Джозеф Пулитцер (также Пулицер; англ. Joseph Pulitzer, 10 апреля 1847, Мако — 29 октября 1911, Чарлстон) — американский издатель и журналист, родоначальник жанра «жёлтой прессы». Был членом престижного Джекилайлендского клуба, в который входили представители финансово-промышленной аристократии и наиболее видные персоны восточного побережья США.
Биография
Пулитцер родился 10 апреля 1847 года в венгерском городке Мако в обеспеченной еврейской семье. Вскоре семья переехала в Будапешт, там Пулитцер учился в частной школе.
В юности Пулитцер мечтал о военной карьере, но по состоянию здоровья не был зачислен в австрийскую армию. Затем ему удалось завербоваться в армию США, но во время плавания в Америку он передумал и по прибытии дезертировал. Ему всё же пришлось повоевать — он застал в США окончание гражданской войны.
Некоторое время Джозеф занимался изучением нового для него английского языка, параллельно работая в немецкоязычной газете, издававшейся в Сент-Луисе. В 1878 году Пулитцер купил газету «St. Louis Post-Dispatch» и активно работал над преобразованием её бизнес-модели. Одно из серьёзных нововведений Пулитцера — проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками. Эти кампании приковывали внимание читателей, поднимали тираж газеты и приносили солидный доход издателю.
В 1883 году Пулитцер приобрёл газету «The New York World». Он подчеркивал, что его газеты будут «направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков». Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя.
Методы, которыми Пулитцер завоевывал читательский интерес, были просты и действенны. Он совмещал на страницах газет статьи о политической коррупции, журналистские расследования, сенсации в различных областях жизни, немного юмора и достаточное количество рекламы. Позже он стал добавлять спортивные новости, рубрики, посвященные женщинам, яркие иллюстрации. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов (стала первой газетой, постоянно помещавшей политические карикатуры на первой полосе). Пулитцер требовал от своих журналистов не столько «таскать сенсации», сколько уметь их подавать. Набранные аршинными буквами заголовки типа «Дыхание смерти», «Террор на Уолл-стрит» или «Любовники малышки Лизы» захватывали внимание. А вместе это составляло созданный Пулитцером новый газетный стиль, названный позже «жёлтой прессой».
Но выше всего Пулитцер ставил так называемые крестовые походы своих журналистов (этакие редакционные проверки, написанные в жанре репортажа). Блестящим примером «крестового похода» стала статья Нелли Блай о нью-йоркской психиатрической лечебнице. Чтобы проникнуть туда, журналистка столь успешно симулировала сумасшествие, что четверо из пятерых осматривавших её психиатров поставили диагноз «шизофрения». Когда Нелли спустя несколько недель «выздоровела», она опубликовала репортаж, в котором рассказала о том, что больных содержат в холоде и голоде и жестоко с ними обращаются. После этой публикации мэрия переоборудовала лечебницу.
Когда Пулитцер покупал The New York World, тираж газеты не превышал 15 000 экз. Через 15 лет, в 1898 году, он вырос до 1 млн экз. St. Louis Post-Dispatch, The New York World и другие газеты создали Пулитцеру состояние в $20 млн (соответствует нынешним $3 млрд).
В 1885 году Пулитцер был избран в Палату представителей.
В 1887 году он почти ослеп и оставил пост главного редактора The New York World. К 1890 году у издателя стали случаться нервные срывы, и он вообще отошёл от дел. Болезнь прогрессировала, и скоро Пулитцер не мог даже передвигаться без посторонней помощи. Вдобавок у него развилась болезненная чувствительность к шуму. Пулитцер лечился в лучших клиниках мира, но ничто не помогало. Последние годы жизни он вынужден был провести в звуконепроницаемых бункерах в своем нью-йоркском особняке и на яхте «Свобода». Умер Джозеф Пулитцер на борту своей любимой яхты в гавани Чарлстона (шт. Южная Каролина) 29 октября 1911 года.
Наследие
Незадолго до своей смерти он надиктовал то, что в США считается его профессиональным завещанием:
«Только искреннее чувство ответственности спасёт журналистику от раболепства перед классом имущих, которые преследуют эгоистические цели и противодействуют общественному благоденствию».
