает поведение Риган за результат подавленного гнева из-за развода родителей и отсутствия отца.

В сочетании с этими событиями происходят беспорядки в местной церкви Святой Троицы, которая за последнее время несколько раз подвергалась осквернению. Детектив Киндерман начинает расследование в отношении отца Карраса, и они обмениваются тревожными историями о чёрной мессе, католическом богословии и кинозвёздах 1960-х. В этот момент романа Бёрк Деннингс был убит, а его голова была полностью вывернута. «Мог ли это сделать другой человек? Да, но он должен был быть исключительно сильным мужчиной».

После нескольких безуспешных психиатрических и медицинских процедур (рентген, лекарства, анализ височной доли) мать Ригана, атеистка, обращается за помощью к местному священнику-иезуиту, поскольку личность Ригана становится всё более неуравновешенной, а врачи так и не могут найти причину. Отец Дэмиен Каррас, который в настоящее время переживает кризис веры в сочетании с недавней потерей своей матери, соглашается обратиться к Риган как к психиатру, но поначалу сопротивляется представлению о том, что это настоящая демоническая одержимость, указывая на достижения науки, которые могут объяснить то, что ранее считалось одержимостью. После нескольких встреч с ребенком, в котором теперь полностью обитает дьявольская личность, называющая себя дьяволом, он обращается к местному епископу за разрешением провести над ребенком экзорцизм.

Епископ, с которым он консультируется, не считает, что Каррас обладает достаточной квалификацией для проведения обрядов, и назначает для проведения экзорцизма опытного Меррина, который недавно вернулся в Соединённые Штаты, хотя и позволяет сомневающемуся Каррасу помогать ему. Длительный экзорцизм проверяет священников как физически, так и духовно. Когда Меррин, который ранее страдал от сердечной аритмии, умирает во время процесса, завершение экзорцизма в конечном счёте ложится на плечи отца Карраса. Когда он требует, чтобы демонический дух вселился в него вместо невинной Риган, демон пользуется возможностью вселиться в священника. Каррас героически жертвует своей жизнью в обмен на жизнь Риган, выпрыгивая из окна ее спальни, и умирает, вновь обретя веру в Бога во время чтения его последнего обряда.

Написание

Блатти подумывал о том, чтобы написать роман, основанный на истории об экзорцизме Доу, с тех пор, как он написал об этом, будучи студентом колледжа, даже когда в начале 1960-х годов стал успешным автором юмористических романов и сценаристом, но его агент отговорил его от этого, когда он поднял эту тему. Но после просмотра киноверсии«Ребёнка Розмари»Айры Левина в 1968 году Блатти сказал своей жене, что хочет написать похожую историю. Ему понравилось, что режиссёр Роман Полански не давал зрителям понять, были ли опасения главной героини за своего нерождённого ребёнка искренними, но концовка показалась ему «пошлой», низводящей дьявола до уровня шутки.[2]

Блатти считал, что мог бы улучшить концовку «Ребёнка Розмари», сделав духовную борьбу более центральной темой истории. После того, как он представил свой рассказ редактору Bantam Books на коктейльной вечеринке, он получил аванс в размере 25 000 долларов (219 000 долларов в 2023 году[3]) и начал писать у себя дома в Энсино, штат Калифорния, принимая стимуляторы, чтобы писать по 16 часов в день и закончить роман за ожидаемые 10 месяцев. По мере того, как он писал, история, которую Блатти изначально представлял себе происходящей в основном в зале суда, вместо этого переместилась в места, где происходили описанные события, и стала более мрачной: одержимая Риган мастурбировала с помощью распятия и выкрикивала непристойности в адрес священников, пытавшихся изгнать демона, чтобы сделать зло более отталкивающим для читателей.[2]

Вдохновение

Прототипом персонажа отца Меррина стал британский археолог Джеральд Ланкестер Хардинг, который проводил раскопки в пещерах, где были найдены Свитки Мёртвого моря, и с которым Блатти познакомился в Бейруте. Блатти заявил, что Хардинг «был моим физическим прототипом, когда я создавал персонажа [Меррина], чьё имя, прошу заметить, Ланкестер».[4] Другим источником вдохновения был теолог-иезуит Пьер Тейяр де Шарден, профессиональный археолог, работавший на нескольких известных раскопках.[5]

Некоторые аспекты романа были вдохновлены экзорцизмом, проведённым священником-иезуитом отцом Уильямом С. Боудерном, который ранее преподавал в Университете Сент-Луиса и средней школе Университета Сент-Луиса. Недавнее журналистское расследование, проведённое независимым журналистом Марком Опсасником, указывает на то, что в 1949 году действительно был проведён экзорцизм над мальчиком из Коттедж-Сити, штат Мэриленд, которого Опсасник называет псевдонимами Робби Маннхейм и Роланд Доу. Мальчика отправили в дом его родственников на Роанок-драйв в Сент-Луисе, где и происходил в основном обряд экзорцизма.[6] Однако, по словам журналиста, «существует слишком много свидетельств того, что в детстве у него [Роланда Доу] были серьёзные эмоциональные проблемы, связанные с его семейной жизнью. Нет ни одного веского доказательства, подтверждающего версию о демоническом одержимости».

