Вначале сделаем ссылку на биографию автора данного опуса, о котором большей частью никто из нас не слышал, хотя и жил чевек сравнительно недавно.

Шарль Фоссе (29 июля 1869 г. Камбре, Франция — 27 ноября 1946 г. Монте-Карло, Монако) — французский учёный-ассириолог, шумеролог и археолог, мистик XIX—XX вв.

Шарль Фоссе — французский ассириолог и мистик XIX в. Его перу принадлежит фундаментальный труд о месопотамских магических техниках «Ассирийская магия». Живя на рубеже веков, он внес значительный вклад в ассириологию и исследования магии. Его работа и вклад в науку остался незамеченным только из-за общественно-политической ситуации того времени.

О личной жизни Фоссе ничего неизвестно. Шарль Фоссе был очень увлечён своей работой и имел большое число экспедиций в страны Ближнего Востока. Шарль Фоссе издал несколько научных трудов.

Образование

Фоссе имел замечательное для того времени образование: он обучался в Парижском Университете совместно с Эмилем Дюркгеймом. Учителем Фоссе был великий Юлиус Опперт, один из первых дешифровщиков клинописи и основатель шумерологии.

Карьера

В связи с большой занятостью и увлечённостью наукой он не сделал выдающейся карьеры. Тем не менее, он занимал ряд должностей.

  • Член Французской школы в Афинах (1894—1897)
  • Французского института восточной археологии в Каире (1897—1899).
  • Профессор философии и ассирийской археологии в Коллеж де Франс (1906—1939)
  • Директор исследований в Школе Практической высших исследований (1907—1938).
  • Инспектор восточного книгопечатания в Национальной печати.

Вклад в науку

Главным открытием Фоссе является копия одной из надписей ассирийского царя Синаххериба (т. н. «надпись из Бавиана»). Это произошло во время раскопок в Эль-Хадре и сделало его имя известным в научных кругах. Он также принимал участие в персидской археологической экспедиции, где тоже нашел немало выдающегося. Фоссе писал словари, справочники, научно-популярные книги, издавал ассирийские и вавилонские тексты.

Труды

Основным и общеизвестным его трудом является исследование месопотамских магических техник — «Ассирийская магия».

Оккультная деятельность

Фоссе изучал месопотамские магические техники сперва как учёный-ассириолог, а затем как и практик. Результатом его научной работы стал труд «Ассирийская магия». Далее он обобщил некоторые сведения из своих предыдущих исследований и мистического опыта и написал труд «Иерусалимской Магии Ритуалы». В нём он описал как свои научные изыскания так и оккультные идеи, утверждая, что Иерусалимская Магия имеет происхождение ещё из Шумера. В этом же труде он тесно увязывает происхождение магии с внеземными существами — ануннаками, которых он в то же время тесно увязывает с Нефилимами.

Труд «Ритуалы Иерусалимской магии» Фоссе, так и не закончил, хотя и был близок. На сегодняшний день его рукописи хранятся во Французской Национальной Библиотеке, а все существующие копии являются неофициальными, хотя их достоверность подтверждена.

Тут надо, конечно, усомниться не только в том, насколько подлинной является рукопись данного труда. Сомнения вызывает не только отсутствие полной биографии этого оккультиста и мистика, поскольку касается такого расплывчатого предмета. Не имеется ни одной прижизненной фотографии автора. Дата смерти в Монако… все слишком зыбко, оккультно и магически.

Однако в книге есть рисуночки, например, демона ветров Пазузу, с именем которого связаны все случаи достоверного экзорцизма в ХХ столетии.

Пазузу (лат. Pazuzu) — в ассирийской и вавилонской мифологии повелитель демонов ветров, сын бога Ханби. Изображался с человеческим телом, с головой льва или собаки, с львиными лапами и когтями на ногах, с двумя парами крыльев, с жалом скорпиона и змеевидным пенисом. Часто изображался с поднятой правой рукой и опущенной левой, что символизировало жизнь и смерть, созидание и разрушение. Пазузу — демон юго-западного ветра, который приносил засуху и голод в засушливые сезоны и потопы — во влажные. Фигура Пазузу нередко использовалась при создании амулетов, призванных бороться с зловредной силой Ламашту, который мог причинить вред ребёнку и матери во время родов. Также Пазузу выступал в роли защитника людей от чумы и злых сил.