Имя Пулитцера носит высшая журналистская премия в США, присуждаемая за страсть к точности, приверженность к человеческим интересам, предоставление аудитории развлечения, удовлетворение любознательности. Ещё в 1904 году Пулитцер составил завещание, в котором жертвовал два миллиона долларов Колумбийскому университету. Три четверти этих денег предназначались на создание высшей Школы журналистики, а оставшаяся сумма — на премии для американских журналистов. Он завещал назначить четыре премии за журналистику, четыре — за достижения в области литературы и драмы, четыре «плавающие» премии — за различные достижения в гуманитарной области и одну премию — за вклад в образование. Колумбийская Школа журналистики[англ.] была основана через год после смерти Пулитцера, а премию начали вручать начиная с 1917 года. Всего присуждается 25 премий. Лауреаты премии получают по 10 тысяч долларов. Особо отмечается номинация «За служение обществу».
Символ США — знаменитая статуя Свободы, установленная на острове Либерти-айленд, — появился здесь благодаря стараниям Джозефа Пулитцера. Идея возведения статуи была непопулярна, и государство отказалось финансировать этот проект. Статуя Свободы уже начала ржаветь в Париже, ожидая, когда её погрузят на корабль и доставят в Америку. Тогда Пулитцер начал громить в своих газетах всех: политиков — за отказ от субсидий, богачей — за то, что не дают денег, обывателей — за равнодушие. За два месяца этой кампании Фонд постройки статуи Свободы получил достаточно денег на завершение строительства. Памятник открывал лично президент США Гровер Кливленд. Произошло это 28 октября 1886 года. А созданный Пулитцером романтический ореол вокруг статуи Свободы существует и по сей день.
- О применении методов «желтой прессы» в России читайте в блоге «Огурцова на на линии» публицистический цикл ЧЕТВЕРТАЯ ВЛАСТЬ
Уильям Рэндольф Херст (англ. William Randolph Hearst, IPA: /hɜːrst/) (29 апреля 1863 — 14 августа 1951) — американский медиамагнат, основатель холдинга Hearst Corporation, ведущий газетный издатель. Создал индустрию новостей и придумал делать деньги на сплетнях и скандалах.
С именем Уильяма Рэндольфа Херста связано появление в обиходе таких понятий, как «жёлтая пресса», «связи с общественностью» (PR) и «медиамагнат»[3].
Херст поднял статус профессии журналиста с безвестного сборщика информации до авторитетной фигуры и влиятельного лица. Он первым начал давать журналистам карт-бланш в выборе тем и ввёл тематические рубрики. Таким образом, нынешние газетные обозреватели, ведущие свою колонку, были его изобретением[4].
Биография
Рэндольф родился в Сан-Франциско, в семье Джорджа Херста и Фиби Херст. Отец Уильяма был миллионером и владел крупнейшими на Западном побережье США залежами серебра. Он выдал кредит «рупору» калифорнийских демократов San Francisco Examiner[англ.], выкупил убыточную газету и в 1887 году благодаря поддержке демократов стал сенатором[3].
Склонность к скандальной журналистике проявилась у молодого Херста ещё в студенческие годы. В Гарвардском университете незадолго до окончания написал оскорбительную для преподавателей заметку в университетском журнале «Lampoon» (рус. Пасквиль), за что был исключён из университета[3].
В 1885—1887 годах Херст прошел школу репортёрской работы в газете Джозефа Пулитцера «The New York World». После этого с помощью отца добился гарвардского диплома и вернулся в Сан-Франциско[3].
В 1903 Уильям Херст женился на Миллисент Веронике Уилсон[англ.] (1882—1974). У них было пять сыновей: Джордж Рэндольф Херст[англ.] (1904—1972), Уильям Рэндольф Херст-младший (1908—1993), Джон Рэндольф Херст[англ.] (1910—1958), близнецы Рэндольф Апперсон Херст[англ.] (1915—2000) и Дэвид Уитмор Херст (1915—1986).
С 1917 по 1951 год у Херста была любовная связь с актрисой Мэрион Дэвис. У них была общая дочь Патрисия Лейк[англ.], которую всегда представляли как племянницу Мэрион Дэвис[5].
Бизнес
В 23 года Херст выпросил у отца «San Francisco Examiner» и стал издателем. Новый хозяин заявил сотрудникам, что сенсацию можно сделать из любой чепухи, главное — форма подачи материала и соответствие запросам читателя. Через год тираж газеты вырос вдвое. Газета стала публиковать скандальные материалы о коррупции. В результате Херст-младший поссорился с отцом, который требовал от сына прекратить нападки на некоторые компании. Херст‑старший отказался финансировать газету и лишил сына наследства. После смерти отца в 1891 году капитал в 25 млн долларов перешел к матери Уильяма[3].