Блатти упоминает о Луденских одержимых и Лувьерских одержимых на протяжении всей истории, в основном когда отец Каррас изучает одержимость и экзорцизм, чтобы представить дело своему начальству. [7] Он также заставляет одного из своих персонажей рассказать короткую историю о неназванном мошеннике медиуме, который учился на священника-иезуита. Эту историю можно найти в «Трудах Общества психических исследований», том 114, 1930 год, в статье Дэниела Дангласа Хоума о мошеннических практиках.[8]

Высказывалось предположение, что Ширли Маклейн, бывшая соседка Блатти в Калифорнии, могла стать прототипом персонажа Криса МакНила. Фамилия похожа; «Нил» может быть анаграммой «Лейн».[9] Ещё одна связь между жизнью и искусством: в то время, когда Блатти была знакома с Маклейн, у неё, как и у Криса МакНила, в качестве домашней прислуги была супружеская пара европейцев. Кроме того, Блатти включил цитаты из Маклейна в диалоги романа.[10]

Достижения

Согласно исследованию Испанского книжного института, в 1975 году книга в переводе на испанский язык была восьмой по популярности книгой, проданной в Испании.[11]

Издания

Cemetery Dance в октябре 2010 года выпустила специальное коллекционное издание «Изгоняющего дьявола» и его продолжения «Легиона», подписанное Блатти (978-1587672118 ISBN). Ограниченное издание в 750 экземпляров (с дополнительными 52 экземплярами в кожаном переплёте) больше не издаётся.[12] В сентябре 2011 года «Изгоняющий дьявола» был переиздан в честь 40-летия в мягкой обложке, твёрдом переплёте и в виде аудиокниги с другими иллюстрациями на обложке. В этом новом, обновлённом издании представлены и переработаны материалы, как пишет Блатти: «В 40-летнем юбилейном издании «Изгоняющего дьявола» будет немного нового материала, а диалоги и проза будут тщательно отредактированы. В нём также представлены все новые обложки и интерьеры, нарисованные Джереми Канильей. В первый раз у меня не было времени (то есть средств) на второй черновик, и вот он наконец-то готов. За сорок лет, которые я размышлял об этом, несколько небольших изменений были неизбежны — плюс один новый персонаж в совершенно новой, очень жуткой сцене. Это та версия, которую я хотел бы запомнить.[13]

Переводы

Роман был переведён на многие языки, включая испанский и бенгальский. Перевод на бенгальский был выполнен покойным популярным бангладешским писателем и сценаристом Хумаюном Ахмедом.

Адаптации

В 1973 году по роману Блатти был снят одноимённый фильм режиссёром Уильямом Фридкиным с Эллен БёрстинМаксом фон СюдовымЛи Дж. КоббомДжеком МакгоуэромДжейсоном Миллером и Линдой Блэр. Сценарий фильма принёс Блатти премию «Оскар» за лучший адаптированный сценарий. В 1974 году знаменитый японский автор ужасов Кадзуо Умэдзу также создал короткую комикс-адаптацию этого фильма.

В феврале 2014 года BBC Radio 4 транслировало двухсерийную адаптацию романа Роберта Форреста[14] в постановке Гейнор Макфарлейн с Робертом Гленистером в роли отца Карраса, Лидией Уилсон в роли Риган, Терезой Галлахер в роли Крис Макнил, Карлом Джонсоном в роли детектива Киндермана, Брайаном Диком в роли отца Дайера, Александрой Мэти в роли Демона и Иэном МакДиармидом в роли отца Меррина.

Театральная адаптация романа была написана Джоном Пильмайером и впервые представлена в театре «Геффен» в Лос-Анджелесе в июле 2012 года. Режиссёром выступил Джон Дойл, а в главных ролях снялись Брук Шилдс, Дэвид Уилсон Барнс, Ричард Чемберлен, Эмили Йеттер, Гарри Гроунер, Рослин Рафф, Маноэль Фелсиано, Том Нелис и Стивен Богард. Премьера пьесы состоялась в Великобритании в Бирмингемском репертуарном театре в октябре 2016 года при участии Билла Кенрайта. Режиссёром новой постановки стал Шон Матиас, художником-постановщиком — Анна Флейшл, а главные роли исполнили Дженни Сигроув в роли Крис, Питер Боулз в роли Меррина и Адам Гарсия в роли Дэмиена.[15]

Читать Уильям Питер Блэтти — Дилогия об изгоняющем дьявола

Доступные форматы для скачивания:

Скачать в формате FB2 (Размер: 533 Кб)

Скачать в формате DOC (Размер: 433кб)

Скачать в формате RTF (Размер: 433кб)

Скачать в формате TXT (Размер: 445кб)

Скачать в формате HTML (Размер: 451кб)

Скачать в формате EPUB (Размер: 584кб)

Вебинар состоится 8 февраля 2025 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.

Для участия в вебинаре — оплатите февральский абонемент. Если делаете это впервые, укажите свой мейл, по которому будете получать ссылки на платформу и записи вебинаров.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//