Например, именно в последнее время, т.е. с 2019 г. эпохальный труд Шарля Фоссе начинают всячески пропагандировать.

Ассирийская магия — это, главным образом, оборонительное оружие. Зло, против которого направлена магия,— это почти исключительно зло физическое, недуг, боль. Игнорируя истинные причины этого зла, человек относил его то за счет злых духов, постоянно занятых тем, чтобы приводить в расстройство вселенную или терзать его тело.

Ассирийцы различали две, очень отличающиеся по численности и значению, разновидности демонов — добрых и злых. Добрые демоны играют лишь, так сказать, охранительную роль: они занимают тело человека, дом или дворец, чтобы воспрепятствовать злым силам проникнуть туда и произвести опустошения.

Ассириец совершенно не мог себе представить, чтобы место оставалось пустым: если дух, покровительствующий человеку, покидает его, им не замедлит завладеть злой гений. Добрые демоны называются шеду и ламассу; мы еще увидим, что существует злой шеду. О них часто упоминают царские надписи, благодаря чему мы знаем, что именно они изображались в виде крылатых быков, которых ассирийские цари ставили на стражу у входа в свои дворцы и которые в настоящее время украшают наши музеи. Список же злых демонов гораздо длиннее, чем добрых, и очень возможно, что им эта категория духов, деятельность которых вызывала у ассирийцев трепет, не исчерпывается. В заклинаниях духи зла перечисляются в соответствии с неизменным порядком, но часто не все. Наиболее полный список – утукку(utukku), алу(alu), этемму (etemmu), галлу (gallu), злого илу (Ilu), рабицу (rabisu), ламашту, лабацу (labasu), аххазу, лилу (lilu), ардат лили (ardat lili), намтару (namtaru) и асакку (asakku). Каждое из этих имен обозначает не персону, а вид демонов. Говоря об этих демонах, тексты сообщают: «Их семь», и, несмотря на то значение, которое вавилоняне приписывали этому числу, нам, без сомнения, следует, не воспринимая его буквально, подразумевать под ним гораздо большее количество.

Для обозначения же ведьм и колдунов в ассирийском языке существует очень много слов. Часто оттенки разницы между разными словами практически незаметны, но если вдуматься, то каждое слово возникало вместе с явлением, которое оно обозначало. Значит, какая-то разница все-таки существует. Кстати, следует отметить, что у ассирийцев ВПЕРВЫЕ появляется понятие «колдун». Вспомните хотя бы сказку про Аладдина, в которой одним из персонажей был колдун из Магриба – области в западной Азии, жители которой славились как превосходные колдуны.

Самое частое ассирийское название колдуна — kassdpu, от корня ksp, возможно, тождественного арабскому qsb, «отравлять». Следовательно, kassdpu мог являться колдуном, действовавшим посредством приворотных зелий и ядовитых жидкостей. Слово rdhu для нас не отличается от kassdpu. Подобно ему, он использует в своем колдовстве слюну людей и животных. Далее мы увидим, что у ассирийских колдунов была очень распространена практика порчи и что изображение лица, которое требовалось околдовать, часто пряталось в стене или под плитами мостовой. Возможно, именно по ассоциации с этим приемом колдуна часто называли sahiru, от глагола sahdru, который, в формах usaksad и ustaksad, означает «окружать стеной», «прятать».

Кстати, о колдунах. Ассирийцы приписывали колдовские способности скорее женщинам, нежели мужчинам, и, как кажется, они верили, что ведьмы многочисленнее и могущественнее колдунов. Большая часть заклинаний направлена против ведьм, а когда рядом с ними появляются колдуны, то лишь мимоходом, чтобы вскоре снова уйти в тень. Правда, справедливости ради стоит заметить, что существовало некоторое «разделение труда» — гаданиями и астрологией в Ассирии и Месопотамии занимались преимущественно мужчины, а толкованием снов и составлением рецептов — женщины. Можно подумать, что причиной тому – низкое положение женщины в тогдашнем обществе, но это не так. Во-первых, во всех законах этого общества женщина является правоспособным лицом; во-вторых, давно замечено женское вещее чутье, интуиция будущего и особое понимание внутреннего мира. Вследствие этого женщина в древности — превосходный толкователь снов и травник (чувство внутреннего), но редко астролог и гадатель по печени (умение прочесть внешний знак).