В 1895 году при финансовой поддержке со стороны матери, он купил «New York Morning Journal». Газета имела ничтожный по сравнению с конкурентами тираж в 30 тысяч экземпляров, её называли «газетой горничных».
Херст нанял выдающихся публицистов того времени Стивена Крэйна и Джулиана Готорна. Для него писал Марк Твен[4].
Собрав своих редакторов, Херст сказал им:
«Моя газета должна быть написана и издана так, чтобы её могли и хотели читать полуграмотные эмигранты, невежды, жители городского дна, подростки — все».
Он снизил цену до одного цента за номер[3]. Тираж газеты резко вырос. После этого началась так называемая «газетная война» между Херстом и Пулитцером. Два крупнейших издателя вступили в жёсткую конкуренцию.
Газетная война
На первые полосы газет вышли сенсации, преступления, катастрофы. Или наоборот, истории спасений и подвигов. Особое место отводилось историям из жизни знаменитостей, светским сплетням и скандалам. Возбуждение читателей подогревалось иллюстрациями, которые в те времена были, в общем, новостью в газетах. Причем, если описывались убийства или катастрофы, то художники рисовали натуралистические кровавые подробности. И этот метод сделал своё дело — газетные тиражи достигли огромных размеров[4].
В одной из редакционных статей Херст писал:
«Политика „The New York Journal“ заключается в том, что привлекать внимание столь же важно, как и добывать факты; публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей».
Херст перекупил весь репортерский отдел Пулитцера, писавший для воскресных выпусков. Пулитцер предложил журналистам вернуться на большие гонорары. Тогда Херст предложил им вдвое больше денег и перекупил снова. В 1896 Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта.
Пулитцер не мог угнаться за конкурентом. Его издание было предназначено для среднего класса и имело определённые рамки, которые он не мог переступить. Для Херста не было ограничений. Он говорил:
«Главный и единственный критерий качества газеты — тираж».
Лидерство на рынке
Херст стал миллионером и очень влиятельной личностью в газетном мире. В 1935 году он был одним из самых богатых людей в мире, его состояние оценивалось в 200 млн долларов. После покупки «New York Morning Journal» Херст продолжал скупать и учреждать ежедневные и еженедельные газеты по всем Соединенным Штатам. В 1940-е годы Херст был владельцем 25 ежедневных газет, 24 еженедельных газет, 12 радиостанций, 2 мировых агентств новостей, одного предприятия по производству новых тем для кинофильмов, киностудии «Cosmopolitan» и многого другого.
В 1948 году он приобрёл одну из первых американских телевизионных станций, BWAL-TV в Балтиморе. Газеты Херста продавались в количестве 13 млн экземпляров ежедневно и имели около 40 млн читателей. Почти треть взрослого населения США ежедневно читала газеты Херста. Кроме того, миллионы людей по всему миру получали информацию из прессы Херста через сообщения информационных агентств, фильмов и газет, которые переводились и печатались в огромных количествах по всему миру.
Политика
В разгар конкурентной борьбы между Херстом и Пулитцером, в 1898 году на Кубе началось освободительное движение против Испании. И газета Херста выступила главным обвинителем Испании и защитником Кубы.
На страницах «New York Morning Journal» было опубликовано украденное частное письмо испанского посла, где содержалась отрицательная характеристика президента США Уильяма Мак-Кинли. Таким способом Херст хотел заставить президента начать войну с Испанией. Корреспондент с Кубы телеграфировал Херсту: «Здесь все тихо, никакой войны нет». На что тот ответил: «Вы обеспечьте иллюстрации, а войну я обеспечу».
15 февраля 1898 года в порту Гаваны взорвался американский броненосец «Мэн». Ходили даже слухи, что Херст приложил руку к организации взрыва. Через две недели после взрыва «Мэна» тираж «New York Morning Journal» вырос до 5 млн экземпляров[3].
Он был дважды избран в Палату представителей, проиграл выборы на пост губернатора Нью-Йорка. Тем не менее, с помощью своих газет и журналов он добился огромного политического влияния.
Издания Nash’s Pall Mall Magazine[англ.] и Cosmopolitan, принадлежавшие Херсту, впервые опубликовали в 1925 и 1926 годах статью «Хобби» британского политика Уинстона Черчилля, известного своими антикоммунистическими взглядами и занимавшего в то время должность Канцлера казначейства Великобритании, посвящённую теоретическим аспектам изобразительного искусства.
В 1933 году Херст снимает фильм «Гавриил над Белым Домом», где рассказывается о том, как новый президент США с помощью Бога лично не только вытягивает Америку из экономического кризиса, но и подчиняет себе весь мир. Фильм был снят для продвижения в президенты Франклина Делано Рузвельта.
Мировоззрение Херста было ультраконсервативным, националистическим и антикоммунистическим. Он отличался крайне правыми взглядами. В 1934 году он совершил путешествие в Германию, где был принят Гитлером как гость и друг. После поездки в газетах Херста появилась серия агрессивных статей против социализма, против Советского Союза и, в особенности, против Сталина. На первых полосах газет часто появлялись карикатуры на Сталина, изображенного в виде убийцы, держащего кинжал в руках[источник не указан 871 день].
В 1934 году пресса Херста опубликовала в США статью Германа Геринга с антисемитской пропагандой[6].
В 1941 году режиссёр Орсон Уэллс снял фильм «Гражданин Кейн», прототипом для главного героя которого послужил Херст. Вплоть до того, что Кейн в фильме буквально цитировал некоторые скандальные высказывания Херста.
Сразу после выпуска фильм получил премию «Оскар» за лучший сценарий (был номинирован на эту премию ещё в восьми номинациях), а впоследствии многократно упоминался критиками как «лучший фильм всех времён и народов»[7][8].
Не желая выхода фильма на экран, Херст с помощью своей медиаимперии начал настоящую войну с Уэллсом. «Гражданина Кейна» посмотрели в главных городах Америки, но в провинции, особенно на Юге, сила была на стороне газет Херста. Кроме того, большинство газет Херста поступили ещё проще — они объявили фильму бойкот. Это один из немногих случаев в истории США, когда фильм вызвал такую бурю в политических и общественных кругах.
«Гражданин Кейн» (англ. Citizen Kane) — американский драматический фильм 1941 года, режиссёром, продюсером и исполнителем главной роли в котором выступил Орсон Уэллс. Сценарий был написан совместно Уэллсом и Херманом Манкевичем. Картина стала первым полнометражным фильмом Уэллса, которому на тот момент было 25 лет. В течение 40 лет (5 опросов промежутком в 10 лет: 1962, 1972, 1982, 1992, 2002) «Гражданин Кейн» занимал первое место в списке лучших фильмов в опросе журнала Sight & Sound, выпускаемого Британским институтом кино и возглавлял список Американского института кино «100 лучших американских фильмов за 100 лет» в 1998 году, а также его обновление в 2007 году. Фильм был номинирован на премию «Оскар» в девяти категориях, но получил награду только за лучший сценарий. Фильм получил высокую оценку за операторскую работу Грегга Толанда, монтаж Роберта Уайза, музыку Бернарда Херрманна и структуру повествования, которые считаются новаторскими и знаковыми для всего кинематографа.
Квазибиографический фильм рассказывает о жизни и наследии Чарльза Фостера Кейна, которого сыграл Уэллс. Персонаж представляет собой собирательный образ американских медиамагнатов, таких как Уильям Херст и Джозеф Пулитцер и чикагских магнатов, таких как Сэмюэл Инсулл и Гарольд Маккормик[англ.], а также на аспектах жизни самих сценаристов. После выхода фильма Херст запретил любое упоминание о нём в своих газетах.
После успеха на Бродвее «Театра „Меркурий“», независимой театральной труппы Уэллса и скандальной радиопостановки 1938 года «Война миров» в передаче «Театра «Меркурий» в прямом эфире[англ.]», Голливуд обратил пристальное внимание на Уэллса. В 1939 году он подписал контракт с компанией RKO Pictures. Хотя в то время это было нетипично для режиссёра дебютанта, ему была предоставлена свобода разрабатывать свой собственный сюжет, использовать свой собственный актёрский состав и съёмочную группу, а также иметь право на финальный монтаж. После двух неудачных попыток запустить проект, он написал сценарий «Гражданина Кейна» в сотрудничестве с Херманом Манкевичем. Съёмки начались в 1940 году, в том же году был показан новаторский трейлер фильма[англ.], а в прокат фильм вышел в 1941 году.