Колдуны и ведьмы — человеческие существа, однако народное суеверие приписывает им особые повадки, и тем, кто намеревается сдружиться с духами и повелевать миром материи, следует стремиться ко всему, что может поразить воображение современников, и, сгущая покров тайны вокруг своего образа жизни, питать фантазии о том, что совершается по их воле. Кроме того, те, кто более или менее сознательно приобрели репутацию колдунов, становятся для своих сограждан объектом ненависти, а равно и страха; взвалив на свои плечи ответственность за неисчислимые бедствия, они никогда не знают, которое из этих двух чувств овладеет душами людей, считающих себя их жертвами. К тому же ведьма, имя которой стало известно, — пропащая ведьма, так как в таком случае ее чары обращаются на нее.

Заклинания часто вопрошают: «Кто ты, ведьма, которая преследует меня?»», или же: «Кто ты, чей сын; кто ты и чья дочь?». Тот, кто знает, с кем имеет дело, спешит объявить: «Я знаю вас, я вполне уверен». Следовательно, первейшая забота ведьмы — ускользнуть от «следствия», именно поэтому она предпочитает жить в уединенных местах, в развалинах или даже внутри стены.

Для этого ей необходима необычайная ловкость, которой она и обладает на самом деле. Она проникает сквозь всевозможные стены и ограды. Ее могущество не знает пространственных ограничений: «вселенная — ее владение, она прогуливается по всем горам», «она идет по улицам, проникает в дома, проскальзывает в крепости, ходит по перекресткам». Впрочем, она соединяет в себе все преимущества физического превосходства. У нее не только «проворные ноги и гибкие колени», но еще и «зоркие глаза и сильные руки». Природа ведьмы достаточно тонка, чтобы позволять ей проникать в тело человека; она поселяется в нем как демон и подобно демону изгоняется: «Изыди из моего тела; из моего тела удались… из моего тела уходи». Ничто, ни на земле, ни на небе, не может избежать ее могущества. Подобно людям, ее возмущающему воздействию подвержены и стихии. Она изнуряет небеса и волнует землю, она раскачивает море подобно южному ветру, направляет свое волшебство против неба и чары — против земли. Она может насылать плохие сны, гибельные предзнаменования и чудеса. Она общается с демонами, обращая против человека злого утукку, этемму, шеду и злого илу, а при наведении порчи делается приспешницей ламашту, отдавая ей изображение человека, которому желает зла.

Или вот, например, менее многословно.

Книга выдающегося французского ассириолога посвящена исследованию комплекса магических представлений древней Ассирии и Вавилона.

Автор, основываясь на дешифровке древнеассирийских текстов, которые приводятся в самой книге, подробно описывает магические и врачебные практики, существовавшие в Ассирии и Вавилоне, а также подробно анализирует комплекс магических и религиозных представлений этой культуры.

Год издания: 2019 г.
Ассирийская Магия (2019).pdf

С полным текст книги можно ознакомиться, например, здесь:

«…Книга, предлагаемая вашему вниманию, отличается от этого безликого сонма полунаучных-полуоккультных изданий сочетанием лучших черт научности в подходе и художественности в изложении. Она написана строго и логично, все ее концепции фактически и методологически обоснованы, в каждой ее главе цитируются тексты, переведенные самим автором с аккадского и шумерского языков, а в конце глав дается обширнейшая для своего времени библиография. Однако читается она легко и с интересом, а выводы, сделанные автором, могут быть проверены читателем на обширном материале Приложения, в котором приведены наиболее частотные для вавилоно-ассирийской культуры заговорные формулы.