Несмотря на успех среди критиков, «Гражданину Кейну» не удалось окупиться в прокате. После выхода на экраны фильм исчез из поля зрения, но к нему вернулось внимание публики, после того как его высоко оценили французские критики, такие как Андре Базен, и повторно выпустили в 1956 году. В 1958 году фильм занял 9-е место в престижном списке «Брюссель 12» на Всемирной выставке 1958 года. В 1989 году Библиотека Конгресса США выбрала «Гражданина Кейна» в качестве одного из 25 фильмов для сохранения в Национальном реестре фильмов США за его «культурную, историческую или эстетическую значимость». Роджер Эберт написал о фильме: «На поверхности он такой же развлекательный, как и любой другой фильм, когда-либо снятый. Его глубина превосходит понимание. Я проанализировал его кадр за кадром с более чем 30 группами, и вместе мы, я полагаю, увидели практически всё, что есть на экране. Чем яснее я вижу его физическое проявление, тем больше меня будоражит его тайна».
Сюжет
Одинокий газетный медиамагнат-миллиардер Чарльз Фостер Кейн умирает в своём гигантском замке, наполненном бесценными произведениями искусства. В миг смерти из его руки выпадает стеклянный шар со снежным пейзажем, и Кейн произносит только одно слово: rosebud («розовый бутон»). Газеты и кинохроника сразу же подхватывают это событие, и на протяжении двенадцати минут перед зрителем предстаёт в виде некролога жизнь Кейна. В частности, становится известно, что его называли коммунистом и фашистом, что он был замешан в двух войнах, перед смертью был парализован, построил замок Ксанаду (отсылка к увековеченной в стихотворении британского романтика С. Т. Кольриджа «Кубла Хан» (1797) резиденции Хубилай-хана, императора-основателя империи Юань), был дважды женат и неудачно баллотировался в губернаторы.
Журналист Томпсон получает задание выяснить, почему Кейн произнёс перед смертью это загадочное слово. Так начинается странствие корреспондента и встречи с людьми, которые когда-либо встречались с Кейном.
Сьюзен Александер, вторая жена Кейна, поначалу отказывается говорить с Томпсоном. Затем журналист знакомится с дневником банкира Уолтера Паркса Тэтчера в мемориальной библиотеке последнего. В первом за фильм флешбэке зритель узнаёт о случае из детства обычного и весёлого мальчика Кейна: несмотря на сопротивление доброго и слабого мужа, любящая и волевая мать отдала маленького сына «ради его же блага» в другой город, на воспитание банкиру Тэтчеру.
Последующие флешбэки демонстрируют начало предпринимательства Кейна в медиабизнесе с полученного от банкира контроля над небольшой газетой. Начиная с газеты, вся жизнь Кейна хорошо задокументирована. Чарльз поначалу старается служить читателям и правде. Но работать начинает всё больше в лживом бездоказательном стиле «жёлтой журналистики», поначалу чтобы сопротивляться более крупным конкурентам, потом всё более втягиваясь в политическую подковёрную борьбу и в неправедную личную жизнь. Кейн расчётливо женится на племяннице президента США и баллотируется на пост губернатора. Богатея и авторитарно управляя растущей медиаимперией, он теряет своего лучшего друга и коллегу, всё больше увязая во лжи и не желая слышать от друга правду. Романтический скандал с будущей второй женой, Сьюзен Александер, «певичкой», положил конец как браку по расчёту, так и политической карьере.
По ходу развития сюжета зрителям показывают, как постепенно Кейн богатеет, преуспевает, но и черствеет, теряет друзей и теряет себя.
Любовь к Сьюзен быстро перерастает в гордыню, эгоизм и самообман: магнат пытается устроить ей карьеру в опере, но не хочет принять отсутствие у неё таланта и желания. И хотя Сьюзен после дебюта на большой сцене не хочет продолжать карьеру оперной певицы, Кейн отказывается принимать её решение. И только когда она попыталась покончить с собой, он ей разрешил отказаться от пения. Спустя много несчастливых лет в браке и попытки Кейна к рукоприкладству, она наконец уходит от него.
Дворецкий Кейна рассказывает Томпсону, что после того, как Сьюзен ушла от него, он начал яростно уничтожать её спальню, пока не наткнулся на снежный шар. Увидев его, он успокоился и сказал «Бутон розы».
К концу фильма, несмотря на многочисленные интервью с близкими Кейну людьми, журналист Томпсон так и не разрешает загадку «розового бутона». Он приходит к выводу, что это может быть всё что угодно — нечто потерянное или так и не купленное. Но в последние моменты фильма камера демонстрирует зрителю рабочих, сжигающих кое-какие не представляющие ценности вещи Кейна. Среди них в печь попадают и старые детские санки Кейна с надписью «Розовый бутон». Для журналиста Томпсона и остальных героев, тем не менее, это так и остаётся загадкой.
Фильм заканчивается тем же планом, которым и начинался: знак «Проход запрещён» на заборе вокруг замка Ксанаду.
В ролях
Источник: American Film Institute[2].
Актёр | Роль |
---|---|
Орсон Уэллс | богатый издатель газет Чарльз Фостер Кейн |
Джозеф Коттен | лучший друг Чарльза, репортёр «The Inquirer» Джедедайя Лиланд |
Дороти Камингор | любовница Чарльза и его вторая жена Сьюзан Александер Кейн |
Агнес Мурхед | мать Чарльза Мэри Кейн |
Рут Уоррик | первая жена Чарльза Эмили Монро Нортон Кейн |
Рэй Коллинз | политический конкурент Чарльза и действующий губернатор Нью-Йорка Джеймс Геттис |
Эрскин Сэнфорд | редактор «The Inquirer» Герберт Картер |
Эверетт Слоун | друг Чарльза и сотрудник «The Inquirer» мистер Бернштайн |
Уильям Олланд | репортёр Джерри Томпсон |
Пол Стюарт | дворецкий Чарльза Рэймонд |
Джордж Кулурис | банкир, ставший законным опекуном Чарльза Уолтер Паркс Тэтчер |
Фортунио Бонанова | педагог по вокалу для Сьюзан Кейн Signor Matiste |
Гас Шиллинг | метрдотель в ночном клубе Джон |
Филип Ван Зандт | мистер Ролстон |
Джорджия Бакус | сотрудник библиотеки мисс Берта Андерсон |
Гарри Шэннон | отец Чарльза Джим Кейн |
Сонни Бапп | сын Чарльза Чарльз Фостер Кейн III |
Бадди Суон | Чарльз Фостер Кейн (в возрасте 8 лет) |
Кармен Лару | служанка в Ксандау-холл |
Бенни Рубин | Смэтер (в титрах не указан) |
История создания
Президент фирмы «RKO Pictures» Джордж Шеффер задумал вывести компанию на новый уровень, считая, что в фирму нужно влить новую кровь. Учитывая успехи и известность Уэллса, был подписан необычный по тем временам контракт, который предоставлял ему творческую самостоятельность в выборе темы, написании сценария, подборе актёров, визуальном решении, монтаже и остальных вопросах. При этом предполагалось, что Уэллс будет одновременно автором сценария, и актёром, и режиссёром, и продюсером, а студия не будет иметь права контролировать его работу во время съёмок и даже просматривать материал, если проект укладывается в бюджет[3][4][5].
В качестве первого фильма он выбрал адаптацию повести «Сердце тьмы» Джозефа Конрада[6], однако проект оказался слишком дорогим. Тогда Уэллс остановился на сценарии «Гражданин Кейна», который создал совместно с Херманом Дж. Манкевичем. Именно Манкевич предложил взять за основу биографию Уильяма Хёрста и написал самостоятельно две первых версии сценария. Над сценарием, который первоначально имел название «Американец», также работали Джозеф Колен и Джон Хаузмен (в титрах не указаны)[7].
О приоритете в создании сценария картины полемика ведётся до сих пор. В своём эссе «Выращивание Кейна» (The New Yorker, 1971) крупнейший американский критик Полин Кейл, подробно исследуя историю создания фильма, оспаривала абсолютное авторство Орсона Уэллса и приписывала как минимум половину заслуг этой картины её сценаристу Манкевичу[8]. Считается, что символика «бутона розы» — идея Манкевича, а Уэллс говорил, что идея «бутона розы» менее всего нравится ему в фильме: «Она действительно неудачна — какой-то упрощённый, расхожий фрейдизм»[7].