Когда издательство «Евразия» предложило мне отредактировать книгу по ассириологии, вышедшую в 1902 году, да еще по такому предмету, как магия, я, признаться, не был уверен в своем положительном ответе. В нашей науке устаревают даже монографии, вышедшие пятнадцать-двадцать лет назад: меняется чтение клинописных знаков, уточняются исторические факты, неизбежно обновляется библиография — и прежней трудоемкой работы как будто не существовало. Конечно, все ученые упоминают в своих новых работах классические, хотя и устаревшие труды предшественников. Упоминают, но редко цитируют, предпочитая новейшие исследования и издания. Что же должно остаться от работы, вышедшей почти столетие назад, в эпоху первых детских шагов ассириологии, когда не было ни больших словарей, ни грамматик? Вероятно, две-три удачные гипотезы, не более. И каково же было мое удивление, когда после прочтения старой книги малоизвестного французского ассириолога стало ясно, что концептуально книга ничуть не устарела, что в правке нуждается только транслитерация клинописных знаков, но никак не идейная сторона и не метод, и что более ясного, сжатого и точного изложения аспектов вавилонской магии не было во все последующие годы!

Когда книга так хороша, прежде всего хочется узнать побольше о ее авторе. Вот тут-то меня поджидало большое разочарование: ни в одной из национальных энциклопедий Франции, Англии, Германии не удалось найти ни строчки об этом человеке, и даже правильное произношение его фамилии до последнего времени было для меня загадкой. С. Fossey — так написано на титульном листе единственного парижского издания книги. Клод Фоссей? Клэр Фосси? Неясно, и где искать правильный ответ — не знаешь. Выручил третий том немецкого справочника Reallexikon der Assyriologie, в котором удалось найти короткую справку. Оказывается, автора нашей книги звали Шарль Фоссе (1869-1946), родился он в городке Камбре, а умер в Монте-Карло. Фоссе был учеником великого Юлиуса Опперта, одного из первых дешифровщиков клинописи и основателя шумерологии (именно он и назвал неизвестный несемитский народ Южного Двуречья шумерами). Карьера Фоссе была нелегкой, потому что по окончании кафедры Ю. Опперта места в родной стране он не получил. Сперва он работал преподавателем аккадского языка и клинописи в Афинах, потом был приглашен в Каирский университет, через некоторое время вернулся во Францию, где получил должность преподавателя клинописи в парижской Ecole des Hautes Etudes. Только после смерти своего учителя в 1906 г. Ш. Фоссе назначается сперва профессором, а затем и заведующим отделением в этом высшем учебном заведении и занимает этот пост в течение 40 лет. Научная жизнь профессора Фоссе была интересной и разнообразной. Во время раскопок в Эль-Хадре Фоссе обнаружил копию одной из надписей ассирийского царя Синаххериба (т. н. «надпись из Бавиана» ), что и сделало его имя известным в научных кругах. Он также принимал участие в персидской археологической экспедиции, где тоже нашел немало выдающегося. Фоссе писал словари, справочники, научно-популярные книги, издавал ассирийские и вавилонские тексты… Но после его смерти вышли два коротких некролога, после чего имя замечательного ученого и профессора Шарля Фоссе стало порастать травой забвенияа. (а Основные публикации профессора Ш. Фоссе: La Magie assyrienne (These) (Biblioth. de l Eс. des Hautes Et. Sect, des Sc. relig. Vol. XV), Paris, 1902; Manuel d’Assyriologie HI, Paris, 1904-1926; Textes assyriens et babylon. relatifs a divination, Paris, 1905; Contribution au Dictionnaire Sumericn-Assyrien, Paris, 1905-1907; Presages tires des naissances (Babyloniaca V), Paris, 1912 bis 1914; Deux principes de la divination Assyro-Babylonicnne, d’apres le Traite SUMMA IZBU (Ec. prat, des Hautes Etudes. Sect, des Sc. relig., Annuaire 1921-1922). Notices sur les caractercs etrangers anciens et modernes — par un groupe de savants, reunies par Ch. Fossey, Paris, 1927. Некрологи: R. Labat, Charles Fossey, RA XL, 3-4, 1945-1946; J. Nougayrol Charles Fossey (Ec. prat, des Hautes Etudes, Sect, des Sc. reli-gieuses, Annuaire 1947-1948). За многие сведения о научной деятельности Фоссе благодарю профессора Венского университета Гебхарда Зельца (который, кстати, весьма сожалеет об отсутствии в библиотеке его университета книги Фоссе по ассирийской магии).