Получив согласие на постановку, режиссёр приступил к работе над фильмом. Для вдохновения за несколько месяцев Уэллс просмотрел около тысячи фильмов, интересуясь особенно немецкими экспрессионистами и французским «авангардом»[9]. Прежде чем приступить к постановке картины, Уэллс, как он сам говорил, более сорока раз просмотрел вестерн Джона Форда «Дилижанс»[10].
На все основные роли Уэллс пригласил актёров театра «Меркюри». Съёмки происходили в основном в павильонах студии, начались 30 июля 1940 года и продолжались четыре месяца, затем режиссёр монтировал и озвучивал фильм. В январе «Гражданин Кейн» был закончен. 9 апреля 1941 года в Нью-Йорке и Лос-Анджелесе состоялся предпоказ фильма для прессы, а премьера для публики состоялась в Нью-Йорке 1 мая 1941 года[7].
Фильм во многом основан на биографии американского бизнесмена Уильяма Рэндольфа Хёрста (1863—1951), газетного магната, создателя сенсационности как критерия продажи газет, основателя «жёлтой журналистики».[11].
Хотя биографии персонажа и прототипа полностью не совпадают, в картине присутствуют дословные цитаты Хёрста. К примеру, Кейн слово в слово повторяет телеграмму Хёрста своему корреспонденту на Кубу: «Не уезжайте. Вы обеспечиваете иллюстрации, а я обеспечу войну» (англ. Please remain. You furnish the pictures, and I’ll furnish the war). «Гражданин Кейн» взял за основу и роман Хёрста с актрисой Мэрион Дэвис. Особое значение в фильме имеет сам замок Кейна Ксанаду, прототипом которого послужила пышная резиденция Хёрста в Калифорнии.
Из фильма при начале монтажа, по цензурным соображениям, был удалён двухминутный эпизод, в котором Кейн появлялся в публичном доме; этот эпизод следовал за вечеринкой с танцами, а завершался тем, что Кейн выходил из публичного дома[12].
В прокате
Не желая выхода фильма на экран, Хёрст с помощью своей медиаимперии начал настоящую войну с Уэллсом. Уэллс потерял много сил и нервов, чтобы снять фильм, но ещё больше — чтобы добиться от кинокомпании РКО выхода своей картины на экран. Фильм не принёс большого зрительского успеха во многом из-за антирекламной кампании Хёрста. «Гражданина Кейна» посмотрели в главных городах Америки, но в провинции, особенно на Юге, сила была на стороне газет Хёрста. Кроме того, большинство газет Хёрста поступили ещё проще — они объявили фильму бойкот. Так как крупные кинотеатры и сети его не демонстрировали, то первоначально фильм потерпел финансовый крах и стал прибыльным лишь после серии повторных прокатов.
Художественные особенности
Многие сцены в различных флэшбеках фильма дополняют друг друга, а также дублируют одно и то же событие, показывая его с разных точек зрения, используется художественный приём сообщения информации так называемым «ненадежным рассказчиком». Оператор Грегг Толанд получил возможность применить те приёмы, о которых он давно мечтал, например широкоугольные объективы, позволяющие строить глубинный кадр, объединяющий разные действия в едином потоке, короткий фокус, съёмки с верхней и нижней точки, присутствие в кадре потолка, предметы на границе кадра, использование внутрикадрового монтажа. Толанд, по словам режиссёра, под влиянием Джона Форда, всё время повторял ему: «Снимай каждый эпизод целиком, не делай ничего другого». То есть необходимо разыгрывать всю сцену, ничего не вырезая, не снимая альтернативных версий и т. д., что во многом стало возможным благодаря качеству актёрской игры[12]. Характер картины и её художественные особенности предопределили выразительные операторские и монтажные решения: экспрессивность композиции, сдвинутые соотношения объёмов, алогичные точки съёмок, оригинальные монтажные переходы[13].
Интерпретации
Примечательно, что в поэме английского поэта Роберта Геррика «Девственницам: спешите наверстать упущенное»[14], символ розы олицетворяет радость молодости и быстротечность жизни:
Срывайте розы поскорей,
Подвластно всё старенью,
Цветы, что ныне всех милей,
Назавтра станут тенью.
Поэма отсылает к крылатому латинскому выражению «Carpe diem», и трактуется как призыв проживать каждый день с удовольствием, не откладывая полнокровную жизнь на неопределённое и неизвестное будущее. Таким образом, детские санки Кейна с надписью «Rosebud» можно понимать как символ утраченного времени, счастья, самой жизни, прожитой зря.
Критика
- Влиятельный критик Босли Краузер (в 1940—1967 руководил киноразделом The New York Times) написал, что фильм
близок к тому, чтобы называться самой блестящей картиной из когда-либо снятых в Голливуде[15].
- В 1946 году французский историк кино Жорж Садуль, пытаясь подорвать сложившуюся у Уэллса репутацию новатора, назвал фильм «энциклопедией старых приёмов»[15].
- Жан-Поль Сартр, статья[16] которого привлекла внимание к фильму, критикуя картину за излишнюю интеллектуализацию и эстетство писал:
Технические новшества фильма изобретены не для того, чтобы придать ему жизни. Встречаются примеры великолепной операторской работы… Но слишком часто возникает впечатление, что изображение ставится превыше всего; нас заваливают перегруженными кадрами, неестественными и вымученными. То же бывает и в романах, когда на первый план выдвигается стиль, а персонажи настолько блёклы, что забываются через мгновение.
- Полин Кэйл в своём нашумевшем эссе отмечала, что успех картины стал
результатом того, что Уэллс открыл для себя радость создания кино и наслаждался этим.
- В книге Джона Кобала «Сто лучших фильмов» («The Top 100 Movies», London, Pavilion Books, 1989) картине «Гражданин Кейн» была отведена первая позиция[17].
Значение
Роберт Оттосон в предисловии к «Справочнику по американскому нуару, 1940—1950» (Robert Ottoson, Reference Guide to the American Film Noir 1940—1950, Scarecrow Press, 1981) указывает, что появление картины является одним из главных факторов, предопределивших рождение жанра «нуар» (фр. film noir — «чёрный фильм») в кино.
В рейтинге десяти самых значительных фильмов мирового кино, который публикуется британским журналом Sight & Sound каждые десять лет, начиная с 1952 года, и основывается на мнении более чем ста киноведов и (с 1992 года) режиссёров из разных стран мира[18], «Гражданин Кейн» пять раз подряд занимал первое место. В 2012 году его сместило «Головокружение» Альфреда Хичкока[19].
В 1999 году режиссёром Бенджамином Россом был снят художественный фильм «Проект 281» (RKO 281) о съёмках «Гражданина Кейна», в котором роль Орсона Уэлса исполнил Лев Шрайбер, а также снялись Джон Малкович, Джеймс Кромвелл, Мелани Гриффит, Рой Шайдер, Дэвид Суше и другие.
В 1998 году Американский киноинститут составил список из 100 лучших американских фильмов, в котором «Гражданин Кейн» занял 1-е место[20]. В обновлённом списке 2007 года фильм также занял первое место.
В 2015 году по опросу компании BBC «Гражданин Кейн» был назван самым лучшим американским фильмом. В опросе приняли участие 62 кинообозревателя[21].
К числу поклонников фильма относятся такие фигуры кинематографа, как Роджер Корман, Кристофер Нолан, Тео Ангелопулос, Терри Гиллиам, Нил Джордан, Дэвид Линч, Кшиштоф Кеслёвский, Джон Шлезингер, Пол Шредер, Мартин Скорсезе, Оливер Стоун, Кинг Видор, Джон Ву, Кшиштоф Занусси, Роджер Эберт и Дэвид Финчер.[источник не указан 4536 дней].
В фильме Мартина Скорсезе «Волк с Уолл-стрит» (2013) воспроизведена сцена, в которой Кейн организует вечеринку для сотрудников своей газеты, зазвав в редакцию марширующий оркестр и кордебалет с канканом.
В 2020 году вышел в свет биографический фильм Дэвида Финчера (по сценарию его отца Джека Финчера) «Манк», сюжет которого построен на событиях из истории съёмок «Гражданина Кейна».
Награды и номинации
- 1941 — премия Национального совета кинокритиков США за лучший фильм.
- 1942 — премия «Оскар» за лучший сценарий (Орсон Уэллс, Херман Манкевич). 8 номинаций на премию «Оскар»: за лучший фильм, режиссуру (Орсон Уэллс), главную мужскую роль (Орсон Уэллс), операторскую работу (Грегг Толанд), монтаж (Роберт Уайз), музыку (Бернард Херрманн), декорации (Перри Фергюсон, Ван Нест Полглэйз, Роланд Филдс, Даррелл Сильвера), запись звука (Джон Олберг).