Немногие из моих европейских и американских коллег знают в наши дни это имя, а книги Фоссе можно достать далеко не в каждой европейской библиотеке. Судя по отсутствию статьи в энциклопедии Larousse, Франция тоже забыла своего замечательного сына. Но когда исчезает память об имени, имя воскрешают дела. Книга Фоссе хороша не потому, что он был профессор и заведующий отделением. Напротив, мы вспомнили о нем и о его должностях только потому, что его книга удивительно точна, глубока и современна по методу и стилю. И передавая эту книгу читателю спустя столетие, мы тем самым совершаем акт воскрешения ее автора. А может, вовсе даже и не совершаем воскрешение, а подтверждаем его, потому что автор сам себя воскресил совершенством своего труда, а нам осталось лишь констатировать этот факт и разбудить месье Фоссе в новом столетии словами слуги Сен-Симона: «Вставайте, сир, Вас ждут великие дела!»»

Это выдержка из предисловия, написанном одним из переводчиков данного труда, востоковедом В.В. Емельяновым.

Владимир Владимирович Емельянов (род. 30 апреля 1969ЛенинградСССР) — российский востоковедшумерологлитературоведпереводчик и поэт. Кандидат исторических наук, доктор философских наук, профессор.

В 1992 году окончил восточный факультет СПбГУ.

В 1997 году получил степень кандидата исторических наук (научный руководитель — И. М. Дьяконов).

В 2005 году защитил докторскую диссертацию по религиоведению на тему «Календарный ритуал в шумерской религии и культуре (категория МЕ и весенние праздники)» (научный консультант — д. и. н. В. А. Якобсон).

Профессор с 2010 года.

Преподаватель историческогофилософского (с 1997), восточного (с 2008) и филологического (с 2021) факультетов СПбГУ[1].

Деятельность

Автор более 130 научных публикаций[2]. Основные труды по истории шумерской культуры (календарные праздники и ритуалы, заговоры, эпос, политическая идеология, эстетические представления). Подготовил к печати издание так называемого «Ассиро-вавилонского эпоса» В. К. Шилейко (2007)[3] и первый сборник поэта В. Е. Щировского (2007)[4].

За работы по календарно-праздничным текстам древней Месопотамии и их влиянию на дальнейшие цивилизации Ближнего Востока награждён медалью с премией имени Б. Б. Пиотровского СПбО РАН (2024)[5].

Список произведений

Монографии

Статьи

Шумерские заклинания консекрации в связи с пониманием святости у шумеров // Палестинский сборник. — 1998. — № 35. — С. 39—60.
Древневосточные корни ислама // Исламская культура в мировой цивилизации и новые идеи в философии. — Уфа-СПб.: 2001. С. 61—93.
Эпос о Нинурте и Анзу (предисловие, перевод с аккадского, примечания) // Вестник древней истории. — 2004. — № 4. — С. 232—247.
В. К. Шилейко и его «Ассиро-вавилонский эпос» // Ассиро-вавилонский эпос. — СПб.: Наука, 2007. — (Литературные памятники). — С. 468—555.
Владимир Щировский в садах двадцать первого века // Щировский В. Танец души. — М.: Водолей, 2007. — С. 98-124.
Религия древней Месопотамии в современной историографии // Историография истории Древнего Востока. — Т. 1. — М.: Высшая школа. 2008. — С. 572—628.
Предфилософия Древнего Востока как источник нового философского дискурса // Вопросы философии, 2009. — № 9. — С. 153—163.
Идея вечного возвращения в шумерской культуре // Вестник СПбГУ. Серия 13. — 2009. — Вып. 2. — С. 58—68.

Как видим, это ученик  И. М. Дьяконова, к трудам которого идут постоянные отсылки во вполне себе рациональном труде Ирина Дедюхова «Кодекс Хаммурапи», где нет никакой «магии», то есть, обычного для любой «магии» мошенничества на доверии.

Читать Шарль Фоссе «Ассирийская магия»

Вебинар состоится 1 февраля 2025 г. в 20:00 (время московское) ведущая Ирина Дедюхова.

Для участия в вебинаре — оплатите февральский абонемент. Если делаете это впервые, укажите свой мейл, по которому будете получать ссылки на платформу и записи вебинаров.

Оплатить Яндекс.Деньгами или банковской картой можно в форме ниже:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

//